Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения тренировочных заданий 1 страница






Белорусский государственный экономический университет

Системадистанционного обучения

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-практическое пособие

 

 

МИНСК

 


УДК

ББК

Ф

 

 

Рецензенты

Рекомендовано кафедрой философии

Утверждено Учебно-методическим советом университета

 

 

Философия: Учебно-практическое пособие. /В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин, Е.З. Волчек, Е.А. Криштапович; Под общ. ред. В.К. Лукашевича – Мн.: БГЭУ, 2000. – с.

 

ISBN 985-426-

 

В учебно–практическом пособии изложено основное содержание курса «Философия» для студентов высших учебных заведений, получающих образование по системе дистанционного обучения. Оно соответствует устоявшейся структуре философского знания и тенденциям его развития. Освоение курса базируется на доминировании самостоятельной работы обучающихся, ориентированной наряду с изучением предмета на формирование у них необходимых навыков интеллектуальной работы.

Для преподавателей, студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

УДК

ББК

 

ISBN 985-426-

 

Ó Коллектив авторов, 2000

Ó Белорусский государственный

экономический университет, 2000


Содержание

   
Введение 1. Становление и развитие философии 1.1. Философия в системе культур 1. 1.1. Философия как тип мировоззрения 1.1.2. Генезис философии 1.1.3. Предмет и структура философского знания 1.1.4. Функции философии в системе культуры и роль ее в обществе 1. 2. Философия Древнего мира и Средних веков 1. 2. 1. Древнеиндийская философия 1. 2. 2. Философия Древнего Китая 1. 2. 3. Античная философия 1. 2. 4. Философия Средних веков 1. 3. Новоевропейская классическая философия 1. 3. 1. Философская мысль эпохи Возрождения 1. 3. 2. Философия Нового времени 1. 4. Трансформации классической философии и ее альтернативы (XIX—XX вв.) 1. 5. Русская философия и ее основные идеи 1. 6. Белорусская философская и общественно-политическая мысль в IX—XX вв. Тренировочные задания Тест 2. Онтология 2.1. Бытие, его философский смысл и основные формы 2. 1. 1. Основные формы бытия и проблема субстанции 2.1.2. Материя и ее атрибуты 2.2. Диалектика бытия и ее категориальное воспроизведение 2. 2. 1. Исторические формы и альтернативы диалектики 2. 2. 2. Основные принципы и законы диалектики 2. 2. 3. Категории диалектики Тренировочные задания Тест 3. Проблема сознания и философия человека 3.1. Сознание 3.1.1. Оппозиция «материя-сознание» и ее различные трактовки 3.1.2. Генезис сознания 3.1.3. Структура и свойства сознания 3.1.4. Проблема сознания и кибернетика 3.1.5. Общественное сознание: специфика, структура, функции 3.2. Бытие человека как проблема философии 3.2.1. Центральная проблема философии 3.2.2. Антропосоциогенез 3.2.3. Единство природного и социального в человеке 3.2.4. Индивид, индивидуальность, личность 3.2.5. Проблема жизни и смерти 3.2.6. Смысл жизни 3. 3. Творчество – атрибут человеческого бытия 3. 3. 1. Понятие творчества 3. 3. 2. Виды и формы творчества 3. 3. 3. Творческий процесс, его предпосылки и основные этапы 3. 3. 4. О понятии «творческая способность» 3. 3. 5. Факторы творческого процесса: стимулы и препятствия 3. 3. 6. Проблема управления творчеством Тренировочные задания Тест 4. Теория познания и философия науки 4.1. Исходные понятия и основное содержание классической теории познания 4.1.1. Специфика познавательного отношения и типология познания 4.1.2. Основные понятия теории познания 4.1.3. Формы познавательной деятельности 4.1.4. Проблема истины 4.2. Научное познание в философском осмыслении 4.2.1. Специфика научного познания 4.2.2. Методы и уровни научного исследования 4.2.3. Структура научного знания 4.2.4. Понятие науки и ее социальные функции в современном мире Тренировочные задания Тест 5. Социальная философия 5.1. Общество и природа в философском осмыслении 5.1.1. Природа как условие существования и развития общества 5.1.2. Единство и различие законов природы и общества 5.1.3. Экология и экономика 5.2. Общество как система 5.2.1. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь 5.2.2. Теоретические модели общества и их философские основания (натурализм, идеализм, фатализм, субъективизм, волюнтаризм) 5.2. 3. Основные типы и структура общественных отношений 5.3. Способ общественного производства. Философия экономики 5.3.1. Сущность общественного производства 5.3.2. Структура способа производства. Закон соответствия 5.3.3. Производственные революции в истории общества 5.3.4. Философия экономики 5.4. Духовная жизнь общества и философия ценностей 5.4.1. Духовная жизнь общества 5.4.2. Понятие и природа ценностей 5.4.3. Духовные ценности и экономическое развитие 5.5. Философия культуры 5.5.1. Понятие культуры и ее социально-историческая сущность 5.5.2. Культура и цивилизация 5.5.3. Современная культурная ситуация: противоречия, поиски решений, тенденции дальнейшего развития 5.6. Философия истории 5.6.1. Предмет философии истории 5.6.2. Историческая закономерность и случайность 5.6.3. Субъекты и объективные факторы исторического процесса 5.6.4. Смысл истории 5.7. Философские аспекты глобальных проблем и социальное прогнозирование 5.7.1. Сферы и причины глобальных проблем 5.7.2. Основные типы социальных прогнозов и методы прогнозирования Тренировочные задания Тест Выводы Решения тренировочных заданий Вопросы для повторения Контрольные итоговые вопросы Толковый словарь Литература    

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение философии является одним из важнейших направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. В условиях, когда во всех сферах усложняется профессиональная деятельность, ускоряются темпы протекания общественных процессов, обостряются глобальные проблемы, необходимо овладеть механизмами системного осмысления их мировоззренческого, социального и нравственно-гуманистического содержания, которые вырабатывает философия. Прежде всего это важно сделать на материале тех сфер деятельности, к участию в которых готовит своих выпускников высшее учебное заведение. Современная экономика представляет собой одну из сфер, где масштабность действий, динамичность процессов и неоднозначность их результатов проявляются наиболее наглядно. Прямым стимулом не только к профессиональному, но и к философско-мировоззренческому и нравственно-гуманистическому осмыслению ее проблем являются все более острая нехватка сырьевых ресурсов, экологические последствия хозяйственной деятельности человека, растущая неравномерность экономического развития стран и регионов, социальное расслоение на основе неконтролируемых процессов в сфере экономики.

Данное учебно-практическое пособие содержит исходные сведения по курсу философии, соответствующие учебной программе и устоявшейся структуре философского знания, ориентирующие студента в самостоятельной работе. Изучив курс философии с использованием данного пособия студент обязан знать:

основы важнейших философских учений; основные проблемы, категории, принципы и законы философии; ведущих мыслителей в истории философии.

уметь характеризовать:

специфику философии; связь философии с жизнью; собственный философский выбор.

уметь анализировать:

социокультурную обусловленность философских учений; роль философии в решении актуальных проблем человечества; значение философии в профессиональной деятельности.

приобрести навыки и качества:

анализа философских текстов; культуры философской дискуссии; философского обоснования своей жизненной позиции.


Учебно-практическое пособие подготовлено кафедрой философии Белорусского государственного экономического университета.

Введение, фрагменты 1.1; 2.1; 2.2; 4.1; 4.2; 5.7; выводы, толковый словарь написаны доктором философских наук, профессором В. К. Лукашевичем; 1.2 – 1.6 – кандидатом философских наук, доцентом В. М. Белокурским; 3.1 –3.3 – кандидатом философских наук, доцентом И. П. Мамыкиным; 5.1—5.3 – доктором философских наук, профессором Е. З. Волчеком; 5.4 – 5.6 – кандидатом философских наук, доцентом Е. А. Криштаповичем. Вопросы для повторения, контрольные итоговые вопросы, список рекомендуемой литературы составлены коллективом авторов.

Научный редактор учебно-практического пособия – доктор философских наук, профессор В. К. Лукашевич.

 


 

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ Для замечаний
1.1. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ 1.1.1. ФИЛОСОФИЯ КАК ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ   Становление философии – это процесс ее формирования как качественно самостоятельного духовного образования, отличного от религии, искусства, науки и других явлений духовно-культурной жизни общества. Ее возникновение было обусловлено прежде всего необходимостью новых, более развитых и обоснованных представлений о природной реальности, месте в ней человека, его возможностях познать природу, общество и свой внутренний мир, т. е. наиболее общих представлений. Ими во многом обусловлены правила, нормы, принципы, эталоны поведения и деятельности человека, которая постоянно усложнялась. И наиболее общие представления, их связь с нормами поведения и деятельности людей получали и получают отражение в религии, искусстве, позднее — в науке. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит философии, которая впервые стала осмысливать их содержание рациональными (разумными, интеллектуальными) средствами на основе понятия «мировоззрение». Мировоззрение – это совокупность представлений о реальности, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих отношение к действительности и направление деятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности во времени существует столько, сколько существуют люди. Однако ее содержательное накопление существенно различается как в отдельные исторические эпохи, так и у отдельных людей и социальных групп. В зависимости от этого выделяют несколько основных типов мировоззрения. Мифологическое мировоззрение– это совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира человеческому получило название «антропоморфизм». Религиозное мировоззрение– это совокупность представлений о мире, его происхождении, месте в нем человека, основанных на вере в сверхъестественные силы и существование двух миров – высшего, совершенного, небесного и низшего, несовершенного, земного. В отличие от мифологического религиозное мировоззрение лишь частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание единства человеческого рода. Повседневно-обыденное мировоззрение– это совокупность представлений о природной и социальной реальности, нормах и эталонах поведения человека, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах деятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно малосистемно и неоднородно. Его содержание варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, прошлого опыта и интересов различных социальных групп. Философское мировоззрение – это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности. Оно возникло как средство преодоления недостаточности более ранних типов мировоззрения. Решающее отличие обеспечивал способ формирования философского мировоззрения, базирующегося не на фантазии и вере, а на методах рационального (разумного) обоснования его содержания. Это во многом сближало его содержание с представлениями зарождающейся науки и придавало ему дополнительную ценность и практическую значимость. Научно-философское мировоззрение– это система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает не нее активное влияние. Несмотря на периодические кризисы в различных областях науки и растущий плюрализм философских учений, их мировоззренческий союз создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования. Характеристика основных типов мировоззрения свидетельствует о сложном составе этого духовного образования. В его структуре выделяют три основных компонента: познавательную, деятельно-поведенческую и ценностную. Первая включает совокупность знаний (представлений) о происхождении, строении и законах развития реальности. Вторая охватывает совокупность предписываемых человеку правил, норм, принципов, эталонов поведения и деятельности. Третья содержит набор характеристик, выражающих значимость явлений реальности для человека (вредные или благоприятные, необходимые или бесполезные, допустимые или недопустимые и т. д.). Фундаментальное значение мировоззрения подтверждается логикой познавательного и практического освоения мира, требующей «предварительной договоренности» между людьми о понимании общего, а также фактами достаточно жесткой конкуренции разнотипных мировоззренческих представлений при их общей претензии на универсальность, на право быть интеллектуальной основой любой деятельности человека.   1. 1. 2. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ   Философия возникла в VII—VI вв. до н. э. в Средиземноморском регионе, точнее, в Древней Греции и сопредельных территориях. Мировоззренческие системы, выработанные ранее в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к философским, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления. Чаще всего эти системы называют предфилософией. В Древней Греции формирование философии было обусловлено рядом факторов. Во-первых, установлением демократического общественного строя, предполагавшего участие основной массы свободного населения в решении важнейших политических, общественных и хозяйственных вопросов. Это требовало от участников их коллективного обсуждения умений объективно анализировать ситуацию, которая была, как правило, намного сложнее тех ситуаций, которые описывались в мифологических сюжетах. Необходимо было также выработать приемлемое решение и умело отстаивать его в публичных дискуссиях. Все это требовало постоянного совершенствования механизмов интеллектуальной работы. Философия в наибольшей мере поощряла эту установку, чего нельзя было сказать о мифологии и религии. Во-вторых, важное значение имело расширение хозяйственно-экономических и культурных контактов, показавшее узость собственных представлений о мире и нормах жизненного уклада. В-третьих, постоянно действовали факторы интеллектуального характера: сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Это сомнение выразилось в теоретически обоснованной необходимости различать мнение и знание. Особое значение имела зарождающаяся наука, накапливающая сведения о мире «в его собственных характеристиках», относительно свободные от деформирующего воздействия мифологических схем и мнения большинства. Древние философы зачастую были одними из первых ученых. Поэтому в определенной мере о философии того времени можно говорить как о совокупности объективных знаний о мире, из которой впоследствии отпочковались конкретные науки о природе, обществе и человеке. Этот процесс продолжается и в настоящее время, что является одной из причин актуальности вопроса о предмете философии и структуре философского знания.   1. 1. 3. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ   Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос «Что изучает философия?», т. е. уточнение той совокупности явлений, процессов и объектов реальности, которые подлежат духовному освоению средствами философии и отражены в системе философского знания. Ядро философского знания составляют представления, содержащие ответы на мировоззренческие вопросы о происхождении практически и духовно осваиваемой реальности, ее структуре, законах и направлении эволюции, о происхождении и сущности сознания, генезисе человеческого общества и человека, его способности познавать и изменять среду своего обитания, праве на жизнь, счастье, удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, развитие творческих способностей. Эти представления тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в гуманитарных, естественных и технических науках, а также с содержанием художественно-эстетических и религиозных систем. Философия использует их для обоснования собственных положений и в свою очередь на их основе вырабатывает средства анализа их структуры и динамики, функционирования в обществе. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой из форм общественного сознания и любой конкретной наукой. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности, исследованием структуры ее объектов, характера их отношений и законов взаимодействия. Предмет философии – наиболее общие законы развития, природы, общества и человеческого мышления, связанные с действием этих законов формы бытия, и особенности их воспроизведения в сознании человека. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. История философских учений свидетельствует, что в конечном счете центральной для философии является проблема человека. Но одновременно следует иметь в виду, что ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, формах и методах познавательной деятельности и других проблемах, традиционно предопределяющих структуру философского знания. В различных философских направлениях и учениях система философского знания структурируется ощутимо различными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, имеющих свой относительно самостоятельный предмет. 1. Историко-философский раздел, содержащий определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных наиболее оригинальных философских школ и течений. 2. Онтология – учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику. 3. Философская антропология – учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности. 4. Гносеология (теория познания) – раздел философии, содержащий определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности. 5. Социальная философия – раздел философии, предмет которого составляет структура, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы. Одним из системообразующих факторов философского знания является основной вопрос философии, который имеет две стороны, т.е. разбивается на два взаимосвязанных вопроса: 1) что первично, материя или сознание? 2) познаваем ли мир? Хотя и не во всех философских системах данный вопрос признается в качестве основного, тем не менее поиск аргументированных ответов на составляющие его подвопросы очерчивает основной круг проблем, которые являются общими для всех упомянутых разделов, а также для более специальных разделов философского знания: политической философии, философии права, философии экономики, философии техники, философии науки, философии культуры, религии, истории и др. Структура философского знания не является застывшим образованием. Ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии науки, философии права, философии искусства и др.   1. 1. 4. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ И РОЛЬ ЕЕ В ОБЩЕСТВЕ   Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т. е. далеко не всегда в логически стройной и информационно емкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, т. е. в форме, обладающей отмеченными свойствами, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций. Важнейшие из них: мировоззренческая–состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности; методологическая– связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации; гносеологическая – выполняется в процессе выработки философского учения о сущности познания, его формах и критериях истинности знаний; аксиологическая – ориентирована на выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной и духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом; идеологическая – состоит в обосновании средствами философии идеологии как теоретической системы, отражающей общественное положение, цели, интересы и идеалы определенной социальной группы; праксиологическая– связана с выявлением и выработкой в русле философии смыслов, основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности; критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности, направляющих их по ложному или неоптимальному пути; прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов. Возникнув как новая, более рационализированная по сравнению с мифологией и религией форма общественного сознания и тип мировоззрения, философия тем не менее далеко не всегда занимала доминирующее положение в сфере духовной жизни. Первоначально мифология, а затем религия составили ей мощную конкуренцию. Несмотря на то, что многие выдающиеся философы были видными политическими и государственными деятелями, судьбы философии и философов в их стране очень часто были полны драматизма. Однако по мере освобождения философии от мифологических и религиозных реликтов и обретения статуса наиболее соответствующей требованиям разума формы общественного сознания, философия стала все более активно выполнять не только традиционные мировоззренческую и культурно-образовательную функции, но и роль критического начала и преобразующего фактора общественного развития. Разумеется, далеко не всякое общественное движение было идеологически подготовлено философией. Многие из них проходили под знаком религиозных идеалов, экономических интересов и даже эстетических ориентаций. Однако доминирующая тенденция видна достаточно отчетливо – философия набирает масштабы и значимость в идеологической подготовке кардинальных общественных преобразований. Наиболее убедительные примеры этого в прошлом – Великая французская революция и революция 1917 г. в России; в настоящем – осмысление глобальных проблем современности, где интегрирующую роль философии не в состоянии выполнить ни одна из форм общественного сознания. 1. 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ 1. 2. 1. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ   Становление философского мышления начинается еще на заре человеческой цивилизации. Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями. Индийская философия является одной из самых древних в истории. Первым религиозно-мифологическим памятником индийцев были тексты Вед (II—I тыс. до н. э.). Собственно философской частью вед являются упанишады. В упанишадах содержится учение о брахмане как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле в упанишадах развивается учение об атмане как индивидуальном и универсально-космическом бытии. Веданта–одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад. В ней несистематизированные предфилософские и философские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте или чистом сознании – брахмане. Мир феноменов же считали иллюзорной реальностью (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает, наконец, завесу майи, он обнаруживает, что Мировой Дух (брахман) и его собственный дух (атман) – одно и то же. Данное тождество нашло свое выражение в формуле «тат твам аси» (ты есть Он). Отсюда следовал один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма – принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире. Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм (6—5 вв. до н. э.). Основатель – непальский царевич Сиддхарта Гаутама, прозванный впоследствии Буддой (просветленным). Краеугольным камнем буддизма является представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следовал вывод: душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает. Главная цель усилий Будды заключается в вопросе: как возможно построить и обосновать нравственное учение? Ядром такого учения становятся «четыре благородные истины». Первая – «истина страдания». Будде открылось, что страдание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все его стороны. Вторая – «истина причины». Она говорит о происхождении страдания. Корень его — в страстях человека. Третья – «истина освобождения». Предполагает отказ человека от желаний и подавление собственных страстей. Четвертая – «истина пути». Путь, ведущий к освобождению от страданий к достижению нирваны (преодоление круга перерождений), восьмеричен. Ступенями его являются: правильная вера; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильное усилие; правильный образ жизни; правильное направление мысли; правильное сосредоточение. Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. К ведам восходят также корни йоги, которая представляла собою философско-религиозную систему освобождения от страдания. Техника йоги включала два взаимосвязанных друг с другом аспекта: 1) самоограничение (аскетизм); 2) медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: яма – воздержание; нияма – этическая культура; асана – положение тела; пранаяма – контроль за дыханием; пратьяхара – выключение чувств; дхарана – внимание; дьяна – созерцание; самадхи – сосредоточение. Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу посредством экстаза и созерцания полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности. В VIII—VII вв. до н. э. в Индии получает развитие материалистическое направление локаята («лока» – этот мир). Отвергая идею потустороннего, представители этого учения ставили целью своей философии постижение реального мира. Особое место среди локаятиков занимают представители школы «чарвака» («чар» – четыре, «вака» — слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента – земля, вода, воздух и огонь. Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI - V вв. до н.э.). Согласно этой философии мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц – ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей. В заключение необходимо отметить ряд особенностей философской мысли Древней Индии.Во-первых, яркую самобытность индийской философской культуры, связанную с мощной духовной традицией древнеиндийского общества. Во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии. В-третьих, недостаточную связь философских идей с научной мыслью. В-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии.   1.2.2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ   Истоки китайской философии обнаруживаются на рубеже эпох Чунцю (VIII—V вв. до н. э.) – Чжанью (V—III вв. до н. э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции в Древнем Китае. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являются: «Книга Песен» («Ши-цзин»); «Книга Истории» («Шу цзин»); «Книга перемен» («И-цзин»); «Книга обрядов» («Ли- цзи»); «Летописи» («Чунь-цю»). Эти памятники составили знаменитое «Пятикнижие» – основу мировоззрения образованного китайца того времени. В «Шу цзин» упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали: вода, огонь, дерево, металл, земля. Однако особой известностью пользовалась «И-цзин». Она явилась первой попыткой в истории человечества представить все явления в двоичной системе – системе понятий «янь» и «инь». Комбинации «янь» (мужского) и «инь» (женского) начала призваны были выразить в триграммах древних китайцев все многообразие мира. Постепенно в Древнем Китае складывается представление о «дао», как некоем безличном мировом законе, которому подчиняются все люди и природа в целом. Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI-III вв. до н. э., когда выступали со своими учениями Лаоцзы, Кунцзы, Сюнь-цзы, Хань-Фоэ-цзы и др. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. Основоположником ее считают Лаоцзы (VI—V вв. до н. э.), которому приписывают трактат «Даодэцзин» («Трактат о пути и потенции»), Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре учения находится понятие «дао» (путь), которое не имеет определенности и указывает на себя как на бесконечно большую и бесконечно малую величину вечного диалектического становления. «Дао» постоянно пребывает в недеянии, что выражается у философа принципом «увэй». Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. Задача человека в данной связи состоит в том, чтобы настроиться на вселенский ритм «дао» не привнося ничего суетного. «Совершенномудрый» (этический идеал даосов) предоставляет всему идти своим путем. Общество и государство рассматривалось даосскими мудрецами как естественное состояние множества вещей Поднебесной, функционирующее под действием простых потребностей жизни, не нарушающих природной сущности «дао». Со временем сердцевиной даосской традиции стала практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма. Данная практика была разделена на множество отдельных практик. Учение о «дао» наложило свой отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе конфуцианство. Его родоначальник Конфуций (551—479 до н. э.). В центре внимания мыслителя – взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Главным звеном конфуцианской системы является концепция «человеколюбия» («жэнь»), представляющая собой совокупность таких идей, как «преданность правителю», «верность долгу», «сыновняя почтительность», «уважение к старшим» и др. Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. В качестве же идеального субъекта философ выдвигал понятие «благородного мужа», сочетавшего естественность природы и ученость. «Благородному мужу» Конфуций противопоставлял «низкого человека». Если первый предъявляет требования к себе, то второй предъявляет их другим людям. Этика Конфуция опирается на такие понятия, как «взаимность» или «забота о людях», «золотая середина», человеколюбие» («жэнь»). «Забота о людях» выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по существу, выражает «золотое правило» нравственности, которое сформулировал Конфуций: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В VI—III вв. до н. э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Легисты поставили во главу угла закон «фа» и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других государств и воссоединении Поднебесной. Для достижения этой цели предлагалось изгнать из государства излишества, упразднить искусство, ликвидировать философию и всякое разномыслие. Изучение истории философской мысли Древнего Китая раскрывает нам ряд особенностей ее развития. В Древнем Китае не было своеобразного разделения труда между философами и политиками. Это обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. В данной связи вопросы управления государством, регламентации отношений между «верхами» и «низами», вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества.   1. 2. 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ   Античная философия, представляющая собой множество философских учений и школ, начинает складываться в VII в. до н.э. Она формируется под влиянием восточных мифологических и философских учений. Однако своим характером, содержанием и направленностью принципиально отличается от них, так как является исторически первой попыткой сформировать рациональную картину мировоззрения. В развитии античной философии можно выделить приблизительно четыре основных этапа: 1. Досократовский (VII—VI вв. до н.э.). 2. Классичесткий (V—IV вв. до н.э.). 3. Эллинистический (III—II вв. до н.э.). 4. Римский (II в. до.н.э. – 529 н.э.). Стремление ответить на вопрос, что является основой мира, постепенно привело к возникновению философских школ. Древнейшая из них – милетская (VI в. до н.э.). Родоначальником ее принято считать Фалеса (625 — 547 до н.э.). В качестве основы сущего Фалес полагал воду. Он понимал ее не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Для обозначения первоосновы, из которой возникает все остальное, в греческой философии употреблялось два термина «стойхеон», означающий элемент, ядро в логическом смысле слова, и «архэ», означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей. «Вода» Фалеса означала основополагающий принцип как в смысле стойхеон, так и в смысле архэ. К числу выдающихся милетских философов принадлежали также Анаксимандр и Анаксимен. Первый считал первоосновой сущего беспредельное (апейрон), второй – воздух. Во второй половине VI в. до н.э. в г. Эфесе возникает философская школа, связанная с именем Гераклита (ок. 525 – 480 до н.э.) Основой всего Гераклит считал огонь. Ядром его учения был принцип «panta rei» («все течет». Всеобщую изменчивость он уподобил течению реки, в которую «нельзя войти дважды». Гераклит сформировал также знаменитое учение о логосе, который имел несколько основных интерпретаций: мистическое, божественное Слово; Божество, управляющее миром; всеобщий закон и т.п. Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и мир. Его познание предполагает понимание закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей. Философия Гераклита явилась вершиной стихийно-диалектического понимания мира не только в досократовской, но и в античной философии вообще. Переход от наглядно-образного к понятийно-аналитическому стилю мышления, а тем самым — к выработке собственно философского метода мышления связан с именами представителей элейской школы, прежде всего — Парменида. Мыслитель сформулировал и ввел в философский обиход фундаментальное понятие «бытие». Последнее неподвижно, едино, цельно, неделимо и сплошь однородно. Разрыв между умопостигаемым миром и миром очевидного был углублен учеником Парменида – Зеноном. Философ прославился выявлением противоречий между разумом и чувствами. Речь идет о знаменитых апориях – непреодолимых затруднениях мышления, если оно признает наличие небытия и следствие подобного признания – движение и дискретность бытия. Наиболее известны апории «дихотомия», «Ахиллес», «стрела», в которых движение фактически отрицается. Видной философской школой была школа пифагорейцев. Ее основателя – Пифагора считают первым мыслителем, который назвал свои рассуждения словом «философия». Основу мироздания Пифагор и его последователи видели в числе, которое экстраполировали не только на природу, но также на мораль и нормы человеческого поведения. Пифагору приписывается также учение о метемпсихозе, т.е. переселении душ умерших людей во вновь родившиеся. Однако, несмотря на элемент мистицизма, учение Пифагора явилось, собственно, исторически первой попыткой постижения количественной стороны универсума. Демокрит (460—370 до н.э.) создает логически последовательную, всеобъемлющую систему атомизма. Атомы – мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окружающего мира. Они обладают величиной и тяжестью. Движение, присущее атомам, передается их столкновениями. Поскольку же развитие универсума жестко детерминировано механическим движением атомов, то в системе Демокрита нет места для объективного существования случайности. Античный атомизм стал гениальным предвосхищением позднейшего естественнонаучного атомизма. Вершина развития греческой философии приходится на V—IV вв. до н.э. – период расцвета античной демократии. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу граждан участвовать в делах государства. Это в свою очередь предполагало овладение определенными знаниями, для отстаивания своих интересов в различных ситуациях. Особое значение приобретало знание риторики и философии, которому обучали софисты. Они помогали за деньги своему ученику овладеть искусством «доказательства» своей правоты при любых стуациях, даже тогда, когда последний был не прав. Софисты впервые создали науку о слове. Нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем. «Уроки» софистов первым подверг критике Сократ (469—399 до н.э.), принадлежавший к наиболее выдающимся мыслителям античности. Важнейшей своей задачей он считал «воспитание людей», смысл которого видел в беседах и дискуссиях. Основой понимания этических принципов Сократ полагал познание человеком «себя самого». В разговорах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Данная новация Сократа стала источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Платоном (427—347 до н.э.). Платон первым в истории философии сформулировал положение, согласно которому, всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Философ разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Методом познания у Платона является диалектика. Она выступает как умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам. Значительного внимания заслуживают социально-политические воззрения Платона и особенно – его учения об идеальном государстве. Идеальное государство Платона – это общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются: правители –философы; стратеги – воины; производители – землевладельцы и ремесленники. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствовала предложенная Платоном система воспитания. Она была направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Хотя творчество Платона отличается тенденцией к иррационализму и мистицизму, его философия явилась первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма. Богатый категориальный аппарат дал возможность Платону постичь, хотя бы и в идеалистической форме, ряд объективно существующих диалектических отношений. Философия Аристотеля (384 – 322 до н.э.) явилась не только обобщением, но и логической переработкой всей предшествующей ему философской мысли. Особое внимание Аристотель уделял в своих трудах онтологии – науке о сущем. Основой всякого бытия он считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они — суть соединения материи (гиле) и формы (морфе). Аристотель вычленяет шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места». В своем «Физике» он полагает, что движение присуще самим вещам, в «Метафизике» — связывает с неподвижным Перводвигателем (Богом). Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека как общественного существа («zoon politiconn). Государство философ понимал как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Идеал государства, по Аристотелю, – общество, которое опирается на частную собственность, на орудия труда, рабов и землю. Мыслитель различал два противоположных типа хозяйства – «экономику» и «хрематистику». Первая, согласно Аристотелю, является правильным типом хозяйственной деятельности. Ее цель – разумное удовлетворение хозяйственных потребностей. Вторая – служит неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, Аристотель называет паразитической и характеризует ее как животную, свидетельствующую о рабском образе мышления. Мыслитель сопрягает счастье с добродетелями человека. Гарантию же добродетельной жизни видит в уклонении от крайностей. Идеал Аристотеля – умеренность. Аристотель заложил основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Оригинальны и весьма плодотворны эстетические идеи Аристотеля. Искусство вместе с наукой философ относил к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления. Оно дало начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем.   1. 2. 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ   Средневековую философию условно можно разделить на два этапа: этап патристики (II – VI вв.), и этап схоластики (XI—XIV вв.). На первом этапе происходил весьма сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. В отличие от античности, где истиной требовалось овладеть, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Виднейший представитель патристики – Аврелий Августин (354—430). Главные философские труды Августина посвящены проблемам бытия и времени, движения, истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. В учении Августина большое место занимает также проблема общества и истории. По существу, Августин явился родоначальником европейской христианской философии истории, в основу которой был положен метод рационалистического интуитивизма. Мистически осмысливая диалектику исторического процесса, Августин выделял два противоположных вида человеческой общности: «град земной», государственность, основанную на любви человека к самому себе, и «град божий» – духовную общность, основанную на любви к Богу. С XI в. началась рационализация западного богословия. Место содержательного, мистического познания постепенно занимает деятельность ума – схоластика. Как философскую школу схоластику отличали следующие черты: сосредоточение мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией с целью обосновать ее правоту; использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора; переход от религиозной мистики к «диалектике» и силлогистическому методу рассуждения в диспутах. Один из крупнейших представителей схоластики – Фома Аквинский (1225—1274), в сочинениях которого представлена своеобразная энциклопедия средневековой философии. Он разграничивал области философии и теологии. Предметом первой у него выступают «истины разума», второй – «истины откровения». Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником всякой истины является Бог, то не может быть никакого противоречия между теологией и философией. Известны пять путей рационального доказательства бытия Бога, предложенных Фомой: доказательства от причины; наличия движения в мире; случайности всех вещей; несовершенства каждого творения; целесообразности всего в мире. На рубеже XIII—XV вв. в идеологии Средневековья обнаружился поворот, который можно назвать кризисом религиозного рационализма. Номиналисты предложили свою программу, которая предстала в форме противопоставления: абстрактное – конкретное, с акцентом на конкретном. Абстрактному, словесному миру церкви и схоластики противопоставлялся мир в его чувственном богатстве. Философией, которая идеологически реализовала эту общественную потребность, был номинализм Дунса Скота и Вильяма Оккама. Таким образом, Средние века внесли существенный вклад в дальнейшее развитие философской мысли, разработав и существенно уточнив возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного. В последующем все это станет своеобразным фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.   1. 3. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. 3. 1. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ   Эпоха Возрождения выступает как своеобразный и достаточно длительный период перехода от Средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI — начала XVII вв.). Социально-экономические изменения в Западной Европе того периода сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти причины во многом обусловливались процессом секуляризации, протекающим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрений большинства мыслителей. Философию возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек выступает в ней не только важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Стержень гуманизма эпохи Возрождения составляли три основополагающих принципа: 1) учение о самодостаточной ценности человеческой жизни; 2) учение об абсолютной духовной свободе человека; 3) натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности. У истоков итальянского гуманизма находится Данте (1265—1321), сумевший в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о предназначении человека, о самоценности его земной жизни, о человеческом достоинстве. Развитие этих идей продолжили Ф. Петрарка (1304—1374), Л. Валла (1407—1457), М. Фичино (1433—1499), П. Пампонацци (1462—1525), П. Мирандола (1463—1494) и др. В середине XV в. заявил о себе неоплатонический этап в итальянском Возрождении, который был вызван к жизни необходимостью выступить против схоластизированного Аристотеля, вернее его томистской интерпретации. Значительную роль в этом сыграли М.Фичино и П. Мирандола. Завершающим этапом возрожденческой мысли стал натурфилософский этап (вторая половина XVI - начало XVII вв.). Предшественник данного этапа – немецкий кардинал Н. Кузанский (1401—1464), выдвинувший в своих трудах ряд важных диалектических идей. Их продолжателем явился Д. Бруно (1548—1600) – крупнейший натурфилософ Возрождения. В разносторонней диалектике Бруно особенно существенны мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также совпадении противоположностей. Поворот Ренессанса к человеку стал заметен и в области социально-политических теорий. Никколо Маккиавелли (1469—1527) был первым, кто предложил рассматривать государство не через призму теологии, а на основе разума и опыта. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой «великих открытий». Кругосветные путешествия, открытие Нового света предшествовали многочисленным важным достижением в самых различных областях естествознания. Однако важнейшее значение имело создание Н. Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Опубликованная в 1543 г. книга Коперника «О вращении небесных сфер» сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. Наследником и продолжателем тех идей Возрождения, которые содействовали развитию нового естествознания явился Г. Галилей (1564—1642). В противовес натурфилософским представлениям своих предшественников Галилей сформировал принципиальные положения нового естествознания, требующего сведения объективных свойств физических тел прежде всего к их пространственным свойствам. Эти положения явились по существу, декларацией механистического материализма.   1.3. 2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Развитие философской мысли в Новое время было тесным образом сопряжено с утверждением и развитием капитализма. Убыстренное развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования к частным наукам и через них – методологии наук. Особое место проблема метода заняла в философии. Если до Нового времени она непосредственно включалась в контексте натурфилософских и логических построений, то с развитием производительных сил и новой науки данная проблема приобретает свой собственный статус. Однако с первых шагов влияние новой науки поляризует философские воззрения. С одной стороны, математика и математическое естествознание воздействуют на философию в направлении рационализма. С другой стороны эмпирическая методология предлагает совершенно иную архитектонику философских построений. Ф. Бэкон и Р. Декарт – два пионера новой философии выразительно иллюстрируют своими концепциями обе эти тенденции. В качестве основного метода Ф. Бэкон (1561-1626) выдвинул индуктивный метод – метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Успехи познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Рассматривая чувственность, как единственный источник наших знаний, Бэкон заложил тем самым основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Основоположник рационализма, французский философ Р. Декарт (1596—1650) понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако он полагал, что единственным источником истинных знаний является разум.Исходным началом для создания научного метода у Декарта явилось сомнение. Декартовская апелляция к разуму, как и попытка Бэкона обосновать индукцию на эмпирической основе, не дали желаемого результат в решении проблемы эффективного метода. Вместе с тем важным достоинством разработанной ими методологии явилось то, что она утверждала ведущие методологические принципы науки Нового времени. К числу наиболее видных мыслителей, унаследовавших идеи Ф. Бэкона и развивавших традиции эмпиризма, необходимо отнести в первую очередь английских философов Т. Гоббса (1588-1679), Дж. Локка (1632—1704), Дж. Беркли (1685—1753), Д. Юма (1711—1776), а также французских мыслителей Э. Кондильяка (1714—1780), К.А. Гельвеция (1715—1771), П. Гольбаха (1723—1789), Д. Дидро (1713—1784). Рационалистическая традиция после Декарта нашла свое историческое и логическое продолжение в лице Б. Спинозы (1632—1677). В отличие от Декарта, Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции. Субстанция называется Богом или Природой и выступает как причина самой себя. Данный шаг свидетельствовал о том, что он становится на точку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. В начале XVIII в. в Европе зарождалось Просвещение – прогрессивное в своей основе идейное течение, связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. Из предшествующей эпохи Просвещением была унаследована идея переустройства жизни на разумных основаниях. Особое внимание в данной связи уделялось правителям, так как просвещенные монархи Европы, по мысли философов, должны были осуществить внедрение принципов разума в повседневную жизнь своих государств. Особенно сильно просвещение заявило о себе во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготавливали общество к революции. Наиболее яркая фигура эпохи французского Просвещения Ф.А. Вольтер (1694—1778). Вольтер пришел к пониманию философии, как действенного орудия разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Вместе с тем, сила Вольтера как философа была не в разработке положительного учения, а в уничтожающей критике всей прежней метафизики. Ж.Ж. Руссо (1712—1778) – один из наиболее влиятельных идеологов Просвещения. В трактате «Об общественном договоре» (1762) мыслитель разработал концепцию такой организации общества, которая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отношения, равенство перед законом. Исходя из положений договорной теории, Руссо обосновывал право народа на восстание против деспотической власти. Другую историческую форму философии Просвещения во Франции составил материализм Ж. Ламетри (1709—1751), П. Гольбаха (1709—1789), Д. Дидро (1713—1784), К.А. Гельвеция (1715—1771) и др. В центр своей философии материалисты-просветители ставили человека, его интересы и стремления. Исходя из этих взглядов, материалисты бескомпромиссно боролись за коренное изменение общественных отношений. Завершением и одновременно критикой Просвещения выступает философия И. Канта (1724—1804). Она представляет собой синтез двух основных традиций европейской мысли – эмпиризма и рационализма. Творчество Канта условно разделяют на два периода – докритический (до 1770) и критический. В первый период интересы Канта сосредоточивались главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Критический период творчества начинается трудом «О формах и принципах чувственности воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770). Главным произведением Канта, относящимся к этому времени, стала «Критика чистого разума» (1781). Кант считал правильными суждения эмпириков об опытной природе нашего знания. При этом он отклонял идею «чистой доски», на которой природа пишет свои письмена. Философ выступал также против врожденных идей рационалистов, хотя усматривал в этом некоторый плодотворный смысл. Вместо врожденных идей Кант ввел понятие априродных форм чувственности и рассудка, что изменило познавательную ситуацию по существу. Доступ к вещам «самим по себе» оказался невозможным из-за этих форм. Получалось, что человек может знать лишь мир явлений. Внутреннее же содержание вещей непознаваемо. На основе результатов критики теоретического разума Кант построил свою этику. Главный труд философа, посвященный данной проблеме— «Критика практического разума» (1788). Основной посылкой этики Канта было убеждение в том, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач. Законом своей этики Кант провозгласил формальное внутреннее повеление – категорический императив. Таким образом, критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом мыслилась призванной ответить на фундаментальные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?» Важный шаг в переоценке наследия Канта сделал И. Фихте (1762—1814), указавший на противоречивость кантовской вещи самой по себе и потребовавший ее устранения из критической философии как рецидива догматического мышления. Свою философию Фихте назвал «наукоучением». Последнее должно было выразить и обосновать фундаментальную идею о том, что практически — деятельное отношение к предмету лежит в основе теоретически созерцательного отношения к нему. Тождество противоположностей субъекта и объекта становится отправным пунктом учения Ф. Шеллинга (1775—1854). Задачу своей натурфилософии он видел в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших форм к высшим. Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г. Гегель (1770—1831). Отождествив понятие с самой сущностью вещей, Гегель представил все мировое развитие как развитие духа («абсолютной идеи»). Подлинной исторической заслугой философа явилась разработка диалектического метода. Гегель развил глубокие мысли о движении, о переходе количественных изменений в качественные и обратно, о противоречии как источнике развития, об отрицании, о развитии от низшего к высшему не по прямой, а по спирали. Он разработал и сформулировал основные законы диалектики. Но диалектика Гегеля не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории философ выводил не из природы и человеческой истории, а навязывал их природе и обществу в качестве законов чистого мышления. Философия Гегеля стала последним грандиозным воплощением классического типа философствования, который в свою очередь имел ряд весьма важных результатов. Он заявил о себе теоретико-методологическим обоснованием революционных преобразований в науке, что отчетливо выразилось в создании классической научной парадигмы. Вместе с тем данный тип философствования обнажил бесплодность тенденции, увлекавшей мыслителей к созданию универсальных метафизических систем. Он также поставил проблему диалектического мышления, подготавливая тем самым прорыв к постижению диалектики объективного мира.   1.4. ТРАНСФОРМАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ (XIX—XX ВВ.)   После смерти Гегеля его духовное наследие подверглось критической переоценке с двух противоположных сторон – со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс) и со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Выступая против идеализма Гегеля, Л. Фейербах (1804-1872) ставил вопрос о коренной реформе философии. Подлинная философия, по Фейербаху, должна носить антропологический характер. Предметом ее изучения должен стать человек. Фейербахом была разработана так называемая концепция «разумного эгоизма». В ней обосновывалось, что глубокого понимания человеком своей зависимости от других людей достаточно для того, чтобы он связал реализацию своего личного стремления к счастью с необходимостью способствовать осуществлению этих стремлений у других. Центральной философской идеей марксизма явилась идея материалистического понимания истории. Ее обоснование К. Маркс (1818—1883) дал в Предисловии к «Критике политической экономии» (1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «социальная революция» и др. Подводя итог сделанному открытию, Маркс подчеркивал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше был противопоставлен универсум иррационального – бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. А. Шопенгауэр (1788-1860) систематически изложил свои взгляды в труде «Мир как воля и представление» (1818). Воля – это абсолютное начало всего бытия, некая космическая и биологическая сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Несостоятельность рационализма С. Кьеркегор (1813-1855) видел в том, что для него истиной выступает только общее. Согласно же Кьеркегору, именно в единичном, в человеке заключена высшая ценность. С подавлением единичного общим философ связывал деградацию христианской религии и всей культуры в целом. По мнениюФ. Ницше (1844-1900), начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути строгой регламентации обыденной жизни. В ней не осталось места для геройства и поступка. Посредственные же люди придумали себе массовые религии – христианство и социализм. Эти религии – религии обиженных и угнетенных. Человек же есть путь к «Сверхчеловеку», тому, кто стоит над «стадом», с его предубеждением и лицемерием. В ХХ в. философы выдвигают целый ряд принципиально новых идей, противопоставляя их философской классике. Одним из наиболее влиятельных идейных течений в ХХ в. явился психоанализ. Его основы в 20-е гг. заложил З. Фрейд (1856-1939). Фрейд опирался на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики. В данной связи психика подразделялась на три уровня: «Оно» – (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний); «Сверх-Я» (инстанция, олицетворяющая императивы долженствования и социокультурные запреты»; «Я» (сознание субъекта). Человек в своей жизни, по Фрейду, руководствуется двумя принципами – удовольствия и реальности. Разрешение внутренних конфликтов, вызванных их столкновениями, Фрейд видел в сублимации — переключении энергии либидо с низменных целей и объектов на возвышенные. Провозгласив, что «Я не является хозяином в своем доме», Фрейд тем самым увлекал исследователей на путь изучения бессознательного, без знаний о котором человек не сможет жить разумно и нравственно. В начале 20-х гг. в Западной Европе заявила о себе философия экзистенциализма. Экзистенциализм возник в Германии(М. Хайдеггер, К. Ясперс), позже, в годы второй мировой войны, — во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю). В центре внимания философов-экзистенциалистов оказались индивидуальные жизненные вопросы: смысла жизни, вины и ответственности, отношения человека к своему призванию и смерти. Главная проблема экзистенциализма – проблема существования (экзистенция). Побуждение к подлинному существованию содержится в таких феноменах, как «страх» (Ясперс, Хайдеггер), «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю). Онтологический смысл их состоит в том, что человеку как бы открылась «бездна» бытия, о которой он не ведал. А это требует принятия решения, не гарантирующего какого-либо успеха. Поскольку человек, который ничего не желает, совпадает со своей вещественностью, постольку он должен выбирать. Выбор – это свобода. Смысл жизни – только в сфере свободы, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. У человека нет алиби», — говорит Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности. К крупнейшим представителям религиозно-философской мысли ХХ в. принадлежат католические философы Э. Жильсон, Ж. Маритен, Г. Марсель, Т. де Шарден, протестантские мыслители К. Барт, П. Тиллих, иудаист М. Бубер. Наиболее авторитетным течением современности католической философии Запада является неотомизм, который базируется на учении Ф. Аквинского. Во главу угла неотомисты поставили идею Фомы о гармонии веры и разума. Неотомисты полагают, что предлагаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями и поднимается над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Диалог церкви и светского общества рассматривается ими как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в современную культуру. Ортодоксальным неотомистским представлениям в рамках современного католицизма противостоит реформаторское течение тейярдизма. Его родоначальник Т. де Шарден (1881—1955) пытался осуществить синтез науки и веры, а также религии и деятельности христианина. Однако убеждение Тейяра о естественном происхождении человека переплеталось с его же выводом о тождестве космического процесса эволюции и сотворения мира Богом. В ХХ в. получает свое дальнейшее развитие рационалистическая тенденция в западноевропейской философии. Ее продолжают неопозитивизм и аналитическая философия. Первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейни др.). Базовая программа логического позитивизма выражена в принципе вериф





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.