Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения тренировочных заданий 2 страница





1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ Для замечаний
Тест   1. Что составляет основу философского мировоззрения? а) предчувствия; б) переживания; в) вера; г) знания; д) фантазия.   2. Кто такой Будда?   а) религиозный деятель; б) пророк; в) философ; г) нравственный подвижник и реформатор.   3. Кого из названных мыслителей вы отнесли бы к периоду античности?   а) Лаоцзы; б) Аврелий Августин; в) Будда; г) Фалес.   4. Какое из указанных произведений является основным трудом Р. Декарта?   а) «Новый Органон»; б) «Критика чистого разума»; в) «Новая Атлантида»; г) «Рассуждение о методе».   5. Как могут быть определены философские позиции Г. Гегеля?   а) агностик; б) объективный идеалист; в) дуалист; г) метафизический материалист; д) материалист-диалектик.   6. Какая из идей принадлежит Ф. Ницше и каково ее содержание?   а) идея cogito; б) идея либидо; в) идея Сверхчеловека; г) идея вселенского взрыва.   7. Что означает понятие «сублимация»?   а) взаимосвязь и взаимообусловленность явлений; б) наличие диалектических противоположностей в окружающем мире; в) отрицание возможности познания универсума; г) переключение сексуальной энергии человека на социально значимые действия. 8. Кто из мыслителей прошлого положил начало русской философии?   а) митрополит Илларион; б) летописец Нестор; в) М. Ломоносов; г) П. Чаадаев; д) В. Соловьев.   9. Кто из белорусских мыслителей написал философское произведение «Оправдание грешного человека перед богом» и какие идеи в нем выражены?   а) К. Туровский; б) Ф. Скорина; в) А. Волан; г) С. Будный.   10. Кто из отечественных философов был назван «белорусским Джордано Бруно» и за что?   а) В. Тяпинский; б) К. Лыщинский; в) Л. Сапега; г) К. Калиновский.  

2. ОНТОЛОГИЯ. Для замечаний
2.1. БЫТИЕ, ЕГО ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ   2.1.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ И ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ   Категория «бытие» является одной из первых по происхождению категорий философии, многие смысловые значения которой были заложены еще в мифологии. Этот термин бытие обозначает, во-первых, совокупность материальных образований (вещей, явлений, процессов) в их противопоставлении явлениям и процессам сознания, духа, т. е. идеальному. Это очень узкий смысл, поскольку бытие — это прежде всего то, что существует, а реально существуют не только материальные, но и духовные образования. Во-вторых, бытие – это совокупность всего существующего здесь и теперь, т. е. и материальных и духовных образований. И в-третьих, бытие – это способ существования материальных и духовных образований, составляющих все богатство вещей, явлений и процессов реального мира. Философский смысл категории «бытие» раскрывается также в содержании ряда проблем, которые конкретизируют исходное содержание данной категории. Основные из них: 1) осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности в единстве в них того, что является временным, конечным, раздельным и того, что предстает как вечное, бесконечное, целостное; 2) осмысление единства мира, в частности, способов сопряженности, «встраивания» в мир естественных объектов и процессов новых искусственно созданных материальных образований; 3) осмысление мира как реальности, независимой от человека и его деятельности, которая имеет внутреннюю логику, законосообразность своего существования и развития, предзаданную человеку и человеческому сообществу. Для того, чтобы решить эти и другие более частные проблемы, понадобилось конкретизировать общие представления о бытии путем выделения его основных форм, в качестве которых выступают бытие вещей, бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Выделенные основные четыре формы бытия в свою очередь включают в себя по две формы каждая. В итоге общая картина выглядит следующим образом. Бытие вещей (явлений, процессов) включает в себя, во-первых, бытие вещей, явлений, процессов «первой природы» и, во-вторых, бытие произведенных человеком вещей или бытие «второй природы». «Первая природа»– это объективная и первичная реальность, существовавшая миллиарды лет до человечества. «Вторая природа» – это комплексная природно-духовно-социальная реальность, включающая в себя созданные человеком предметы повседневного обихода, техносферу, орудия и средства производства, производственную и социальную инфраструктуру, а также выведенные путем естественного отбора или созданные средствами генной инженерии живые организмы. Бытие человека включает в себя, во-первых, бытие человека в мире вещей, и, во-вторых, специфически человеческое бытие. Бытие человека в мире вещей–это его существование как «вещи среди вещей», связанное с общими для человека и вещей природы законами, с необходимостью учета материальных предпосылок человеческого существования (наличие определенных физических и геометрических параметров, определенная скорость и ритм процессов, обеспечивающих их целостность, конечность существования, включенность в общий процесс космической эволюции). Специфически человеческое бытие – это жизнедеятельность человека во всей полноте своих проявлений, в единстве телесного (физического), биологического и социального измерений. Бытие духовного (идеального) охватывает бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного. Бытие индивидуализированного духовного – это проявления сознания индивидуального человека (поток осознанных влечений, чувств, переживаний, мыслей, знаний, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и др.), а также различные формы бессознательного (механизмы неосознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием, неосознаваемые эвристически-творческие ресурсы, бессознательные влечения). Бытие объективированного духовного представляет собой формы материализации духовных образований (представлений о мире, боге, истине, добре, справедливости, прекрасном и т. д.), порождаемые человеческой культурой. Это естественные и искусственные языки, произведения искусства, нотные записи и живое исполнение музыкальных произведений, технические носители информации. Бытие социального включает в себя, во-первых, бытие отдельного человека в обществе и истории; во-вторых, бытие общества. Бытие отдельного человека в обществе и истории включает в себя процессы социализации (вхождения в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределенности его поведения и деятельности спецификой общественно-исторических условий и механизмы активного воздействия и его стороны на ход исторических событий. Бытие общества – это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, культурно-цивилизационных явлений и процессов. Движение философской мысли, направленное на выявление и анализ содержание основных форм бытия, всегда было сопряжено с поиском ответа на вопрос о том, что объединяет эти формы. Он ставится еще в рамках полумифологических представлений ранней греческой философии как вопрос о том, из чего произошло все сущее как из своей основы и первоначала? Позднее была выработана категория субстанции, выражающая то, что обеспечивает внутреннее единство многообразных конкретных вещей, явлений, процессов, т.е. конкретных форм бытия. Осмысление проблемы субстанции происходило под направляющим воздействием идей, о наличии одной, двух (материальной и духовной) или множества субстанций, которые, оформились в философские учения, получившие названия монизм, дуализм, плюрализм. Одной из наиболее последовательно развиваемых концепций субстанции, ориентированных на свое обоснование данными науки, является ее материалистическая концепция.   2.1.2. МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ   Содержание философской категории «материя» прошло многовековую эволюцию, почти столь же длительную, как и сама философия.Напервом этапе оно тяготело к наглядно чувственным представлениям.Считалось, что материальной основой всех вещей являются определенные природные «стихии»: вода, земля, огонь, воздух, дерево, металл и др.На втором этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой вещества, несводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований.На основе атомистических представлений были получены фундаментальные естественнонаучные результаты в физике, химии и предприняты попытки (правда, не столь удачные) объяснить на этой же основе социальные явления. Естественнонаучные достижения способствовали отождествлению материи с атомами как «первопричинами», из которых состоят все природные тела. Однако уже в рамках второго этапа зародились представления о материи как реальности, несводимой к какой бы то ни было конкретной форме вещества, в том числе и к атомам. Материя стала пониматься как носитель определенных свойств (протяженности, плотности, тяжести, делимости и др.), из которых вытекают все свойства конкретных вещей. Сам же носитель этих свойств – материя – представляет собой первичное вещество, обладающее лишь свойствами устойчивости и сохранения. Такая направленность в анализе проблемы субстанции оказалась созвучной современности на рубеже XIX—XX вв., когда открытие делимости атома и превращения вещества в энергию окончательно дискредитировали ориентацию на поиск конкретного вещественного аналога материи. Началсятретий этап, в рамках которого было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи, согласно которому с понятием материи связаны лишь два свойства: а) способность материи существовать независимо от сознания: б) ее способность отражаться человеческим сознанием. Философско-гносеологическое понимание материи стимулировало положительное решение вопросов о первичности материи и познаваемости мира. Однако вне основного вопроса философии в контексте локализованных в пространстве и времени ситуаций такое решение вопроса о соотношении материи и сознания очень часто выглядело не просто малоубедительным, но и прямо противоречащим действительности (например, в проектно-конструкторской работе). Стало понятно, что существует определенный предел противопоставления материи и сознания, и в частночти, предел независимости материи от сознания. Это обусловило необходимость выработки более широкого и адекватного понимания смысла философской категории «материя». С середины ХХ в. начался четвертый этап этого процесса, в рамках которого формируется субстанциально-аксиологическая концепция материи, ориентированная на наиболее полный охват атрибутов материи. К настоящему времени наиболее разработаны представления о таких атрибутах материи как структурность, движение, пространство, время, сознание как свойство высокоорганизованной материи.   Структурность материи.Структурность, или структурированность материиэто способ ее организации, обеспечивающий устойчивость материальных образований. В современных представлениях о структурности материи выделяют ее виды, формы и уровни. Критериями выделения их (прежде всего структурных уровней материи) являются наличие определенного класса однотипных объектов, специфических взаимодействий между ними, обеспечивающих целостность системы объектов данного уровня, его определенные пространственно-временные масштабы и законы изменения. В соответствии с отмеченными критериями выделяют уровни организации неживой, живой и социальной материи. 1. Уровни организации неживой материи: субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический, планетный, планетных систем, галактический, галактических систем, метагалактический, Большая Вселенная.   2. Уровни организации живой материи: доклеточный, клеточный, органо-тканевой, организменный, популяционновидовой, биоценозный, биогеоценнозный, биосферный.   3. Уровни организации социальной материи: индивидуального бытия, семейный, социально-стратификационный, классовый, национально-этнический, формационный, культурно-цивилизационный. Общество – это одна из форм материи, а именно: социальная материя. Она столь же реальна, как неорганическая и органическая (живая) природа.   Движение как способ существования материи.В русле материального понимания субстанции было выработано представление о движении как всеобщем атрибуте материи, точнее — о движении как способе ее существования. Каковы аргументы в его пользу? Наряду с научными данными, обобщенными в законе сохранения и превращения энергии, в представлениях об эволюции биосферы, глобальной и космической эволюции используются и логические доводы. Суть их в следующем. Во всех существующих материальных системах происходят два типа взаимодействий: внутренние (между входящими в них элементами) и внешние (между данной конкретной системой и другими системами, составляющие среду ее обитания). Результатом обоих типов взаимодействий является изменение систем. Остановить взаимодействие между материальными системами и устранить вызываемые ими изменения в рамках всего материального бытия невозможно. Следовательно, движение является способом существования материи, внутренне присуще ей и составляет ее всеобщий атрибут. Становление философского понятия движения сопровождалось формированием более развитых и корректных представлений о типах и формах движения. Были выделены два типа движения. Первый тип – это движение, при котором изменяются отдельные стороны, свойства предмета, но сохраняются его качество. Так, со временем меняют внешний облик, изнашиваются вещи, стареют люди, но сохраняя при свою структуру и функции, сохраняют свое качество. Стабильными биосферными компонентами на долгое время остаются биоценозы при наличии значительных видо-популяционных изменений. Централизованно-управляемой или рыночной будет оставаться экономика, несмотря на некоторые нововведения, не меняющиеся ее ключевые параметры. Второй тип движения – это движение, изменяющее качество предмета.Его результатом является распад предмета или включение данного предмета в измененном виде в другую систему. Так, определенные изменения в атомном ядре приводят к превращению его в другое вещество; изменения генофонда биологического вида являются главной причиной образования нового вида с возможным вымиранием прежнего, внутриполитические изменения могут привести к распаду государства. Освоение человеком новой профессии или повышение квалификации, безусловно меняет его профессиональное качество. Тип движения, связанный с качественными изменениями предметов, называют развитием. При этом различают прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие (или прогресс) – это движение, связанное с изменением качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которое развертывают потенциальные возможности, скрытые в предшествующих качественных состояниях предметов. Наиболее наглядно оно проявляется в технико-технологической и производственной сферах, где из одного и того же природного вещества, придавая ему различные формы, получают растущее многообразие предметов потребления и средств производства. Наряду с типами движения выделяют формы движения, выражающие специфику процессов изменения материальных образований, принадлежащих к определенным (конкретным) уровням организации материи. Выделяют пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Главным критерием их классификации является наличие специфического материального носителя, т.е. соотнесенность данных форм движения с определенными уровнями организации материи. Неразрывная связь движения с материей — важнейшая характеристика как движения (оно как и материя неуничтожимо), так и материя (движение есть способ существования материи). Наряду с этим к важнейшим характеристикам движения относятся также его абсолютность и противоречивость. Движение противоречиво, поскольку оно есть единство изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности, абсолютного и относительного. Оно абсолютно, поскольку стабильность (покой) невозможны во всех формах движения одновременно. Имея место в одной из форм движения материи они устраняются ее совокупным движением.   Пространство и время   Пространство – это форма существования материи, выражающая протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.Выработанная в философии категория «пространство» выражает, во-первых, взаимное расположение объектов (впереди, позади, вне, внутри, близко, далеко, сверху, снизу и т.д.); во-вторых, их способность занимать определенный объем (иметь одновременно длину, ширину, высоту); в-третьих, свойство объектов иметь определенную форму (внутреннюю – структуру и внешнюю – конфигурацию). Время – это форма существования материи, выражающая длительность существования и смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем.Философская категория «время» выражает: во-первых, продолжительность существования предметов, явлений, процессов, длительность изменения и развития их отдельных сторон, фаз, ступеней (постоянно, продолжительно, непродолжительно); во-вторых, последовательность состояний, событий и процессов в сфере материальных объектов (до, после, одновременно); в-третьих, скорость и ритм процессов изменения и развития (быстро, медленно, периодически, неритмично). Основные свойства пространства: протяженность, однородность, трехмерность; времени – длительность, необратимость, одномерность. Представления о свойствах пространства и времени, их соотнесенности со свойствами материальных объектов формировались в русле двух основных концепций пространства—времени – субстанциональной и реляционной. Разработка первой из них связана с именами Демокрита, Эпикура, Дж. Бруно, Г. Галилея; предтечами второй были Платон, Аристотель, Р. Декарт, Г. Лейбниц. В классических вариантах они представлены в научных теориях И. Ньютона (субстанциональная концепция) и А. Эйнштейна, Г. Лоренца, А. Пуанкаре, Г. Минковского (реляционная концепция). Согласно субстанциональной концепции пространство и время – это особые сущности, независимые друг от друга, от наличия материальных объектов, происходящих в них процессов и их взаимодействий. В них как чистую протяженность и чистую длительность помещены («погружены») материальные объекты. Согласно реляционной концепции пространство и время рассматриваются как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существующие. Пространство выражает сосуществование объектов, время – последовательность их состояний. Реляционная концепция таким образом обосновывает взаимосвязь материи, пространства и времени. В выраженных в научной форме субстанциональной и рациональной концепциях пространство и время рассматриваются как независимые от человека объективные реальности – преимущественно как реальное (физическое) пространство и реальное (астрономическое) время. Выработанные в рамках этих концепций представления о пространстве и времени, выражаемые посредством понятий протяженность, рядоположенность, длительность, последовательность, ритм, непрерывность, прерывность, конечность, бесконечность, расстояние, граница, окрестность и др. называют концептуальным временем. Помимо реального физического (астрономического) пространства времени и его понятийного воспроизведения – концептуального пространства и времени, существуют и другие типы реального времени – биологическое и социальное пространство–время, а также еще один способ их воспроизведения – перцептуальное пространство-время. Биологическое пространство—время определяется компоновкой вещества в живых системах, а также характером и последовательностью происходящих в них биохимических и физиологических процессов. Их скорость и ритм соотнесены со скоростью и направленностью изменений среды обитания, на основе чего живые организмы «экстраполируют» ритмы своих внутренних процессов на процессы внешней среды, «прогнозируя» ее изменения и опережающим образом реагируя на них. Социальное пространство– это пространственные структуры, функционирующие в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственной данным эпохам образ жизни людей. Социальное время–это мера изменчивости социальных процессов, форма упорядочения человеческой деятельности как универсального способа бытия социума и человека. Перцептуальное пространство—время отражает объективную пространственно-временную структуру реальности в единстве с содержанием интеллектуальной и чувственно-эмоциональной сферы сознания человека при ведущей роли последней. В отличие от концептуального пространства и времени оно выражает не универсальные характеристики форм существования материи, а преимущественно пространственно-временные отношения объектов и процессов, которые непосредственно вовлечены в человеческую деятельность и составляют среду обитания людей.   2.2. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ И ЕЕ КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ 2.2.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИАЛЕКТИКИ   Диалектика–это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействий противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования. Одним из первых философов древности, кто гениально предугадал многие стороны диалектического миропонимания и мышления, был Гераклит. Он обосновал представление о единой объективно-логической закономерности, которая лежит в основе всякого процесса и состояния, называя ее диалектикой, логосом, мировой душой. Каждое явление, Согласно Гераклиту, – это тождество противоположностей, которые являются источником движения, изменчивости и текучести всего сущего. Однако исходное понимание диалектики было связано преимущественно с представлением об искусстве вести беседу, в ходе которой доказывалось предпочтительность определенной точки зрения и истинность суждений о предмете разговора. Таким образом, первоначально диалектика формировалась и развивалась в форме диалога, причем в основном стихийно. Первым из философов АНтичности, начавшим целенаправленно осмысливать диалектику как искусство вести диалог, был Сократ. Согласно Сократу, диалектика – это искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных (в том числе и противоположных) точек зрения. Общая цель диалогов – выявление смысла общих понятий. Традицию Сократа продолжил его ученик Платон, обобщивший опыт своего учителя и представивший диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли к общим понятиям (идеям). В дальнейшем развитии диалектики как способа миропонимания и мышления определяющее значение имели два процесса. Во-первых, перенос схем человеческого мышления на ситуации бытия – культуру, общество, природу. Их понимание очень часто вызывало споры, поскольку реальную многогранность, подвижность, изменчивость объектов и процессов действительности нельзя было проигнорировать. В них также естественно сочетались " полярные" свойства, силы, тенденции. В итоге разноречивые, в том числе и противоположные, суждения о действительности оказались " созвучными" с самой действительностью, соразмеримыми с ней, а в целом диалектика мира начала постигаться через диалектику мысли. Во-вторых, экспансия (расширение значения) в общественном сознании идеи развития, выражающей процессы качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым с тем, что было ранее. Этот процесс занял длительный исторический период от зарождения христианской философии истории (А. Августин), согласно которому человеческая жизнь общества представленА как движение к моменту прихода Мессии и страшному суду, до разработки Г, Гегелем целостной концепции развития на идеалистической основе и такого же рода концепции на материалистической основе, разработанной в философии диалектического материализма. В рамках этой концепции было выработано наиболее общее представление о структуре диалектики, включающей объективную и субъективную диалектику . Объективная диалектика – это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире, независимо от человека. Субъективная диалектика – это философская система, совокупность принципов, законов, категорий, отражающих объективную диалектику. В соответствии с мерой вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них – стихийная диалектика Древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистической основе (Сократ, Платон). Вторая наиболее влиятельная форма диалектики – идеалистическая диалектика классической немецкой философии, разработанная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем. Третья – материалистическая диалектика, основы которой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Диалектике как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика – это миропонимание и способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. В реальном мире наряду с изменением, развитием вещей, явлений, процессов наблюдается их устойчивость, регулярность, стабильность динамического режима. Эту сторону бытия вещей люди активно адаптируют к потребностям своего существования. Однако если эти качества объектов, явлений и процессов реальности абсолютизировать, то результатом будет явно одностороннее и в целом неверное представление о мире, приходящее в противоречие с мировоззренческими и методологическими потребностями человеческой деятельности, прежде всего в ее такой наиболее динамичной сферах как научное познание. Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Очень часто в качестве примеров софизмов (суждений такого рода) приводятся безобидные примеры вроде " рогатого" софизма древних греков 1V в. до н.э. («То, что ты не терял. ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь»). Однако софизмы – не редкость в рассуждениях об очень серьезных вещах, а диапазон логических уловок широк и логический анализ софизмов часто является делом очень непростым. Одним из наиболее распространенных софистических приемов является подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а временами на трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках, рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе с одного уровня реальности на другой в контексте одного и того же рассуждения. Эклектика – это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов, теорий. Эклектический способ мышления не требует четких оснований для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания. На определенном этапе осмысления реальных объектов, явлений, процессов это имеет смысл, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая " имеет отношение к делу". В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта и имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок лишь на том основании, что они описывают этот объект. Однако в целом данный способ мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и предлагаемых объяснительных схем и тем самым тормозит процесс исследования.   2.2.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ Содержание диалектики изложено в системе ее принципов, законов и категорий. Принцип обычно понимается как основа, первоначально руководящая идея, основное правило поведения, т. е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов, значений или действий. К основным принципам материалистической диалектики относят принципы универсальной взаимосвязи, развития, детерминизма, системности, материального единства мира. В соответствии с принципом универсальной взаимосвязи все объекты, явления и процессы действительности существуют во взаимосвязи и взаимной обусловленности; в соответствии с принципом развития они существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма все объекты, явления и процессы реальности причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагаетналичие в мире закономерной организации, в соответствии с принципом материального единства мира считается, что его субстанцией является материальное начало. Содержание философских принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики. В широком смысле закон–это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Следует различать два основных смысла термина «закон»: 1) закон как наличие внутренних, устойчивых, необходимых, существенных связей между объектами, явлениями и процессами самой реальности; 2) закон как форма отражения этих связей, которое всегда будет их неполным, неточным воспроизведением. Каждая наука в системе своих законов отражает лишь определенный тип связей, существующих между конкретными типами объектов, отвлекаясь от других. Специфика законов диалектики состоит в том, что они являются предельно общими законами развития, т. е. закон диалектики – это форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие. От понятия закона (в том числе и закона диалектики) следует отличать понятие закономерности. Закономерность–это свойство явлений и процессов осуществляться не хаотически, неупорядоченно, а в соответствии с действием определенной совокупности объективных законов. Законы диалектики в реальном мире действуют не параллельно, а в рамках целостного механизма развития. Однако их теоретическое воспроизведение связано с необходимостью детализации представлений об этом механизме, выделения его главных составляющих на уровне закона, понятий и категорий, воспроизводящих механизм действия каждого закона в отдельности. На этом пути Г. Гегелем были выделены основные законы диалектики: закон борьбы и единства противоположностей, раскрывающий преимущественно характер источника развития; закон взаимного перехода качественных и количественных изменений, детализирующий представления о форме, в которой осуществляется процесс развития, и закон отрицания отрицания, раскрывающий механизмы образования преемственности и цикличности в развитии. Смыслзакона единства и борьбы противоположностейможно выразить в следующем виде: развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные стороны, свойства, тенденции, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование, с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Механизм действия данного закона выражается посредством понятий «диалектические противоположности», –«единство противоположностей», –«борьба противоположностей», –«диалектическое противоречие», «разрешение противоречий». Очень важно подчеркнуть, что противоречия не исчезают, не уничтожаются, создавая основания для новых противоречий, определяющих направление дальнейшего развития их носителей. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений можно выразить в следующем виде: накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики. Механизм перехода предметов, явлений, процессов в новое качество раскрывается посредством определенной совокупности понятий и категорий. Исходным в ней является понятие свойства. Свойство – это сторона предмета, которая обусловливает его различие или сходство с другими предметами и проявляется во взаимодействием с ними. Свойства могут быть общими (присущими всему классу предметов) и специфическими (присущими отдельному предмету или части предметов отдельного класса). Качество – это философская категория, выражающая определенность, целостность предметов в органическом единстве их общих и специфических свойств. Количество – это философская категория, выражающая величину, объем число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют. Чаще всего количественная определенность предметов и их признаков определяется числом, а с качественной определенностью связывается через категорию меры. Границы меры– это такие пункты, за пределами которых количественные изменения приводят к изменению качества. Качественные изменения в отличие от количественных, выражающихся преимущественно числом, выражаются через понятие «скачок». Скачок– это качественное изменение предмета (явления, процесса), переход от одного качества в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры. В зависимости от масштаба и скорости качественных изменений выделяют несколько типов скачков: частные, общие, постоянные, скачки «со взрывом». Закон отрицания отрицания можно выразить в следующем виде: в процессе развития предметов и явлений имеют место существенные необходимые отношения между прошлым, настоящим и будущим, обуславливающие преемственность содержания и цикличность развития. Его содержание раскрывается посредством группы философских категорий, положений и понятий, центральное место среди которых занимает категория «отрицание». Отрицание – это философская категория, выражающая взаимосвязь и взаимообусловленность процессов отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового, соответствующего им. Основной и движущей силой отрицания является возникновение, развитие и разрешение противоречий. Каждое отрицание в масштабе бытия не является ни абсолютно первым, ни абсолютно последним, поскольку, во-первых, движение как способ существования мира бесконечно, следовательно, бесконечно и развитие: во-вторых, противоречия, являющиеся основой и движущей силой каждого отрицания, не примиряются и не исчезают, а разрешаются, создавая основу для новых противоречий. За каждым отрицанием следует второе, третье и т. д. При этом каждое новое отрицание по отношению к предыдущему является отрицанием отрицания, что зафиксировано в самом названии закона. Наблюдающиеся при этом как бы возвраты к исходным пунктам, но на новой более высокой основе, дали основание представить общую картину развития в виде восходящей расширяющейся спирали.   2.2.3. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ Категории являются основным средством выражения философского знания. Они используются наряду с понятиями, но отличаются от них по ряду свойств, важнейшим из которых является их универсальность, т. е. предельная общность. При этом сами категории также различаются по степени общности: одни из них выражают характеристики любых предметов (явлений, процессов) – «движение», «пространство», «время», «система» и т. д.; другие – лишь характеристики социального бытия и бытия отдельного человека – «общество», «человек», «сознание», «труд», «добро» и др. С учетом этого определение этой формы философского знания может иметь следующий вид: категория–это основное средство выражения философского знания, отражающего наиболее общие свойства и отношения реальности и задающего фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза. Формирование философских категорий во все времена было связано с формами практической и духовной деятельности, присущими именно данному конкретному историческому периоду развития общества. Наряду с этим в содержании философских категорий в любой период их развития была велика доля мысленного содержания, которое генетически не соотносилось непосредственно с какой-либо конкретной сферой деятельности человека и носило абстрактно-умозрительный характер. Такого рода априорное философское содержание называют метафизикой (это — самостоятельный смысл термина «метафизика», несводимый к метафизике как способу миропонимания и мышления, ориентирующему на рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга). Философские категории, объединяя в себе метафизическое содержание и опыт духовного и практического освоения человеком объективного мира, накапливают в себе содержание, наиболее глубоко отражающее реальность. Степень этой глубины возрастает по мере развития философского знания, а сами категории предстают как «ступеньки» познания, духовного и практического освоения человеком внешнего и своего (внутреннего) мира. Философские категории объединены в группы (преимущественно на основе содержания философских принципов).Так принцип структурности объединяют категории единичное, общее, особенное, часть, целое, система, структура, элемент, содержание, форма. Единичное– это философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам и отсутствующие у других предметов, явлений, процессов. Общее– это философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов, явлений, процессов. Особенное– это философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга. Часть– это философская категория, обозначающая предметы, явления, процессы, образующие другие, более сложные предметы, явления, процессы. Целое– это философская категория, обозначающая предметы, явления, процессы, включающие в себе в качестве составных частей другие предметы явления процессы. Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого: неорганизованное, организованное, органическое. Категория «часть» и «целое» приобрели более богатый смысл в сочетании с категориями «система», «структура», «элемент». Система– это философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность. Элемент– это философская категория, обозначающая составную часть системы. Структура– это философская категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих целостность системы и сохранение свойств при внутренних и внешних изменениях. В зависимости от способа существования субстрата, масштаба, степени сложности, характера взаимоотношений со средой, степени интенсивности происходящих в них изменений системы делятся на материальные и абстрактные, системы неорганической природы, живые и социальные, большие и малые, простые и сложные, открытые и закрытые (замкнутые), относительно стабильные и динамические. Например, общество – это материальная, социальная, большая, сложная, открытая, динамическая система. Содержание данных категорий имеет много точек соприкосновения с категориями содержание и форма, в чьих смысловых рамках протекая процесс их исторического формирования и выделения в самостоятельную группу. Содержание – это философская категория обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов взаимодействий. Форма– это философская категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет, явление, процесс. Содержание и форма неразрывны, т.е. в реальности они не существуют друг без друга (всякое содержание оформлено, всякая форма наполнена определенным содержанием). Вместе в рамках этого единства имеют место важные различия в характере их динамики. Содержание более интенсивно проявляет тенденцию к изменению. Форма тоже изменяется, но менее интенсивно, потому по отношению к содержанию она проявляет тенденцию к устойчивости. Философские категории, выражающие целостность и системную организованность бытия, имеют важное методологическое значение. С категориями «единичное» и «общее» близко соотносятся понятия «уникальное» и «типовое», различение и сознательное культивирование которых (уникальных и типовых предметов, явлений, процессов) имеет фундаментальное значение в искусстве, науке, технике, производстве. В мыслительной деятельности недооценка общего ведет к поверхности и беспринципности мышления, игнорирование единичного – к догматизму, отрыву от конкретных условий, потере правильной ориентации в тенденциях развития предметов (упускается из виду то, что со временем может оказаться главным). Методологическое значение категорий «часть» и «целое» очень часто реализуется как бы в конкурентном варианте. Акцентирование ведущей роли частей по отношению к целому наблюдается в подходах, получивших название механицизма (в основе — понимание сложного лишь как суммы частей), эллементаризм (в основе — установка на разделение сложного на простые составляющие), редукционизм (в основе — установка на сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому). Доминирование целого присуще такому подходу, как холлизм (в основе — установка на безусловное признание ведущей роли целого по отношению к частям и признание невозможности раскрыть природу целого). Содержание категорий «система», «структура», «элемент» ориентирует на восприятие предмета мысли в его целостности и выработку представления о том, за счет чего обеспечивается его целостность. В этом плане их значение выходит далеко за рамки науки, способствуя как выработке навыков системного мышления у отдельных людей, так и превращению системного мышления в эталон интеллектуальной деятельности для всего человеческого сообщества. Философские категории «содержание» и «форма» являются важным средством выработки навыков продуктивного мышления, свободного от деформирующих воздействий эмоциональных факторов и, в частности, навыка видеть за несовершенной формой выражения мысли нетривиальное содержание (серьезную проблему, правильное направление поиска, приемлемое или оптимальное решение и т.д.), и наоборот, за изящной совершенной формой выражения — подлинное (в том числе примитивное) содержание. Относительно самостоятельное значение формы по отношению к содержанию колеблется в различных сферах человеческой деятельности в довольно широких пределах. Существует возможность практически полного отвлечения формы от содержания. Оно проявляется в искусственных языках, логике, математических науках, в ряде праксиологических установках и предписаний. На этой возможности основан один из методов научного познания – формализация. Категории «содержание» и «форма» в определенной мере выражают некоторые особенности процессов развития, а также механизмы детерминации, которые наиболее полно раскрывает содержание очередной группы категорий (причина и следствие, необходимость и случайность, явление и сущность, возможность и действительность). Причина– это философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие– это философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. Характеризуя причинно-следственные связи, необходимо, подчеркнуть, что, во-первых, причина всегда предшествует следствию по времени (следствие не может наступить раньше причины или одновременно с ней). Во-вторых они связаны взаимодействием, т.е. взаимным воздействием друг на друга, но учитываются в рамках причинно-составной связи преимущественно результаты действия явления, называемого причиной. В-третьих, причина и следствие связаны необходимым образом, т.е. если имеет место явление, называемое причиной, то следствие наступит неизбежно. Более детальное представление о механизме причинно-следственных связей дает содержание понятия «причинное основание», включающее в себя следующие элементы: собственно причина, условие, повод, стимулы. Известно, что далеко не каждое предшествующее явление может быть причиной одного из последующих явлений. Содержание причинного основания позволяет достаточно определенно установить причинно-следственную связь явлений, придает этой связи необходимый характер и тем самым соединяет ее с содержанием категорий «необходимость» и «случайность». Необходимость– это философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений. Случайность– это философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую четко выраженной регулярностью и устойчивостью. Как необходимость, так и случайность выражают объективную связь явлений, разница лишь в том, что необходимая связь выражена, как правило, однозначно, случайная – в виде вероятности. Вероятность– это степень необходимого в случайном, выраженная количественно величинами от нуля до единицы. Простейшая формула, выражающая степень вероятности определенного события, имеет следующий вид: , где V – степень вероятности, m – количество наступивших событий, n – количество событий, которые могли наступить. Если m=n, связь явлений будет не случайной, а необходимой. Выявить соотношение случайного и необходимого в предмете — значит определить в нем устойчивое, инвариантное содержание, сохраняющееся в диапазоне определенных изменений объекта, т.е. то, на что «можно положиться» в теоретическом анализе и практических делах. В наиболее полном, системном виде это качество предметов (явлений, процессов) выражает категория «сущность». Сущность– это философская категория, обозначающая совокупность внутренних, необходимых, наиболее устойчивых свойств и связей предметов и процессов, определяющих их бытие и тенденции развития. Явление– это философская категория, обозначающая внешние, наблюдаемые, обычно наиболее подвижные и изменчивые характеристики (свойства и отношения) предметов и процессов. Категория «сущность» близка по содержанию понятию «закон», поскольку они охватывают однородные (внутренние, устойчивые, общие) связи и отношения. Различие между ними в том, что закон обычно выражает какой-либо один тип связей, а сущность представлена системой законов. Явление охватывает широкую, подвижную и изменчивую совокупность свойств и связей, в то время как сущность фиксирует только те, которые наиболее устойчивы, без которых предмет теряет свое качество. Однако эта грань подвижна. С развитием предмета, изменением его среды несущественные свойства и отношения могут превратиться в существенные и наоборот. Наиболее фундаментальные стороны механизма такого превращения выражают содержания категорий «возможность» и «действительность». Возможность– это философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы, еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Действительность– это философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления процессы. Возможность и действительность не исключают, а предполагают друг друга. Возможности противостоит не действительность, а невозможность (как понятие, обозначающее предметы, явления, процессы, возникновения которых исключается закономерностями действительности). В зависимости от характера предпосылок перехода возможности в действительность выделяют несколько видов возможностей: — формальная – возможность, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при этом не соотносится с известными на данное время законами реального мира и всецело коррелирует с миром воображаемым (это возможности описанные в сюжетах мифов, сказок, сдеверий и т.п.); — абстрактная –возможность которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращения в действительность нет соответствующих условий; — реальная – возможность, осуществление которой согласуется с известными на данное время законами реального мира, а необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе становления. Содержание категорий данной группы имеет фундаментальное методологическое значение. Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. Афоризм «Объяснить явление – значит найти его причину» и в настоящее время верно схватывает эту функцию. Доказательность мышления, правдоподобность выводов обеспечивает также содержание категорий «необходимость» и «случайность». Учет содержания категорий «сущность» и «явление» в мыслительной деятельности вырабатывает навык судить о предметах на основе данных науки и практики, вырабатывающих и подтверждающих представления об их сущности, а не толковать сущность предметов на основе субъективных предпочтений или под влиянием изменившихся условий. Содержание категорий «возможность» и «действительность» определяет общие принципы прогнозных оценок реальных процессов, ориентирует на взвешенный подход в выборе направлений преобразующей предметно-практической деятельности, в определении характера и пределов риска в экономике и политике, природопользовании, испытании возможностей человека  

Тренировочные задания Для замечаний
1. Что означает термин «бытие» (его основные смыслы)?   2. Какие основные этапы включает процесс формирования категории «материя»?   3. С какими философскими принципами связаны основные группы категорий?  

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.