Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения тренировочных заданий 5 страница






Тренировочные задания Для замечаний
1. Какие можно выделить этапы в истории взаимодействия природы и общества? 2. Назовите основные элементы социальной структуры общества. 3. Дайте характеристику основных элементов духовной жизни общества.  

 


 

5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Для замечаний
Тесты   1. Какое из приведенных ниже положений наиболее правильно отражает взаимодействие природы и общества? а) природа определяет развитие общества; б) человек – господин (хозяин) природы; в) общество часть природы; г) природа – важнейшее условие существования общества.   2. Что такое общество? а) совокупность людей, проживающих на определенной территории; б) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая конкретную форму жизнедеятельности людей; в) этап человеческой истории; г) совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов», контроля над своими действиями и т.п.; д) совокупность действий индивидов; е) сумма связей и отношений, в которых люди находятся друг с другом; ж) сам человек в его общественных отношениях; з) продукт взаимодействия людей (производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организация семьи и кланов, политический строй и общественное сознание).   3. Что такое способ производства? ä) исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений; определенный вид процесса производства необходимых для жизни людей материальных благ, который протекает в конкретных общественных формах; способ воспроизводства общественной жизни в целом; взаимодействие людей с целью воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования; производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.   4. Какое из философских течений (направлений) обосновывает определяющую роль способа производства материальных благ в жизни общества?   ã) метафизический материализм; субъективный идеализм; диалектический материализм; объективный идеализм.   5. Что такое аксиология?   а) учение о бытии; б) учение о политических процессах; в) философское учение о ценностях; г) учение об обществе.   6. Выберите наиболее полное определение понятия культура.   а) образование; б) моральные нормы; в) совокупность духовных ценностей; г) надбиологические программы деятельности, закрепляющие социальный опыт.   7. Выберите правильное суждение:   а) философия истории – исследование бытия исторического процесса; б) философия истории – установление истинности исторических фактов; в) философия истории – постижение смысла истории и методологии исторического познания.   8. Что означает волюнтаризм?   а) народ творит историю в соответствии с объективными законами развития общества; б) движение общества не зависит от деятельности выдающихся людей; в) история – результат саморазвития мирового разума; г) люди творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.   9. Укажите элементы духовной жизни общества.   а) политическая надстройка; б) духовные потребности; в) общественно-экономическая формация; г) деятельность по созданию духовных ценностей.   10. Какая их глобальных проблем современности получила наибольший резонанс в общественном сознании в настоящее время?   а) экологическая; б) демографическая; в) социально-политическая; г) исчерпание природных сырьевых ресурсов.      

 


 

ВЫВОДЫ

 

Философия как специфический способ духовного освоения реальности за свою более чем двадцатипятивековую историю прошла эволюцию, какой не знала ни одна из форм общественного сознания. При этом она не только сохранила свой изначальный приоритет в интегративно-духовном способе диалога человека с миром, но продолжает наполнять его новыми аспектами и смыслами, воспроизводящими эволюцию природной, социальной и духовной реальности. Философы далеко не всегда правильно ориентировались в событиях, происходящих в науке, искусстве, религии и других сферах духовной деятельности. Однако это не обесценило самой философии и философского способа постижения реальности, ориентированного на отыскание в ней человеческих смыслов.

В рамках философского осмысления мира накоплено много оригинальных представлений о предметах, явлениях и процессах реальности, методах и формах их духовного воспроизведения. Очень часто они далеко опережали свое время и в разных вариантах воспроизводились в науке, правовом и политическом сознании. Сохранит ли и в будущем философия свое значение как источник духовных новаций? Вопрос не риторический. На него наводят тревожные события, связанные с новой волной оккультизма, астрологических верований и мистицизма в массовом сознании, уверенная поступь массовой культуры и религиозного фундаментализма. Будет ли востребован обществом ее интеллектуальный потенциал? На эти вопросы можно ответить положительно при условии, что философия останется способной своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы. Но чтобы она осталась такой, об этом должны заботиться не только представители философии, но и общество, в котором они существуют.

 

 



 

Решения тренировочных заданий

 

Тренировочные задания к главе 1 Ответы / Решения
1. Какие события в жизни общества обусловили возникновение философии?     2. Дайте периодизацию основных этапов античной философии, раскройте их тематическую специфику.     3. Назовите важнейшие философские идеи эпохи Просвещения. 1. Разделение общества на классы, отделение умственного труда от физического, расширение хозяйственных и культурных контактов, зарождение науки, установление демократического общественного строя.   2. Досократовский (7-6 вв. до н. э.) Натурфилософская проблематика. Классический (5-4 вв. до н. э.) Постановка и исследование большинства важнейших философских проблем (природы, общества, человека, познания и др.) Эллинистический (3-2 вв. до н. э.) Сосредоточение внимания на жизни отдельного человека. Римский (1в. до н. э.- 529 н. э.) Нравственная и экзистенциальная проблематика.   3.Идея переустройства социальной жизни на разумных основаниях. Идея распространения положительных, практически полезных знаний. Идея борьбы с клерикализмом. Идея неограничсенного социального прогресса

 

Тренировочные задания к главе 2 Ответы / Решения
1. Что означает термин «бытие» (его основные смыслы)?     2. Какие основные этапы включает процесс формирования категории «материя»?   3. С какими философскими принципами связаны основные группы категорий? 1. Термин «бытие»означает: —во-первых, совокупность материальных образований (вещей, явлений, процессов) в их противопоставлении явлениям и процессам сознания, т. е. духовному, идеальному. —во-вторых, совокупность всего существующего здесь и теперь, т. е. вещей, явлений, процессов природной, социальной и духовной реальности. —в-третьих, способ существования материальных и духовных образований. В первом случае термин используется в наиболее узком смысле, поскольку он не охватывает духовные образования, которые существуют столь же реально, как и материальные. Наиболее широким является второй смысл. Третий смысл - наиболее содержательный в проблемном аспекте, он ориентирует на осмысление объективных законов бытия, законов взаимодействия материальных и духовных образований.   2. Выделяют четыре основных этапа: —на первом содержание категории «материя» тяготело к чувственным представлениям о природных «стихиях» (вода, земля, огонь, воздух, дерево, металл и др.); —на втором материя отождествлялась с атомами, как особой формой вещества, несводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований. —на третьем этапе материя представлялась как объективная реальность, обладающая двумя фундаментальными свойствами: 1) способность существовать независимо от сознания, 2) способность отражаться человеческим сознанием, —на четвертом этапе продолжается процесс формирования субстанциально-аксиологической концепции материи, ориентированное на более полное и системное представление о ее атрибутов.   3. С принципами универсальной взаимосвязи, материального единства мира системности, развития, детерминизма.

 

 

Тренировочные задания к главе 3 Ответы / Решения
1. В чем состоят качественные отличия сознания человека от психики животных?     2. Какие направления современной философии уделяют особое внимание проблеме человека?     3. Каковы основные признаки творческой деятельности?   1. К качественным отличиям сознания человека от психики животных относятся: а) абстрактное мышление; б) целеполагание; в) самосознание.   2. К числу философских направления, занимающихся преимущественно проблемой человека, относятся: а) философская антропология; б) персонализм; в) экзистенциализм.   3. Важнейшими признаками творческой деятельности являются новизна и полезность.  

 

Тренировочные задания к главе 4 Ответы / Решения
1. Какие науки изучают познавательные процессы?   2. В каких чувственных и рациональных формах осуществляется человеческое познание?   1. Естественнонаучные дисциплины (нейрофизиология, нейропсихология, нейролингвистика, кибернетика, информатика и др.), гуманитарные науки (этнография, языкознание, история культуры, история науки, социология, психология, социальная психология и др.)   2. Чувственные формы: ощущение, восприятие, представление, воображение. Рациональные формы: —логические - понятие, суждение, умозаключение, доказательство и др.; —формы поискового знания - вопрос, проблема, задача, идея, гипотеза; —формы системного выражения полученных знаний - эмпирический факт, закон, понятие, принцип, в идеале - научная теория; —формы нормативного знания - способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы научного исследования, стиль научного мышления.

 

3. Каковы отличительные признаки научного познания? Направленность на производство знания, как непосредственно, так и в конечном плане; четкая выделенность предмета познания в виде целостной совокупности устойчивых характеристик познаваемого объекта; использование специализированного инструментария; четкая регламентированность познавательных действий посредством методов и других видов нормативного знания; логическая и экспериментальная обоснованность результатов и системность их изложения; наличие специализированного языка.

 

 

Тренировочные задания к главе 5 Ответы/Решения
1. Как можно выделить этапы в истории взаимодействия природы и общества?         1. В истории взаимодействия природы и общества выделяют четыре этапа: Первый этап можно назвать древнейшим. Он характеризуется непосредственным присвоением и использованием готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Второй этап– аграрный. Ведущей сферой деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, становится земледелие и животноводство.Начинает развиваться ремесло, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура, в качестве источников энергии использовалась мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды. Он охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. Третий период получил название промышленного. В области энергетики он начался с применения паровых машин, а затем и электрических двигателей. Начала интенсивно развиваться наука. Природные ресурсы перестают считаться практически неисчерпаемыми. Мощь человечества становится сопоставимой с мощью стихий. Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Сегодня начинается новый этап взаимодействия природы и общества. Он характеризуется бурным развитием науки и техники, превращением научно–технической деятельности в ведущую сферу общественного производства.
2. Назовите основные элементы социальной структуры общества. 2. Общество – сложная совокупность различных социальных групп, их связей и взаимодействий, то есть оно социально организовано. При характеристике социальных общностей следует исходить из того, что главным определяющим фактором выступает способ общественного производства. На основе экономической жизни общества и во взаимосвязи с ней возникают социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся в конкретных отношениях между собой и обществом в целом. Специфика этих групп позволяет выделить в качестве основных элементов общей структуры общества, его этно – национальную, демографическую, поселенческую и классовую структуру, а также социальную стратификацию.
3. Дайте характеристику основных элементов духовной жизни общества.         3. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность, результатом которой выступают определенные взгляды людей на мир. Они воплощаются в нормах поведения, произведениях искусства, традициях и т. д. Различают производство прикладных идей, одухотворяющих повседневную жизнь и производство фундаментальных идей, намечающие новые цели. Духовные потребности — внутренние побуждения к творчеству. Они объективны по содержанию (обусловлены самой жизнью людей) и субъективны по форме (предстают, как проявления внутреннего мира человека). Предпосылкой формирования духовных потребностей выступает духовное потребление. Общество должно сознательно и целенаправленно формировать этот элемент духовной жизни, поскольку в противном случае произойдет усреднение и стандартизация потребностей людей. Духовные отношения – отношения людей к ценностям и к другим людям по поводу этих ценностей.

 

 


 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

 

1. Какой фактор оказался решающим в возникновении философии как нового явления в духовной жизни общества?

а) развитие производительных сил; б) установление демократического общественного строя; в) победоносные войны; г) поражения в войнах; д) расширение культурных контактов между народами.

 

2. Представители каких философских течений вели многовековую полемику в Средние века?

а) эмпиризма и рационализма; б) номинализма и реализма; в) экстернализма и интернализма; г) индуктивизма и дедуктивизма.

 

3. Кто из перечисленных ниже мыслителей Возрождения принадлежал к натурфилософскому направлению?

а) Данте; б) Бруно; в) Петрарка; г) Макиавелли.

 

4. Кого из философов вы отнесли бы к представителям экзистенциального направления и почему?

а) Фейербах; б) Бергсон; в) Кьеркегор; г) Сартр.

 

5. Чьи идеи оказали влияние на формирование философии неотомизма и в чем они заключались?

а) Тертуллиана; б) Сенеки; в) Фомы Аквинского; г) Аврелия Августина.

 

6. К какой философской школе принадлежал русский мыслитель Н. Бердяев?

а) интуитивизма; б) экзистенциализма; в) прагматизма; г) философии жизни.

 

7. Кто из перечисленных мыслителей принадлежит к представителям советской философии, какими проблемами он занимался?

а) Н. Лосский; б) И. Ильин; в) М. Мамардашвили; г) С. Булгаков.

 

8. Какие две основные концепции пространства-времени разработаны усилиями философов и ученых?

а) индуктивистская; б) дедуктивистская; в) антропологическая; г) субстанциональная; д) реляктивистская.

 

9. Какая из названных философских систем составляет альтернативу диалектике как способу мышления?

а) сенсуализм; б) концептуализм; в) метафизика.

 

10. Какие из названных философских категорий выражают целостность и структурную организованность бытия?

а) причина и следствие; б) возможность и действительность; в) необходимость и случайность; г) единичное, общее, особенное.

 

11. Как называется философское учение о всеобщей одушевленности материи?

а) натурализм; б) дуализм; в) гилозоизм; г) солипсизм; д) энергетизм.

 

12. Присущ ли животным язык?

а) безусловно; б) нет; в) животным присущи своеобразные формы сигналов, которые качественно отличаются от человеческого языка; г) на этот счет отсутствуют точные данные.

 

13. Какая из концепций (гипотез) антропогенеза вам представляется предпочтительнее?

а) человек произошел от человекообразной обезьяны; б) человек создан Богом; в) эволюция человека произошла благодаря космическому вмешательству; г) человек существует вечно.

 

14. Какому мыслителю принадлежит «трудовая» концепция антропосоциогенеза («Труд создал самого человека»)?

а) Платону; б) Г. Гегелю; в) Ф. Энгельсу; г) А. Бергсону; д) Э. Фромму.

 

15. Какова сравнительная роль и ценность продуктивной и репродуктивной деятельности?

а) подлинно ценностью обладает только продуктивная деятельность; б) наибольший эффект приносит именно репродуктивная деятельность, основанная на подражании; в) оба вида деятельности – вечные антагонисты; г) оба вида деятельности взаимно обусловливают друг друга, хотя между ними и существуют определенные противоречия.

 

16. Какие выделяют два основных типа познания?

а) эмпирическое и теоретическое; б) научное и вненаучное; в) чувственное и рациональное.

 

17. В чем состоит главное отличие представлений от восприятий?

а) в большей конкретности; б) в большей степени общности; в) в наличии словесного обозначения; г) в отсутствии непосредственного контакта человека с предметом, который отражается в представлении.

 

18. В чем состоит основное отличие теории от гипотезы?

а) в обоснованности данными эксперимента; б) в логической стройности; в) в степени достоверности содержания.

 

19. В каком соотношении находятся теория и закон?

а) часть – целое; б) целое – часть; в) это одно и то же; г) это несопоставимые понятия.

 

20. Что такое наука?

а) это система знаний; б) это специфическая деятельность; в) это социальный институт; г) это производительная сила; д) это форма общественного сознания; е) это сфера человеческой деятельности, характеризующаяся единством отмеченных аспектов.

 

21. Выделите основной тип отношения человека к природе в истории общества.

а) покорение природы с целью использования ее «богатств»; б) исследование природы для расширения кругозора и повышения интеллектуального уровня человечества; в) преобразование природы, превращение ее в составной компонент общественного производства, предмет труда; г) природа – источник вдохновения и творческого преобразовательного труда человека.

 

22. Определите основные причины развития производительных сил и производственных отношений.

а) прогресс науки и техники; б) ухудшение природных условий (оскудение природной кладовой); в) рост потребностей людей в материальных благах и духовных ценностях; г) изобретательность и творческое мышление человека; д) осознание людьми своей исключительности в природе.

 

23. В каком соотношении находятся понятия «эволюция» и «коэволюция»?

а) они тождественны; б) часть – целое; в) частичного совпадения.

 

24. Как соотносятся законы природы и законы общества?

а) как общее и особенное; б) они несовместимы; в) они тождественны.

 

25. В каком соотношении находятся понятия «природа» и «экосоциальная система»?

а) они тождественны; б) это несовместимые понятия; в) как часть и целое; г) как целое и часть.

 

26. Как влияет экономическая деятельность человека на среду его обитания?

а) исключительно деструктивно; б) исключительно стабилизирующе; в) преимущественно деструктивно; г) преимущественно стабилизирующе.

 

27. Кто одним из первых поставил вопрос о значимой роли ценностей в формировании капитализма?

а) О. Шпенглер; б) А. Тойнби; в) М. Вебер; г) И. Кант.

 

28. Какие из перечисленных мыслителей разрабатывали элитарную концепцию в философии культуры?

а) П. Сорокин; б) Г. Гегель; в) О. Шпенглер; г) Л. Фейербах; д) К. Маркс.

 

29. Чем отличается прогноз от гипотезы?

а) практической направленностью; б) более глубоким теоретическим обоснованием; в) методами выдвижения; г) формой изложения.

 

30. Какая из причин является главной для самоосуществления прогнозов?

а) чрезмерная практическая активность людей; б) пассивное отношение к прогнозируемым событиям; в) недостаток необходимой информации.

 

 


 

КОНТРОЛЬНЫЕ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

1. Происхождение философии, круг ее проблем и функции в системе культуры.

2. Понятие мировоззрения, его структура и типы.

3. Философия Древнего Востока. Проблема бытия и небытия. Учение об обществе и человеке.

4. Философия античного мира, ее периодизация и тематическая эволюция.

5. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм.

6. Социально-экономические предпосылки философии Возрождения, ее направленность и вклад в духовную культуру человечества.

7. Экономические и духовные предпосылки философии Нового времени. Становление механистического мировоззрения.

8. Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

9. Учения о субстанции в философии Нового времени (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

10. Духовная атмосфера эпохи Просвещения и общественно-правовые идеалы ее социальной философии.

11. Сенсуалистическая теория познания Дж. Локка и материализм французских просветителей.

12. Проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта.

13. Гегелевское учение о диалектике.

14. Антропологический материализм и концепция отчуждения Л. Фейербаха.

15. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Главная задача философии и ее основной вопрос. Социальная философия марксизма.

16. Развитие марксистской философии В.И. Лениным.

17. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

18. Проблема бессознательного в психоанализе (З. Фрейд, К.Г. Юнг).

19. Эволюция позитивизма.

20. Философия экзистенциализма, отчужденный человек и проблема его существования в пограничной ситуации.

21. Проблема человека в религиозной философии ХХ в.

22. Технократические течения философии ХХ в.

23. Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии XI—XIX вв.

24. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI - XIX вв.

25. Бытие, его философский смысл и основные формы.

26. Материя как философская категория и объективная реальность. Основные этапы эволюции учений о материи.

27. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.

28. Пространство и время как формы существования материи.

29. Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы.

30. Содержание, мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики.

31. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма).

32. Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность).

33. Сознание как атрибут материи, его генезис и способы существования. Сознание и язык.

34. Структура индивидуального сознания. Самосознание.

35. Структура общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание, общественная психология и идеология.

36. Формы общественного сознания.

37. Антропосоциогенез: факторы, рубежи, результаты. Биологическое и социальное в человеке.

38. Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни.

39. Специфика познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности.

40. Предмет и основные понятия теории познания.

41. Место и роль практики в познании.

42. Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах.

43. Понятие истины и ее критерии.

44. Специфика научного познания.

45. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

46. Структура научного знания.

47. Методы научного исследования.

48. Понятие и социальные функции науки.

49. Структура научного сообщества и этические нормы науки.

50. Феномен научной революции. Противоречия научно-технического прогресса.

51. Основные типы отношений человека к природе.

52. Естественная и искусственная среда обитания людей. Проблема коэволюции общества и биосферы.

53. Понятие общества и его структура.

54. Способ общественного производства и основной социологический закон.

55. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Закон соответствия.

56. Духовная сфера жизни общества и проблема ценностей.

57. Культурно-цивилизационные основы общественного бытия. Человек в мире культуры.

58. Источники и движущие силы общественного развития. Исторические личности, социальные элиты, народ.

59. Эволюция и революция в общественном развитии.

60. Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы.

61. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность.

62. Понятие прогресса. Прогресс и регресс. Противоречия и критерии прогресса.

63. Глобальные проблемы современности.

64. Социальное прогнозирование: функции, основные типы прогнозов и методы.

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.