Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения тренировочных заданий 4 страница





 

4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Для замечаний
Тест   1. Что изучает теория познания? а) логические законы мышления; б) эвристические приемы творческого мышления; в) наиболее общие характеристики познавательных процессов, осуществляемых в любой сфере; г) особенности методов научного познания.   2. Кто является субъектом познания в философском понимании? а) отдельный человек; б) группа людей; в) все общество; г) человечество; д) названные носители творческой познавательной активности в их единстве.   3) Что такое рациональное познание? а) познавательный процесс, осуществляемый посредством форм мысленной деятельности; б) оптимально организованная познавательная деятельность; в) форма познавательной деятельности, исключающая использование чувственных средств.   4. Какие элементы чувственного знания включены в процесс рационального познания? а) ощущения; б) восприятия; в) представления.   5. Что такое объективная истина? а) результат конвенции (соглашения) ученых; б) содержание знаний, адекватно отражающее реальность; в) полное, исчерпывающее знание о реальности.   6. Что является главной формой выражения эмпирического знания? а) эмпирический факт; б) данные наблюдений; в) таблица; г) диаграмма; д) график.   7. Что является главным структурирующим элементом развитой теории? а) принцип; б) закон; в) абстрактный конструкт (модель); г) эмпирический факт; д) понятие; е) интуитивное предположение; ж) логические правила.   8. Какая философская дисциплина изучает условия, пути и методы оптимальной познавательной деятельности? а) теория познания; б) теория творчества; в) методология научного познания; г) логика науки; д) эвристика.   9. Какой из элементов метатеоретических оснований науки является схемой исследуемого объекта? а) идеалы научного исследования; б) научная картина исследуемой реальности; в) философские основания науки.   10. Какой из названных процессов можно считать проявлением научной революции? а) включение новых объектов в сферу научного исследования; б) смена руководства научных учреждений; в) смена фундаментальных теорий; г) расширение сферы практического использования научных результатов; д) изменения в этических нормах профессиональной деятельности ученых.  

5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Для замечаний
5. 1. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ 5. 1.1. ПРИРОДА КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Природа— это часть объективной реальности, не развившаяся до осознания своего бытия. Это понятие не включает в себя лишь то, что непосредственно связано с человеком и обществом, является их сущностью. Природа всегда выступала объектом пристального внимания философов, многих философских школ и направлений. Взаимодействие природы и общества — это сложный процесс. Можно выделить четыре типа отношений человека к природе. Первый из них — древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Второй тип отношения человека к природе можно назвать аграрным. Ведущей сферой деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, становится земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура. Исторически этот этап охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. В качестве источника энергии использовались мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды. Характерной чертой первых двух периодов является то, что запасы и естественное воспроизводство природных ресурсов в целом оставались бесконечно великими сравнительно с потреблением их обществом. Третий период взаимодействия природы и общества получил название промышленного. В области энергетики он начался с применения паровых машин, а затем и электрических двигателей. Это резко повысило производительность общественного труда. В хозяйственный оборот были вовлечены огромное количество и многообразие минеральных, органических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получило сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно начала развиваться наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Природные ресурсы перестают считаться практически неисчерпаемыми. Мощь человечества становится сопоставимой с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками начала нового, четвертого этапа взаимодействия природы и общества. Какими же чертами он характеризуется? Важнейшим отличием этого этапа является бурное развитие науки и техники, их взаимообусловленность, превращение научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства, что и породило звонкий термин НТР (научно-техническая революция). На этом этапе начинается не только возрастание масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых для общества размерах. Возникает целый ряд проблем, имеющих глобальный характер, и прежде всего проблема управления биосферой. Конечно, это дело будущего, но не такого уж и отдаленного! Для рассматриваемого типа взаимодействия природы и общества характерным является возрастание степени сложности проблем, которые возникают между ними. И это не случайно. Человечество живет сегодня в эпоху небывалого развития науки и техники. Оно сопровождается активным воздействием на природную среду. И хотя принимаются меры (главным образом в развитых странах) по ее охране и «оздоровлению», тем не менее общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем? Однозначного ответа на этот вопрос современная прогностика не дает. Поэтому проблема будущего состояния окружающей среды вызывает бурные дискуссии и споры исследователей. Многие из них под воздействием других кризисных явлений современности, сталкиваясь с резким ухудшением состояния биосферы, впадают в пессимизм и переносят кризисные черты экологической ситуации на весь мир. Они видят в этом угрозу существованию всего человечества. Это позиция пессимистов. Оптимисты считают, что не существует фатальной неизбежности резкого ухудшения состояния окружающей природной среды. Уже сегодня на передний край борьбы за чистоту природы выходит наука с ее логикой исследования и быстродействующими ЭВМ. Возникают возможности планомерного, продуманного разрешения проблемы соотношения «естественной» и «искусственной» среды обитания людей, обеспечения коэволюционного развития природы и общества, т.е. такого развития (эволюции) общества, которое не подрывало бы природные условия своего существования, а максимально адаптировалось к процессам природной эволюции.   5. 1. 2. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА   Общество и природа — единое целое. Но это противоречивое единство. Как образно заметил Гёте: “Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей”. Чтобы существовать и развиваться, общество должно сначала возникнуть, природа же существует вечно. Поэтому перед учеными всегда стояла проблема возникновения именно человеческого общества, а не природы и общества. Эта проблема впервые была научно поставлена во второй половине XIX в. Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган (американский этнограф и историк) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И, наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека. В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния. Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития. Единство законов природы и законов общества заключается в следующем: а) они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны эти законы или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития общества, ни законы природы. б) изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов; Существует и известное различие между законами общества и законами природы. Так, природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (закон всемирного тяготения, например), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации. Законы природы проявляются в действии стихийных бессознательных сил: природа “не знает”, что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей. Они не могут функционировать “сами по себе”, без участия человека. Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения материи. Законы низших форм движения материи, хотя и могут оказывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов. Человек в своем развитии подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом. Современный период истории человечества и планеты в целом — это переход к тому новому состоянию биосферы, который В.И. Вернадский назвал ноосферой. Этот период характерен резким ускорением всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не изменяют тех основных методологических принципов, которые лежат в основе любой эволюционной теории. Мы по-прежнему должны формулировать определенные принципы отбора и с их помощью оценивать вероятность тех или иных тенденций. Но теперь идет об отборе вариантов развития человечества, которые определяются действиями людей. Все эти вопросы требуют совместных усилий специалистов эти принципы все в большей мере зависят от человека, поскольку речь различного профиля, глубокого, всепроницающего синтеза естественных, технических и общественных наук.   5.1.3. ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА   Экологические проблемы в конце ХХ в. вызывают все большие опасения у ученых. Все чаще предрекается экологический кризис, который может привести к гибели природы и современной цивилизации, если ему не противопоставить объединенные усилия человечества, науки. Указывается и причина такой ситуации — это рост народонаселения и развитие промышленного производства. Экономика при этом противопоставляется экологии. Провозглашается идея несовместимости дальнейшего экономического развития при таком хищническом отношении к природе. И это имеет под собой основание. Дело в том, что хотя многие экономические действия в хозяйственной сфере направлены на приумножение биологических ресурсов планеты, на совершенствование экологической ситуации, деградация природы становится все более ощутимой. Загрязняется атмосфера, почва, водные ресурсы, обедняется животный мир и растительность, все более заметной становится ограниченность энергоносителей. Все это ведет к актуализации проблем природопользования, разработки новых идей и решений во взаимодействии человека с природой, экономики с экологией. Властные структуры общества, различные организации по охране природы и биосферы должны в этих условиях так организовать свою деятельность, чтобы ускорение научно-технического прогресса не только не угрожало истощением и разрушением экологической среды, природных ресурсов, но и способствовало приумножению их за счет более эффективного использования традиционных полезных ископаемых, а также путем вовлечения в общественное производство новых, практически неисчерпаемых видов природных ресурсов и сил. В энергетике — это освоение на практике термоядерной энергии и других практически неисчерпаемых природных ресурсов и естественных сил. Такая возможность существует в объективно действующем законе возрастающей производительности труда. Результаты и последствия антропогенной деятельности в основном зависят от социальных факторов, ибо характер воздействия общества на природу определяется тем, какое именно общество и как относится оно к природной среде: планомерно, на основе научно разработанной программы, учитывающей принцип всеобщей связи и развития в мире, или хищнически, руководствуясь принципом: “на наш век хватит”. Современный уровень техники и научные знания о взаимосвязи развития природы и общества ставят задачу преодоления исторически сложившегося, чисто технологического, потребительского подхода к природопользованию. На передний план должен выходить эколого-экономический аспект при анализе всей производственной деятельности общества.   5.2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 5.2.1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ Основными сферами жизнедеятельности общества являются: материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Ведущей сферой, естественно, является материальное производство, экономическая деятельность. И это не случайно. Материальное производство обеспечивает исходные условия для жизнедеятельности всего общества. Оно всегда носит общественный характер и в конечном счете определяет направленность взаимодействия общества и природу с целью преобразования вещества природы в необходимые для человека материалы и предметы. С развитием общества, социальных связей, человека как работника все более возрастающую роль в жизни стран и народов стала играть духовная сфера жизни. Эффективность человеческой деятельности начинает все больше зависеть от того, на каком уровне понимания, осознания осуществляет человек свою деятельность, работу, труд, реализует свои возможности. Общественная жизнь становится реальным воплощением неразрывного единства материальной и духовной сфер деятельности, их взаимодействия и взаимообусловленного развития. Материальная и духовная жизнь понимаются в социальной философии по меньшей мере в двух смыслах: сопоставления и противопоставления в соответствии с основным вопросом философии. В таком плане материальная и духовная жизнь рассматриваются как две максимально широкие подсистемы общественной жизни. В более конкретном смысле под материальной жизнью понимается прежде всего экономическая сфера общества, материально-производственная деятельность людей, осуществляемая в определенных исторических условиях. Духовная же жизнь выступает в виде сферы духовного производства, трансляции духовной культуры, образования и воспитания общественных индивидов. Дифференциация общества на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы играет важную роль в обосновании и раскрытии теории исторического процесса в целом. Она позволяет выяснить особенности каждой из сфер общества и проследить переходы между ними внутри конкретной социальной целостности, понять их диалектику. На основе экономической жизни общества и во взаимосвязи с ней возникает социальная сфера. Любое общество есть известное множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов, а определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся в конкретных отношениях между собой и обществом в целом. Общество в этом плане — сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, то есть оно социально организовано. Социально-исторические общности людей предполагают устойчивые общественные связи между индивидами. Эти связи проявляются в особенностях жизни конкретной социальной группы. Они воплощаются в единстве потребностей, интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и других характеристиках индивидов. Все это ведет к образованию определенных социальных типов личности. При характеристике социально-исторических общностей следует исходить из того, что главным, определяющим фактором выступает здесь общественный способ производства, законы его развития, т.е. экономическая сфера. Вместе с тем переход от экономической сферы к социальной раскрывает новые грани человека в качестве общественного субъекта. Здесь человек не только главная производительная сила, человек-работник, но и ассоциированный человек, т.е. человек, включенный в состав коллективного субъекта. Это уже социально-преобразующая сила. Переход от экономической к социальной сфере обнажает и новую, более высокую роль общественного сознания, его значение в деятельности социальных групп. Однако в социальной сфере даже самые сложные обобщения не выходят еще за рамки обыденного сознания, не дают истинного понимания исторического процесса, а лишь создают предпосылки для выработки такого понимания, для перехода к сознательной политической деятельности. Политическая сфера жизни общества открывает новый уровень сознательно-идеологических форм общественной жизни. Политика есть первая идеологически организованная общественная сила. Ее необходимость обусловлена противоречивостью социальных интересов в сфере экономики. И это не случайно. Политика наиболее обобщенно по сравнению с другими надстроечными формами отражает состояние, потребности и тенденции развития экономики. Политика не только отражает экономику, но и выступает самым действенным орудием практической реализации ее потребностей, воздействия на нее, управления ею. Политика обусловливается наряду с экономикой также и собственно социальными отношениями и процессами. В самой своей сути она детерминирована интересами классов, больших групп людей. Поэтому политические отношения и действия по своей массовости и результативности не знают себе равных среди других общественных отношений и идеологически обусловленных действий. Политическая сфера жизни общества включает в себя политическое сознание, политические отношения, политические институты и действия. Политические взгляды, учения, программы, стратегические и тактические идеи и концепции придают деятельности классов ту сознательность и целеустремленность, которые обеспечивают ее оптимальную эффективность и в целом формирует оптимальные пути и формы общественного развития.   5.2.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА И ИХ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ (НАТУРАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, ФАТАЛИЗМ, СУБЪЕКТИВИЗМ, ВОЛЮНТАРИЗМ)   В XVII—XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Так, человека он принижает до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основной недостаток заключается в принижении человеческой активности и отрицании свободы. Концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску. Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество — механическому агрегату индивидов — атомов, замкнутых только на своих собственных интересах. Органически вытекающий из натурализма механицизм и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма. Если натурализм чрезмерно принижает человека, растворяет в природе, то идеализм, наоборот, чересчур одухотворяет его, отрывает от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Разумеется, идеализм в принципе не отрицает роль объективного фактора в истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет некий мировой разум (объективный идеализм), или недетерминированная ничем человеческая духовно-волевая активность (субъективный идеализм). Фатализм исходит в понимании общественной жизни из признания неизбежности хода истории и тем самым исключает становление новых возможностей развития. Детерминацию социальной действительности фатализм рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестественная и божественная воля (теологический фатализм и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое “естественное устройство мира с безраздельным господством природной необходимости” и т.д. Волюнтаризм — это течение субъективно-идеалистического толка, последователи которого в понимании общественной жизни возводят в абсолют волю субъекта, его свободу и сводят к нулю роль необходимости, то есть зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития (Ф. Тённис, А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф. Ницше). Сторонниками волюнтаризма в осмыслении общественных явлений и событий были народники в России и других странах, эсеры. Сегодня таковыми являются представители различного рода ультралевых, анархистских движений на Западе. Проявления волюнтаризма в общественной жизни встречаются и дают о себе знать и в современной социально-политической практике в виде игнорирования объективных условий и попыток волевого решения назревших проблем.   5.2.3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ   На любом этапе своего развития человеческое общество, формация, социальная система представляют собой совокупность общественных отношений. Общественные отношения выражают многообразные связи между классами, социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, идеологической деятельности. В соответствии с этим общественные отношения можно классифицировать следующим образом: экономические, политические, идеологические, социально-классовые, правовые, национальные, социально-демографические, семейно-бытовые и социокультурные . Общественные отношения — это не какой-то особый вид отношений, а абстракция, отражающая то общее, что объединяет все отношения, сложившиеся в процессе воспроизводства социальной сферы жизни. Они не тождественны, например, отношениям экономическим или политическим, а соотносятся с ними как общее и особенное, как род с видом. В то же время каждый вид общественных отношений играет в общей системе определенную роль. Под экономическими отношениями в социальной философии понимают: отношения людей к средствам производства; отношения социальных групп, классов в системе общественного производства (господство—подчинение); их место этих классов в системе разделения труда (умственный труд, физический, управленческий); размер (распределение материальных доходов различных социальных групп в национальном бюджете) и способы получения доли общественного богатства (прибыль за счет эксплуатации, непосредственный труд). Социальные отношения проявляются прежде всего через социальные качества личностей, которые в процессе своей деятельности интегрируют различные стороны общественных отношений. Политические отношенияопределяют статус и роль различных социальных классов, групп и индивидов в общественной системе в связи с их отношением к государственной власти и государственному устройству. Идеологические отношения складываются на основе интересов и ценностных ориентаций общественных классов, групп и индивидов на уровне как обыденного, так и научного сознания. Эти отношения отражают социально-экономическое и социально-политическое положение классов и социальных групп и их роль в данной системе общественных ценностей. В системе общественных отношений они призваны выполнять интегрирующую функцию: объединять людей вокруг определенных интересов, целей и способов их реализации, для чего создается, образовывается социальный механизм связи, единства действий индивидов, социальных групп и партий. Основу всех общественных отношений составляют отношения экономические. Но они не оказывают своего воздействия автоматически. “Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно на них ни влияли прочие — политические и идеологические, — являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 39. С. 175).   5.3. СПОСОБ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ 5.3.1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Способ производства— это особым образом организованная деятельность общества по производству материальных ценностей и воспроизводству всей общественной жизни в исторически определенный период, характеризующийся конкретным отношением людей к природе и их отношениями между собой. (Например, рабовладельческий, феодальный, капиталистический способ производства). Нетрудно понять, что общество не может существовать и развиваться без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Это положение очевидно, и в социологии было признано еще до К. Маркса. Маркс и Энгельс сделали новый шаг вперед, составивший в свое время великое открытие. Они открыли закон определяющей роли способа производства: «Способ производства материальной жизни, — писал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С.7). Закон определяющей роли способА производства в общественном развитии является основным социологическим законом. Механизм открытия этого закона следующий. Материалистический подход и диалектический метод исследования позволили К. Марксу свести: 1) все общественные отношения к отношениям производственным как определяющим; 2) производственные отношения — к уровню производительных сил; 3) установить факт определяющей роли материальных потребностей людей в возникновении и развитии производительных сил общества. Человек должен есть, пить, иметь жилище, одеваться, прежде чем заниматься политикой, идеологией и т.д. Основной социологический закон имеет больше методологическое значение для научного объяснения истории развития общества и различных сфер его жизни. Он указывает, что конечные причины тех или иных преобразований в обществе являются материальными и их нужно искать в способе производства материальных благ. Особенно важно это помнить сегодня, когда человек как главная материальная производительная сила, техника, наука как непосредственная сила отошли как бы на второй план. Их оттеснила торговля, сфера обмена, бизнеса, перераспределения, распределения и т.д.   5.3.2. СТРУКТУРА СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА. ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ   Любой способ производства основывается на конкретных производительных силах и определенных производственных отношениях. В категории «производительные силы» выражается отношение людей к природе, а «производственные отношения» «схватывают» взаимодействие людей в процессе производства средств и условий жизни. Диалектическое единство и взаимообусловленность производительных сил и производственных отношений составляет основное содержание способа производства материальной жизни общества. Поскольку человек выступает в роли главной производительной силы, общественной наукой становится вопрос о создании условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей людей труда, о творческом развитии главной производительной силы общества. И это не просто благие пожелания, а одно из важнейших требований научно-технического прогресса ХХ в. Важным элементом производительных сил общественного производства являются средства производства.Они включают в себя средства труда и предмет труда. Средства труда — это все то, что человек помещает между собой и предметом труда, что является проводником его воздействия на этот предмет. Предмет же труда — это все то, что подвергается в процессе труда обработке, на что направлена трудовая деятельность людей. Средства труда являются мерилом развития самой человеческой силы и показателем степени развитости тех общественных отношений, при которых совершается труд. В них воплощаются, опредмечиваются сущностные силы человека. Именно средства труда являются основным детерминантом в генезисе и развитии общества. Производственные отношения — это совокупность материальных, экономических связей между людьми в процессе производства и движения общественного продукта от начала производства до потребления. В процессе трудовой деятельности между людьми складываются различные отношения. Во-первых, это отношения, обусловленные технологическим разделением труда, его специализацией (отношения между цехами предприятия, рабочими разных профессий). Они называются производственно-технологическими отношениями и непосредственно определяются техникой, технологией и организацией производственных процессов. Отношения общественно-производственные — это прежде всего отношения собственности. Они зависят от того, как распределены в обществе средства производства, как решается проблема собственности на основные средства производства. Отношения собственности— ядро производственных отношений, так как они определяют цель производства и его внутренние законы (стимулы и движущие силы). Для более глубокого понимания общественного процесса при анализе материального производства необходимо учитывать и производственно-технологические, и организационно-управленческие отношения. В рамках конкретного способа производства они обладают относительной самостоятельностью. Эти отношения характеризуют расстановку людей в процессе производства, порядок подчинения их действий логике самого технологического процесса. Производительные силы и производственные отношения — это две стороны общественного производства, которые не существуют порознь. Они неотделимы друг от друга, как неотделимы форма и содержание, если понимать в данном случае под содержанием производительные силы, а под их социальной формой — производственные отношения. В свою очередь производственные отношения придают определенное социальное качество функционированию производительных сил. Хотя сами производственные отношения зависят от уровня и характера производительных сил, они активны по отношению к последним. Именно они определяют социальную природу каждого способа производства. Более того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняются общему и действующему на протяжении всей истории социологическому закону, закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. В чем же суть этого закона? Каждая форма производственных отношений действует до тех пор, пока она способствует развитию производительных сил. На определенном этапе этого развития производственные отношения в силу своей специфики вступают в противоречие с более быстро развивающимися производительными силами и сдерживают их прогресс. Тогда и наступает необходимость смены производственных отношений новыми, роль которых заключается в обеспечении простора для развития производительных сил общества. Совершенствование производственных отношений, выражающее главную тенденцию социально-экономического развития любой страны, ведет к утверждению более эффективных структур общественной собственности и форм их реализации. А это активизирует человеческий фактор. Только в таких условиях может реально осуществляться соединение достижений науки и техники с преимуществами новых форм хозяйствования, а производственные отношения будут приведены в соответствие с производительными силами и можно будет говорить о создании возможностей для ускорения социально-экономического прогресса человечества.   5.3.3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА   Экономическая зрелость общества определяется в первую очередь способом производства, а потому, чтобы обществу перейти на более высокую ступень развития, надо совершить скачок прежде всего в производственной сфере деятельности. Речь идет о производственной революции, которая на каждом этапе развития общества приобретает конкретную форму. В истории общества производственные революции до НТР были дважды. Первая (VII-VI тысячелетия до нашей эры) — аграрная, или земледельческая — была основным звеном неолитической революции, ознаменовавшей переход от первобытного доклассового общества к антагонистическим формациям. Она начиналась заметными сдвигами в хозяйственной деятельности первобытных охотников, рыболовов и собирателей, а завершилась коренным преобразованием свей общественно- экономической структуры общества. Собиратели и охотники становились земледельцами и скотоводами. Не случайно первым историческим состоянием производства, первым видом «производящей экономики». К. Маркс назвал сельское хозяйство. Оно вызвало важные изменения в различных сферах производственной деятельности, общественной жизни. духовной культуре и «идеологии» первобытного общества, находящегося на пути к классообразованию и возникновению государственности. Переход к производящей экономике был необходим не только потому, что оскудели запасы природы в местах обитания людей, но и потому, что возросла численность человечества. Если к началу неолита на Земле проживало 10 млн человек, то к концу — уже 50 млн. Аграрная революция завершила создание материально-технической базы первобытного общества, открыла его перспективы и послужила предпосылкой для дальнейшего формационного движения. Последствия этого процесса, с которым связаны величайшие сдвиги в истории человечества (возникновение частной собственности, классов и государств) имеют значение социальной революции и вместе с переустройством материальной жизни отражаются в понятии «неолитическая революция». Второй революцией этого типа выступает промышленный переворот XVIII-XIX вв., который явился выражением конкретных качественных изменений в общественном производстве на основе внедрения машин. Промышленная революцияначалась с технологических нововведений в производстве, а завершилась преобразованием всего способа производства (появились машины), и производственные отношения (имеется в виду становление капиталистических производственных отношений). Всякий раз, когда складывалась революционная ситуация, на пути развития общественного производства возникало препятствие, реально угрожающее жизнеспособности общества. Сначала таким препятствием стало весьма ограниченное количество продуктов природы, пригодных для употребления в пищу человеком. Земледельческая (аграрная) революция разрешила это противоречие, превратив земледелие и животноводство в ведущую сферу жизнедеятельности общества. Второе препятствие было связано с тем, что по мере развития человечества физические силы людей оказались явно недостаточными, а орудия труда — несовершенными, чтобы удовлетворять потребности общества продукцией земледелия и животноводства и других сфер деятельности. Промышленная революция устранила это препятствие созданием машинной техники и индустриализацией сельского хозяйства, многократно увеличив силы человека и открыв путь практическому применению науки, превращению ее в непосредственную производительную силу общественного производства. Однако как духовный фактор наука может стать материальной силой не автоматически, самостоятельно, а благодаря человеку, через его технику, научную организацию труда, образование. Иными словами, речь идет о научно-технической деятельности как ведущей сфере общественной жизни. Такой переворот, смена ведущей сферы в общественной жизни в производственной деятельности получил звонкое название НТР. Научно-техническая революция — это третий тип производственных революций. Она не ограничивается качественными преобразованиями в науке и технике, не сводится лишь к материализации основополагающих научно-технических идей, а представляет собой переворот в общественном производстве в целом, в его материальной и духовной составляющих, знаменует революционное преобразование всех элементов общественных производительных сил, перестройку хозяйственного механизма, системы управления.   5.3.4. ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ Общество как сложную систему можно условно дифференцировать на определенные относительно самостоятельные сферы деятельности: экономическую, социальную, политическую и духовную. Определяющую роль в развитии общества как системы играет экономическая сфера деятельности. Экономическая жизнь общества сложна и многообразна. Различные ее стороны изучаются конкретными экономическими науками. Но есть много вопросов, которые становятся объектом пристального внимания социальной философии. К ним можно отнести проблему соотношения социальной жизни в целом и экономической деятельности, вопросы источников экономических процессов в социальной системе, соотношение объективных и субъективных факторов в экономическом развитии, проблемы формирования экономического сознания, его воздействие на экономическую жизнь общества, характер связи экономических отношений и экономических интересов людей, механизмы взаимодействия между собой экономических интересов различных социальных групп, отдельных личностей и общества как системы. Сегодня весьма актуальна проблема сознательного, научного воздействия на экономическую жизнь общества, ее развитие. А также проблема соответствия эволюционных и революционных стадий в экономике. Сфера экономической деятельности включает в себя следующие компоненты: производство, распределение, обмен и потребление различных материальных и духовных ценностей. Это материальные блага, необходимые для жизни людей (продукты питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи), а также определенные виды услуг: здравоохранение, образование и многое другое. В процессе производства происходит преобразование вещества природы в нужные человеку предметы. Материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная. Решающее значение при этом имеет социальный тип того или иного способа производства, экономических отношений. Он (тип) определяется в конечном счете отношениями собственности на средства производства и его продукты. Этим обусловливается социальный характер общественного производства (роль классов и социальных групп, слоев, характер распределительных отношений, отношений обмена и потребления). Все эти факторы активно воздействуют на экономическую деятельность, на общественное производство в целом. Они могут или стимулироваться, или сдерживать развитие. Например, принцип распределения по труду (количеству и качеству) применяемый к работникам производства, стимулирует рост производительности труда, способствует развитию творческого отношения к нему. Уравнительный же принцип распределения не востребует активное проявление творческих способностей работников и снижает прибыльность предприятий. А ведь получение прибыли — это основной экономический интерес предпринимательской деятельности. Влияет на рост производства, на эффективность экономической деятельности в целом и хорошо организованная система потребления. Отлаженное личное и производственное потребление стимулирует развитие общественного производства, рост производительности труда. Немаловажную роль в стимулировании экономической деятельности играют отношения обмена между субъектами производства их деятельностью, товарами, услугами. Эти процессы вызваны объективными явлениями общественного бытия: общественным разделением труда, отношениями собственности, законом роста потребностей, обменом способностями, потребностями и т.д. Все это существенным образом влияет на развитие экономической деятельности общества, ее эффективность, на темпы экономической жизни в целом. Развитие экономической деятельности общества тесно связано с прогрессом общества в целом. Отношение здесь — это отношение части и целого. И это не случайно. Экономическая деятельность испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни: сложившейся социально-классовой структуры общества, политических отношений, духовной жизни. Но сама она тоже оказывает большое влияние на функционирование различных явлений общественной жизни в целом. И это закономерно. Ибо само существование общества базируется на динамически развивающейся экономике, на постоянном производстве материальных благ и духовных ценностей. Материальные компоненты общественной жизни во многом определяют политическую жизнь общества, его классовую структуру. В ней всегда доминируют интересы экономически господствующих классов, социальных групп, которые активно влияют на работу госаппарата, на содержание и направление деятельности политических партий и всей жизни общества. Благодаря экономической деятельности создаются необходимые условия развития духовной жизни общества, функционирование учреждений культуры, полиграфии и т.д. Иными словами, идет материальное обеспечение духовной жизни общества. Важнейшими причинами развития экономической сферы деятельности общества выступают потребности людей в экономических благах, в улучшении своей жизни и ускорении общественного процесса. Экономические потребности выступают при этом как проявление экономической необходимости. Круг потребностей постоянно растет и расширяется (и количественно, и качественно). Более того, они развиваются в соответствии с действием закона возвышения потребностей, т.е. они постоянно развиваются и совершенствуются. Растут, развиваются потребности самого производства. Это потребности в энергии, сырье, материалах, в квалифицированной рабочей силе, в научных разработках и т.д. Сами же потребности и производственные, и личные формируются, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг (потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т.д.). Все это оказывает обратное воздействие на развитие самого производства. Развитие экономической деятельности общества подчиняется определенным объективным законам. Закон и здесь предстает как необходимая, существенная связь между явлениями природы и общества. Это связь между ценой товара и количеством труда, затраченного на его производство, между общественно необходимым рабочим и свободным временем, производством и потреблением, спросом и потреблением и т.д. Хотя и экономисты, и философы признают объективный характер законов развития экономической деятельности общества, это не освобождает нас от случайностей в сфере социальной жизни. Но всегда через множество случайных явлений и связей в деятельности людей пробивают себе дорогу необходимые, закономерные связи и отношения между различными сторонами, фрагментами экономической деятельности. Осознать во всей полноте действие экономических законов и в соответствии с ними строить духовную и материальную жизнь общества — основная задача государства, его политики, философии экономики   5.4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ 5.4.1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. К основным элементам духовной жизни от­носятся духовные потребности людей, духовная деятельность по соз­данию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отноше­ния между людьми. Результатом духовной деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстети­ческие и религиозные воззрения. Особым видом духовной деятельнос­ти является распространение духовных ценностей с целью их усвое­ния возможно большим числом людей. Важную роль в этом играет дея­тельность, связанная с функционированием учреждений науки, куль­туры и образования. Следствием такой деятельности является форми­рование духовного мира людей, а значит, обогащение духовной жизни общества. Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутрен­ние побуждения человека к духовному творчеству. Существенной стороной духовной жизни является духовное пот­ребление. Уровень и характер потребления зависят от социальной принадлежности потребляющего, оттого, насколько учтено созвучие избранных для доказательства аргументов духовному настрою потре­бителя. Духовное потребление может навязываться рекламой, средс­твами массовой культуры, то есть происходит манипулирование соз­нанием. Это приводит к некоЕму усреднению и стандартизации потреб­ностей и вкусов многих людей. Отвергая манипулирование сознанием, надо признать целесообразным сознательное формирование потребнос­тей в подлинно духовных ценностях — познавательных, художествен­ных, нравственных. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение ду­ховного мира человека. Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Духовные отношения — это отношения ин­теллекта и чувств человека, к тем или иным ценностям и в конечном счете — ко всей действительности. Установившиеся в обществе ду­ховные отношения проявляются в повседневном общении людей, созда­вая эмоциональный фон межличностного общения и во многом обуслов­ливают его содержание.   5. 4. 2. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ   Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Сформировалось несколько типов теорий ценностей. Натуралистический психологизм ценности рассматривает как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потреб­ностями человека. В аксиологическом трансцендентализме ценности предстают как идеальное бытие (добро, истина, красота). Эти ценности имеют са­модостаточное значение и не могут служить средством для каких-то иных целей. С точки зрения социологической концепции ценность — это нор­ма, которая имеет значимость для социального субъекта. В этой связи особо подчеркивается роль этических и религиозных ценностей в развитии общества. Каждый из подходов имеет право на существо­вание, ибо он отражает то или иное реально существующее в соци­альной действительности ценностное отношение. Ценность—это по­нятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности.   5. 4. 3. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ   В ХХ в. история поставила вопрос о том, возможно ли прог­рессивное развитие стран не западной ориентации без формирования у них системы ценностей, сходной с западной культурой. В его русле М. Вебер проанализировал значимость ценностей в формировании мотива­ций предпринимательской деятельности капиталистического типа. Он показал, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, в которой деятельность в миру рассматри­вается как обязанность, возложенная на верующего. Отсюда признание высокой нравственной ценности занятия бизнесом. Этика протестан­тизма утверждала в сознании верующего, с одной стороны, принцип безличных отношений, подчинение абстрактным (юридическим) нормам, а с другой — независимости и полной индивидуальной ответственнос­ти личности. Этим создавалась решающая предпосылка для формирова­ния буржуазного сознания. Сегодня осознается невозможность принять безличное, оторван­ное от человека производство, основанное на рационализме и цен­ностном универсализме. Человек постиндустриального общества стре­мится к тому, чтобы выделиться из массы, проявить свою уникаль­ность. Культура этого общества (в отличие от раннебуржуазных нравов) несходна с широким плюрализмом ценностей, стилей поведения. В связи с изменяющейся системой ценностей встал вопрос о замене па­радигмы менеджмента — переход от " философии контракта", основан­ной на нацеленном на вознаграждение и потребление индивидуализме, к " философии команды", предполагающей совместную работу во имя достижения общей цели. В условиях постиндустриальной экономики проявилось многооб­разие форм предпринимательства и менеджмента, индивидуализма и корпоративизма, обусловленное не только различными технологиями и хозяйственными укладами, но и, может, даже — в большей степени само­бытными ценностными факторами.   5.5. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 5.5.1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ   Понятие " культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция по­нятию " натура", то есть природа. Оно обозначало " обработанное", " искусственное", в противоположность " естественному", " первоздан­ному". На философском уровне осмысление понятия культура вначале шло от отождествления ее со всем, что сотворено человеком, к ана­лизу человеческой активности, благодаря которой создается надприродная сфера человеческого бытия. Дальнейшая конкретизация связана с представлениями культуры как способа регулирования и реализации человеческой деятельности, а следовательно, особого аспекта социальной жизни, заключающегося в порождении и трансляции надбиологических программ поведения лю­дей. Куль­тура — система развивающихся надбиологических программ человечес­кой деятельности, закрепляющих исторически накапливаемый социаль­ный опыт.Эти программы представлены многообразием знаний, норм, идеа­лов, верований, ценностных ориентаций. Есть уровни надбиологичес­ких программ. Первый — реликтовые программы. Люди часто бессозна­тельно действуют в соответствии с программами поведения, сложив­шимися еще в первобытную эпоху и утратившими свою ценность в ка­честве регулятива деятельности. Сюда относятся многие суеверия. Второй уровень — программы, обеспечивающие сегодняшнее воспроиз­водство определенного типа общества. Третий уровень — программы социальной жизни, адресованные в будущее. Таковыми являются тео­ретические знания, вызывающие перевороты в технологиях последующих эпох; идеалы будущего социального устройства, не ставшие еще господствующей идеологией и т.д. Чем динамичнее общество, тем большую ценность обретает этот уровень культурного творчества. В процессе изменения общества элементы программ третьего уровня могут трансформироваться и переходить на второй уровень, становясь реальными регулятивами новых видов деятельности. В свою очередь программы второго уровня могут утрачивать социальную цен­ность и превращаться в реликтовые образования. Культура представляет собой меру человеческого в человеке и основной ее задачей является социальная терапия. Провозгласив идеал — " человек есть мера всех вещей", часто об этом забывали. А это прежде всего реализация потребностей и интересов людей.   5.5.2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ   Проблема цивилизации является актуальной в силу ряда причин. Во-первых, развитие НТР способствует быстрому формированию инфор­мационно-технологического способа производства во всех странах мира. Во-вторых, в связи с переосмыслением практики строительства социализма в СССР, переориентации на капиталистическое развитие возродились споры о двух основных цивилизациях — западной и вос­точной. Возникла дилемма: существует одна человеческая цивилизация или несколько? Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей, который определяет всю обществен­ную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об опре­деленной цивилизации. Мы различаем западную и восточную цивилиза­ции, хотя ценности одни и те же, а вот способы их освоения раз­личны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценнос­тям, а на Востоке освоение ценностей осуществляется на основе ре­лигиозно-философских традиций (буддизм, конфуцианство и др.). Адекватное осмысление проблемы цивилизации поможет понять синтез общечеловеческого и национального в культуре, ибо этот реальный процесс приобрел огромное практическое значение для всего мира.   5.5.3. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ, ТЕНДЕНЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ Историю мировой культуры прошла две большие ступени — тео-центристскую и натуроцентристскую. В теоцентристских культурах все виды человеческой деятельности соотносили свое содержание с той или иной религиозной догмой, которая выступала, в качестве " абсолюта". Начиная с эпохи Возрождения, место Бога заняла приро­да — ее изучают, ей поклоняются, в ней ищут разгадки всех тайн человеческой психологии и поведения, Третья фаза в истории куль. туры начинается в середине XX в. как движение к новому типу культуры — антропоцентристскому. Об этом свидетельствует появление таких философских учений, как пер­сонализм, экзистенциализм и фрейдизм, начавшийся переход роли ли­дера в мире наук от естествознания и математики к гуманитарным дисциплинам. Все больше осознается необходимость разрешения тех противоречий, которые были характерны для модернизма. И первое из них — противоречие между природой и культурой. Наиболее сильным проявлением возрождающегося контакта природы и культуры стало не­виданное во всей истории движение " зеленых". Аналогичные изменения стали проходить в отношениях культуры и общества, ибо культура оказалась единственной альтернативной силой по отношению к насильственному способу разрешения социаль­ных противоречий. Необходимо также преодолеть противостояние элитарной и мас­совой культур. Плоды этих усилий можно увидеть в изобразительном искусстве и творчестве современных " бардов" — М. Шевалье, Б. Окуджавы, в новом жанре мюзикла — " Христос — суперстар" и в ла­тиноамериканской сарсуэле. Во всех случаях ориентация на массово­го слушателя сочетается с духовной наполненностью и использовани­ем способов формообразования, выработанных элитарным искусством. За многообразием конкретных процессов нашего времени стоит более или менее осознанное стремление к диалогу противоположных духовных сил. Оно осуществляется и на содержательном уровне, и на уровне формальном. Оно имеет иногда чисто игровой, ироничный ха­рактер, а иногда — глубоко серьезный, но именно эта ориентация культуры стоит за теми разноречивыми внешними проявлениями, кото­рые именуются постмодерном.   5.6. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 5.6.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ   Современное сознание вряд ли в состоянии мыслить себя вне истории. Мы живем в истории, претерпеваем ее повороты, задаемся вопросом, как в ней выжить и что мы можем в ней сделать. Длительный период философия не включала историю в свой предмет, ибо за­нималась вечными сущностями, тогда как история есть область отно­сительного, временного, конечного. Просвещение стало той истори­ческой формой новоевропейской философии, в которой историческое прошлое, процесс- общественных изменений обрели философское осмыс­ление. Введенный Вольтером термин " философия истории" охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории. В прос­ветительской мысли обнаружилась возможность сопряжения " разума" с " историей"." В современной философии истории можно выделить два основных направления — онтологическое и гносеологическое. Сторонники пер­вого направления (Шпенглер, Тойнби) главное внимание обращают на исследование бытия исторического процесса, смысла истории, соци­ального прогресса. Представители гносеологического направления (Дильтей, Коллингвуд и др.) полагают, что предмет философии исто­рии — логико-теоретические и методологические проблемы познания прошлого, его теоретическая реконструкция и установление истин­ности исторических фактов. В результате возникла философско-исто­рическая и логическая коллизия, ибо такое деление искусственно препятствует процессу познания. Предлагается введение понятия с новым содержанием. Историософия — дисциплина, изучающая теорию исторического процесса и методологию исторического познания, за­нимающаяся осмыслением науки истории и применением концепций, ос­нованных на исторической фактологии.   5.6.2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ   Исследование истории как процесса включает в себя понятия причинности, следствия, противоречия, случайности, возможности, с помощью которых осуществляется систематизация или структурирова­ние социальной жизни. Все они так или иначе связаны с представле­нием о каузальности. Идея каузальности пришла на смену провиден­циализму в форме представления о естественных законах истории. " Вечные" законы заимствовались либо из естествознания, либо пони­мались как " законы разума", " прогресса" или " абсолютного духа". Детерминизм не оставлял места исторической случайности. Однако, несмотря на то, что господствующие исторические направления кон­центрировали усилия на поиске исторических закономерностей, слу­чайность оставалась способом исторической аргументации. Время свидетельствует, что соотношением случайности и необходимости можно свободно манипулировать, исходя из идейно-политических пристрастий. Все, что мы хотим объяснить, можно определить и как закономерность, и как случайность. В советский период истории на­шей страны Октябрьская революция считалась закономерностью, а сейчас многими трактуется как случайность. 5.6.3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА   Исторический процесс представляет собой сложное взаимодейс­твие объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, состояние материаль­ного производства, существующая социальная структура общества, государственный строй и т.д. Составляющими субъективного фактора выступают сознание и духовный мир человека, его социальный опыт. Недооценка сознательной активности людей в историческом процессе ведет к его мистическому толкованию. Такой подход получил назва­ние фатализма. Существует и другой подход, когда Сознание и воля людей объявляются самодовлеющими факторами. Это — субъективист­ский и волюнтаристский подходы. Они означают игнорирование роли объективных факторов. Подобные теории приводят общества к кризису и отбрасывают их назад. Субъектами исторического процесса являются все люди в той мере, в какой осознают социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Важную роль имеет социаль­но значимая деятельность отдельных людей, ориентированная на ши­рокие общественные интересы. Речь идет о выдающихся ученых, поли­тиках, философах. Представители концепции об элите (О. Шпенглер, М. Вебер, П. Сорокин и др.) считают их движущей силой исторического процесса, а народным массам отводится роль проводников идей твор­ческих личностей. С этим можно согласиться, отходя от догматичес­кого толкования роли масс и личности в истории, необоснованно принижающего роль последней. Побудительной силой деятельности субъектов исторического процесса являются их потребности, интересы, цели и идеалы. Пот­ребности людей проявляются как внутреннее побуждение субъекта к той или иной деятельности. Эти побуждения проявляются в весьма широком диапазоне — от инстинктивных до логически осмысленных. В интересах выражаются оптимальные в данных условиях пути и средс­тва удовлетворения потребностей. Например, наше общество может удовлетворить многие потребности своего существования путем развития рыночной экономики. В области политики интересы людей зак­лючаются в отстаивании принципов демократии и сильной государс­твенности. Проблема состоит в том, что довольно часто сложно осознать объективные собственные интересы. В результате иллюзор­ные интересы мешают социальному самоутверждению. Потребности и интересы находят выражение в целях и идеалах. В своих целях люди сознательно моделируют желаемые результаты де­ятельности. Самая значимая цель может выступать как идеал челове­ка. Каждый человек подходит к идеалу с позиций собственных инте­ресов. Для одного идеалом может быть авторитарное общество, для другого — демократическое. Сформированный в сознании субъекта идеал может определять направленность его деятельности на протя­жении даже всей жизни.   5.6.4. СМЫСЛ ИСТОРИИ   Мы живем в сложную эпоху, представляющую собой переломный этап в истории человечества. Поэтому вопросы о смысле истории, ее направленности снова приобрели актуальность. В настоящее время анализ смысла истории связан с изучением планетарного мышления, с универсализацией ценностей, с решением глобальных проблем совре­менности. Миф о прогрессе развенчан. Индивидуализм сопровождается ис­чезновением солидарности, эгоцентризмом. Технические достижения привели к тому, что общество попало в настоящее рабство, подчи­нившись количественной логике тех же машин. Промышленность, кото­рая производит множество дешевых товаров, приводит к загрязнению окружающей среды. Даже наука выражает беспокойство в связи с отк­рытиями в области атома и генетики. Когда ситуация накапливает неразрешимые проблемы, существуют две возможности: или общей рег­рессии, или смены системы. Смена состоит в переходе человечества к объединительному этапу. На первый взгляд, глобализация отталкивает своей безли­костью, смешением культур. И в то же время это — уникальная возможность начать диалог. Мы слишком недооцениваем единое человеческое нача­ло, видя разнообразие культур. Проблема состоит в том, чтобы уметь видеть одно в другом. Если человеческая сущность и заключается в этом потенциале мно­гообразия языков, менталитетов, то это не отрицает существования единой человеческой общности. Наступила пора взаимообогащения культур. Как Азия открыла себя для западной техники, так и Европа должна вступить в диалог с Востоком, переняв то, что было им сделано в области отношения человека с самим собой, между собственным телом и душой. Мы долж­ны искать источники возрождения во множественности вселенной. Итак, существо начавшегося на наших глазах процесса — поиск путей гармонизации внутрисоциальных, социокультурно-природных от­ношений, испытание всех возможных средств достижения данной цели, и прежде всего — преодоление антагонизма, между дошедшими в конце ХХ в. до крайней степени противостояния силами в общественной жизни.   5.7. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 5. 7. 1. СФЕРЫ И ПРИЧИНЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Глобальные проблемы—это проблемы, принявшие общепланетарные масштабы, решение которых возможно только совместными усилиями всего человеческого сообщества. В настоящее время к глобальным проблемам относят следующие: — угроза массового уничтожения людей современными средствами ведения военных действий; — планетарный экономический кризис; — возрастающий разрыв в экономическом и социокультурном развитии между государствами и регионами; — социально-политический кризис; — угрожающие темпы роста преступности и терроризма; — неконтролируемый рост населения (демографическая проблема). К сожалению, перечень глобальных проблем растет. Главные причины глобальных проблем: — возрастание мощи технических средств ведения войны и воздействие на природу; — планетарное исчерпание естественных природных ресурсов; — анархия производства и неравноправные экономические отношения между странами; — отставание политического мышления от социально-политических реальностей; — девальвация общечеловеческих ценностей. Действие этих причин очень часто проявляется в варианте синеритического эффекта, когда они взаимно усиливаютСЯ и сила их сопряженного действия намного превышает их простую суммарную величину. Наибольший резонанс в общественном сознании получила экологическая проблема, проявляющаяся прежде всего как угроза существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды его обитания вредными отходами хозяйственной деятельности. Масштабы и интенсивность преобразовательной деятельности человека в природной сфере сопоставимы с естественными природными процессами. Однако первые незначительно адаптированы ко вторым. Это деформирует среду обитания человека, нарушает механизмы ее самоорганизации и самоочищения, а также естественный темп ее эволюции. Выход из создавшегося положения единственный — изменение отношения к природе (биосфере) от потребительского к адаптивно-потребительскому.Оно должно получить реализацию в производственной сфере прежде всего за счет разработки и использования «экорезонансных» энерго-, ресурсо- и трудосберегающих технологий на основе науки. Романтические ориентации на сохранение природы «любыми средствами», призывы «назад к природе» неубедительны, а то и вовсе антигуманны. «Сохранить природу» можно лишь «убрав людей». Вернуться «назад к природе» — значит уменьшить потребление природных ресурсов до неопределенно низкого предела, т.е. снова «принести в жертву людей», насильственно ограничив значительную часть их потребностей, ставших в условиях цивилизационного развития человеческого сообщества естественными. Тем не менее решающим направлением первоочередных действий является формирование экологического сознания, так как его неразвитость на индивидуальном и общес

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.