Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения тренировочных заданий 3 страница






 


 

2. ОНТОЛОГИЯ Для заметок
Тест   1. Что такое субстанция? а) фундаментальное свойство, б) интегративная функция, в) внутренняя основа, г) доминирующий фактор, д) решающее условие.   2. Какие процессы составляют основу бытия отдельного человека в обществе и истории? а) бессознательные влечения, б) интуитивные ориентации, в) предчувствия, г) процессы социализации.   3. Какое из свойств материи является главным в ее философско-гносеологическом определении? а) несотворимость, б) неуничтожимость, в) способность существовать независимо от сознания, г) бесконечность во времени, д) безграничность в пространстве.   4. Что такое атрибут? а) направление развития, б) важное условие процесса, в) особая форма противоречия, г) неотъемлемое свойство.   5. По каким критериям выделяют основные формы движения материи? а) по специфике материального носителя, б) по специфическим взаимодействиям материального носителя, в) по законам управляющим специфическими взаимодействиями, г) по характеру их связи и иерархичности, д) по комплексу критериев.   6. Что такое диалектика как духовное образование? а) бессознательная психологическая установка, б) осмысленное верование, в) художественный стиль, г) способ миропонимания и мышления.   7. Что выражают законы диалектики? а) внешние связи предметов со средой, б) функциональные связи предметов, в) наиболее общие механизмы развития, г) особенности пространственно-временной структуры реальности.   8. Какая пара категорий выражает генетические связи предметов, процессов и явлений? а) необходимость и случайность, б) причина и следствие, в) часть и целое.   9. Что такое философское понятие «индетерминизм»? а) наличие жесткой связи между элементами конкретных предметов, б) наличие всеобщей связи между предметами, явлениями и процессами реальности, в) отсутствие всеобщей связи между предметами явлениями и процессами реальности, г) подчиненность части целому.   10. Как соотносятся категории «сущность» и понятие «закон»? а) они противоречат друг другу, б) сущность выражается через систему законов, в) они несопоставимы, г) это одно и то же.  

 

 


 

3. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Для заметок
3.1. СОЗНАНИЕ   3.1.1. ОППОЗИЦИЯ «МАТЕРИЯ – СОЗНАНИЕ» И ЕЕ РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ   Особенности подхода к проблеме сознания принципиальным образом определяется решением основного вопроса философии и ориентацией в оппозиции «материя—сознание». Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежала идеалистам. Исходя из первичности сознания, они давно обратили внимание на его качественные отличия от различных природных явлений, его роль в деятельности человека, на различные феномены познания и психики. Вместе с тем при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оторваны от реального субстрата и потому мистифицированы. В противовес идеализму материализм исходит из первичности материи: сознание производно от материи и к тому же связано только с высшими формами ее организации. Такая ориентация ближе к запросам представителей науки и практики, однако провести ее последовательно и аргументированно доказать ее справедливость весьма нелегко. Нельзя забывать, что в рамках этого направления существовали весьма упрощенные и даже реакционные течения (механистический материализм, вульгарный материализм). Интересны попытки избежать основного вопроса философии (дуализм), а также связать сознание со всей материей (гилозоизм).   3. 1. 2. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ Естественно предположение о присущности всей материи определенного свойства, которое способно при соответствующих условиях перерасти в сознание. В этом суть ленинской гипотезы об отражении (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 18. - С. 40, 91 и др.). В настоящее время возникла необходимость соотнести понятия отражения и информации. Отражение имеет свои качественные особенности на различных уровнях организации материи. Отражение в неживой природе, в виде механических физических, химических взаимодействий, будучи пассивным, оно никак не сказывается на бытии объекта. Раздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определенные внешние раздражители. Чувствительность, присущая низшим животным, предполагает активность организма, избирательную реакцию на различные факторы (реакция амебы на свет и пр.). Психика, свойственная высшим животным (с нервной системой), включает ощущения, восприятия, представления и т. п., а также развитую ориентировочную деятельность. Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно: появление сознания, обусловлен процессом становления homo sapiens. Сознание тесно связано с языком, которому присущи репрезентативная, экспрессивная, когнитивная и коммуникативная функции.   3. 1. 3. СТРУКТУРА И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ При более детальном изучении сознания необходимо учитывать его структуру. Большой интерес представляет открытие функциональной асимметрии полушарий мозга: левое полушарие управляет вербально-понятийным, а правое - образным мышлением. В свете достижений современной науки можно выделить четыре уровня психической деятельности человека. Высший этаж сознания занимает надсознательное, или “Сверх-Я” (Super-egо). Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди. Второй уровень сознания - сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Третий уровень - подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный момент не может быть представлен в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния). Четвертый уровень - бессознательное, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания – ни по воле субъекта, ни спонтанно. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание об определенных процессах и явлениях. Не менее важными компонентами сознания выступают также эмоции (горе, радость, страх и пр.), а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий. Важнейшими свойствами сознания являются его идеальность, т. е. несводимость к состоянию нервно-физиологической структуре мозга и интенциональность, предметная соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром. Неотъемлемым признаком (компонентом) нормального сознания выступает самосознание, т. е. оценка человеком самого себя как личности.   3. 1. 4. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И КИБЕРНЕТИКА   Успехи кибернетики определили возможность моделирования и воспроизведения с помощью электронных машин отдельных психических функций. Они обусловили крайне острые споры о возможностях “искусственного интеллекта” (ИИ) и постановку вопроса “Может ли машина мыслить? ”, который многими характеризовался как основной философский вопрос кибернетики. В данном контексте достаточно подчеркнуть важность разграничения принципиальной возможности, технической осуществимости и практической целесообразности моделирования психических функций.   3. 1. 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ Сознание является общественным феноменом не только по своему происхождению. Общество выступает также в качестве носителя сознания и определяющей части его содержания. В связи с этим необходимо различать индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий, взглядов, социальных чувств, и пр., возникающих в определенный исторический период у больших социальных групп (классов, наций и т.п.). Идеи не пассивно отражают бытие, А могут значительно опережать наличное состояние общества, отрываясь от него и тем самым способствовать общественному развитию или тормозить его. Общественное сознание обладает определенной относительной самостоятельностью в развитии. Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно “вертикальном” ракурсе его принято делить на уровни, а в “горизонтальном” – на формы. Анализ уровней общественного сознания заключает в себе гносеологический и социологический аспекты. Первый предполагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.Обыденное сознание охватывает и обобщает основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Более глубокое отражение, на уровне сущности даеттеоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. При социологическом подходе основным критерием различения уровней общественного сознания является характер выражения интересов отдельных классов или социальных групп. По этому критерию выделяются также два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой исходную ступень общественного сознания, непосредственно вырастающую из общественного бытия. К числу особенностей общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), а также возможность прямого перерастания взглядов, чувств и настроений в действие. Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает как самосознание соответствующего класса (социальной группы). В «горизонтальном» плане общественное сознание разграничивается на формы. Экономическое сознаниеотражает деятельность людей иих отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Политическое сознание есть особая форма общественного сознания, посредством которой отражаются и в известной мере регулируются политические отношения (т.е. отношения по поводу власти) между классами, нациями, государствами. Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность взглядов, теорий, представлений, людей по отношению к существующему праву как к системе устанавливаемых государством юридических норм. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализуя познание права индивидами, участвующими в правовых отношениях), оценочную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия); регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нем происходит как бы удвоение мира, поскольку наряду с реальным миром провозглашается существование потустороннего, где якобы найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Оно подвержено своеобразному воздействию природных и социальных явлений. В этой связи говорят о социальных, гносеологических и психологических корнях религии. Социальные корни состоят в несвободе людей, их бессилии перед объективными условиями жизни. Гносеологические корни заключаются в способности сознания отрываться от действительности, порождать “превратные” отражения, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью и одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональных воздействий и т.п. Религия выполняет иллюзорно-компенсаторную функции, т.е. дает человеку надежду на успокоение и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Нравственное (моральное) сознание возникает еще в первобытном обществе. Человек для своего выживания нуждается не только в средствах труда, но и в определенных правилах совместной жизни, воплощенных в морали. В отличие от права моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения. Эстетическое сознание есть форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества. Наиболее полно эстетическое отношение к действительности воплощается в искусстве.  
  3.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ 3.2.1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ   В комплексном изучении человека участвуют различные науки, и все ощутимее становится необходимость их интеграции в единую, гуманистически ориентированную систему. Важнейшей предпосылкой интеграции знаний о человеке и ее составной частью явится специальный раздел философии – философия человека, или философская антропология.   3.2.2. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ   Для постижения сущности человека большое значение имеет выяснение его родословной. Человек и общество возникали одновременно. Биологическая организация сменялась социальной. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) составляют две стороны единого процесса – антропосоциогенеза. Историю происхождения человека в весьма существенной степени можно свести к истории порождения человека процессом трудовой деятельности.   3.2.3. ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ   Адекватное раскрытие сущности человека достижимо посредством категорий “природное – социальное”. Природное (биологическое) в человеке – это то, что есть общего у него и других живых существ, прежде всего высших (морфо-функциональное сходство, некоторые сходные потребности и др.). Социальное– это прежде всего принадлежность человека к определенной общности людей и способность выполнять предписываемые ею нормы поведения и деятельности.   3.2.4. ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ Социальная природа человека раскрывается в понятиях “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Понятие индивид характеризует отдельного человека как единичного представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности, учитывает единичные, неповторимые черты человека. В решающей степени своеобразие конкретных людей связано с их социальными качествами (способностями, интересами, убеждениями и т.п.). Наиболее сложным, синтетическим по своей природе является понятие личность ”. В настоящее время наиболее актуальны две основные трактовки личности: 1) ансамбль социальных ролей и 2) сущностная характеристика человека.   3.2.5. ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ   Среди проблем, глубоко интересующих человека, ни одна по своей серьезности и значимости не может все же сравниться с проблемой жизни и смерти. Эта проблема приобрела необыкновенную остроту в конце второго тысячелетия нашей эры. Принадлежа к живым существам, человек также смертен. Но его отличие от них состоит прежде всего в том, что он осознает свою смертность. Подавляющее большинство взрослых людей мирятся с этим неизбежным смертным исходом и даже усматривают в этом высшую мудрость жизни. Человечество в общем считается бессмертным. Однако существуют и противоположные взгляды в пользу личного бессмертия. 3.2.6. СМЫСЛ ЖИЗНИ Возрастание роли сознания (и особенно самосознания) в жизни человека заставляет ставить вопрос: “В чем смысл жизни? ” Далеко не все действия человека сознательны, не все может им планироваться или достигаться по его желанию (бесконтрольность сна, неожиданные болезни, происшествия и т.д.). Да и вообще человек обретает сознательность лишь в определенном возрасте. Признавая осознаваемость и социальность жизни, но не сводя ее к ясно видимой цели, следует также учитывать разностороннюю детерминированность человеческой жизни разнообразными обстоятельствами, ее ‘‘встроенность’’ в более крупные образования, мотивированность поступков и т.д. В настоящее время наблюдается стремление целиком свести вопрос о смысле жизни к проблеме выживания. Для этого есть определенные основания, и они видятся в участившихся природных и социальных катастрофах и в обострении глобальных проблем цивилизации. Вместе с тем акцент лишь на этой стороне дела лишает необходимой перспективы и может привести к новым осложнениям.  
  3. 3. ТВОРЧЕСТВО — АТРИБУТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 3. 3. 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА   Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. Разработкой различных аспектов проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология). На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве. Проблематика творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалАсь в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось, как создание из ничего (creatio ex nihilo). Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества. Творчество присуще не всей материи, а человеку и обществу. Подходя к творчеству как к особому виду человеческой деятельности, его следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Творчество в этом плане представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной деятельности, повторяющей известное (существующее). 3. 3. 2. ВИДЫ И ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА Определенные виды творчества тяготеют преимущественно либо к материально-практической, либо к духовной сфере общественной жизни. Техническое творчество направлено на преобразование прежде всего материального производства. Научному и художественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отражении и духовном пересоздании действительности. Особое место принадлежит социальному творчеству. В широком смысле этого слова оно объемлет все виды творчества, в узком – имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных отношений. Прежде всего необходимо учитывать различие форм творчества в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Второе направление дифференциации форм творчества происходит в зависимости от субъекта творчества (личность или коллектив). Третье направление дифференциации форм творчества производится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество.   3. 3.3. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ   Наиболее сложным аспектом проблемы творчества является творческий процесс. Творческий процесс начинается с осознания потребности в нововведении, а его окончание представляет собой создание нового материального или интеллектуального образования, призванного удовлетворить эту потребность. Вслед за конкретизацией социального заказа в форме проблемы, задачи, замысла и т. д., формулируются основные противоречия, мешающие достижению цели. Кульминационным моментом творческого процесса выступает идея, концентрирующая в себе достигнутое знание и вместе с тем предположение об идеальном результате, завершающем творческий поиск. В процессе последующих действий по реализации идеи она проверяется (верифицируется) и конкретизируется.   3. 3. 4. О ПОНЯТИИ «ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ» В общественном сознании издавна сложилось представление о таланте (даре) как обязательном условии творчества. В современной научной литературе и производственной практике понятие таланта все более вытесняется понятием творческой способности (креативности), присущей в той или иной мере всем людям. Существенного уточнения содержания понятия творческой способности можно достигнуть, если не противопоставлять ее разнообразным человеческим качествам, а, напротив, понимать под ней совокупность многообразных свойств личности, их органическую взаимосвязь и своеобразную направленность в зависимости от характера поставленных задач.   3. 3. 5. ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: СТИМУЛЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ Условия творческой деятельности не сводятся к условиям задачи. Для получения более полной картины в ходе творческого процесса приходится принимать во внимание всю совокупность обстоятельств, так или иначе сказывающихся на достижении цели. С теоретической и практической точек зрения все факторы (детерминанты) творческого процесса целесообразно подразделять на два класса: 1) стимулы, т.е. позитивные факторы, благоприятно сказывающиеся на его ходе; 2) препятствия, т.е. негативные факторы, противодействующие ему или затрудняющие его протекание. Как стимулы, так и препятствия можно подразделить на материальные и духовные. По отношению к структуре творческой деятельности факторы творчества разграничиваются на внутренние и внеш­ние.   3. 3. 6. ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВОМ   Социальная ценность творчества определяет интерес исследо­вателей и практиков не только к теоретическому овладению творческим процессом, т.е. к адекватному его познанию, но и к прак­тическому овладению секретами творчества, т.е. по возможности к управлению им. Сущность управления творчеством состоит в сосредоточении его необходимых предпосылок в данное время и в нужном месте, в их сопряжении с целью наилучшего выполнения социального заказа. В современных научных исследованиях, да и самой практикой убедительно доказана необходимость гибкой, динамичной организа­ции творчества, варьирующейся в зависимости от конкретных усло­вий и максимально ориентирующейся на самоуправление. Такой образ управления одновременно противостоит как традициям жесткого управления, присущего некоторым социальным и техническим системам, так и установкам " первородного" стихийного творчества. При современном состоянии разработки проблемы управления творчеством правомерны различные подходы к ее реше­нию, акцентирующие внимание на определенных сторонах творчест­ва и различающиеся также по глубине воздействия на творческий процесс.  

 


 

Тренировочные задания   Для замечаний
1. В чем состоят качественные отличия сознания человека от психики животных? 2. Какие направления современной философии уделяют особое внимание проблеме человека? 3. Каковы основные признаки творческой деятельности?    

 


3. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Для замечаний
Тест   1. Как называется философская позиция, считающая материю и сознание равноправными самостоятельными сущностями? а) пантеизм; б) панпсихизм; в) гилозоизм; г) анемизм; д) дуализм.   2. Какому фактору принадлежит ведущая роль в возникновении сознания? а) природным катастрофам; б) игре; в) вмешательству сверхъестественных сил; г) трудовой деятельности.   3. Основоположником учения о психоанализе является а) З. Фрейд; б) Ч. Ломброзо; в) К. Юнг; г) Ф. Ницше; д) А. Шопенгауэр.   4. Какое из данных утверждений наиболее полно и точно характеризует природу человека? а) человек есть существо политическое; б) человек есть животное, делающее орудия; в) человек отличается от всех других живых созданий способностью смеяться; г) человек есть биосоциальное существо.   5. Выберите из нижеприведенных вариантов правильное суждение относительно свободы человека: а) свобода – возможность поступать так, как хочется; б) свобода — нереальное, надуманное понятие. Человек никогда не может быть свободным; в) свобода – независимость человеческого поведения от законов природы и общества; г) свобода заключается в познании законов природы, общества и в основанной на этом знании возможности использовать законы для определенных целей.   6. Преодоление отчуждения личности: а) невозможно в принципе; б) возможно путем обращения человека к высшим божественным силам; в) возможно лишь путем изменения индивидуальной психологии человека; г) возможно ценой отказа от культуры; д) преодоление отчуждения личности – длительный исторический процесс, требующий радикального переустройства общества на началах гуманизма. 7. Как называется философское направление, центральной категорией в котором выступает практическое действие? а) махизм; б) прагматизм; в) философская антропология; г) структурализм.   8. Кто впервые ввел критерий практики в теорию познания? а) Ф. Бэкон; б) Р. Бэкон; в) К. Маркс; г) Э. Мах; д) Ф. Ницше. 9. Творчеством называется: а) любой переход из небытия в бытие; б) создание из ничего посредством акта божественной воли; в) человеческая деятельность, приводящая к новым и полезным результатам; г) целесообразная человеческая деятельность.   10. Оцените различные высказывания о перспективах управления творчеством: а) понятия управления и творчества по существу несовместимы; б) управления творчеством не представляет особого труда; в) можно управлять лишь второстепенными моментами творческой деятельности или низшим уровнем творчества; г) управление отдельными, в том числе и важными, проявлениями творчества в принципе возможно, но это потребует особой культуры управления.  

4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Для замечаний
4.1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 4.1.1. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ТИПОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ   Отношение человека к миру характеризует направленность его практической и духовной активности. Наряду с практически-преобразовательным, практически-охранительным и ценностным (аксиологическим) познавательное отношение человека к миру является одним из основных. Познавательное отношение– это отношение между человеком и реальностью, ориентирующее его активность на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. Осуществляемые человеком познавательные действия включены в многообразные конкретные виды человеческой деятельности (производственную, художественную, конструктивную и др.). Это послужило основанием для выделения их в особые типы познания. В числе таких типов называют практическое, мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное познание и др. Классифицируя многообразие типов познания, их содержание дихотомически делят на вненаучное и научное познание. Вненаучное познание– это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Генетически исходной формой вненаучного познания является обыденное познание.Это форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в русле неспециализированных или, как правило, не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности (поддержание необходимого санитарно-гигиенического и эстетического состояния жилья, приготовление пищи, лечение и уход за больным в нетяжелой форме и др.). Иные формы вненаучного познанияпредставляют собой познавательное освоение реальности, осуществляемое в рамках отчетливо специализированных видов человеческой деятельности. Виды деятельности, в которые включены познавательные процессы, не являются по отношению к ним нейтральным фоном. Характер их целей, средств и результатов оказывает активное воздействие на аналогичные характеристики «обслуживающих» их познавательных процессов. Наиболее существенное влияние оказывает практика, выступающая по отношению к познанию как его источник, движущая сила, основа и критерий истинности знаний. Научное познание– это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. Здесь имеет место качественное совпадение конечных целей науки как одного из конкретных видов человеческой деятельности и непосредственных целей образующих ее познавательных действий.   4.1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ   Познавательные процессы, протекающие как в сфере научного познания, так и во вненаучном познании, исследуются рядом естетсвенных и общественно-гуманитарных наук: нейрофизиологией, нейропсихологией, общей психологией, нейролингвистикой, антропологией, логикой, теорией принятия решений, историей культуры, историей науки, социологией и др. Каждая из них выделяет в качестве предмета исследования некоторые конкретные явления, характеризующие познавательные процессы: их субстратную (нейрофизиологическую) основу, соотношение с другими психологическими процессами в сознании индивидуального человека, обусловленность содержания познавательных действий общим уровнем развития человека, человеческого сообщества и т.д. Философское осмысление познавательной деятельности первоначально происходило в форме «учений о познании», содержание которых впоследствии было систематизировано в одном из разделов философии – теории познания (гносеологии). В отличие от конкретных наук, изучающих познавательные процессы, ей присуща (как и философии в целом) ориентация на выявление предельно общих характеристик реальности, в данном случае – познавательных процессов. Предмет теории познаниясоставляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Следует отметить, что наряду с практической необходимостью, требовавшей все более высокой достоверности и точности научных знаний, развитие теории познания стимулировалось и внутрифилософскими факторами, в том числе аргументами тех философов, которых относят к представителям агностицизма. Очень немногие из них прямолинейно утверждали, что мир непознаваем. Как правило, они указывали на реальные трудности на пути адекватного познания. Ими были поставлены в обостренной форме вопросы об общезначимости знаний (Протагор), ограниченности монокаузальности (Д. Юм), доминирующей роли творческой активности субъекта в познавательном процессе (И. Кант), значении конвенций (соглашений) в содержании научных понятий и теорий (А. Пуанкаре) и др. В итоге уточнялись не только конкретные представления о путях и формах познавательного процесса, но и общее представление о познаваемости мира. Постепенно на периферию философских дискуссий были вытеснены примитивные тезисы как о невозможности адекватного познания мира, так и о том, что оно дает нам верное знание в той мере, в какой это знание подтверждено практикой. Ведущую роль приобрели вопросы о наличии сущности познаваемых вещей (явлений, процессов) и, если она имеет место, то имеет ли к ней отношение мир явлений, который всегда доступен познанию, и можно ли на основе знаний о явлениях познать сущность вещей? Предмет теории познания конкретизируется в ее основных понятиях и содержании исследуемых ею проблем. Основные понятия теории познания дают возможность системно осмыслить основные характеристики познавательных действий человека (их мотивацию, направленность, главные механизмы реализации, характер необходимого результата). К их числу относят следующие. Субъект познания– это носитель человеческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Познавательная деятельность– человеческая творческая активность, направленная на адекватное воспроизведение реальности в форме знаний. Объект познания – это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Отражение– всеобщее свойство объектов реальности, состоящее в их способности воспроизводить признаки, свойства и отношения взаимодействующих с ними объектов. Информация —отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовывать и храниться. Знание– проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме свойства и связи объективов природной, социальной и духовной реальности. Знание отличается от информации, которая в виде потока сигналов может циркулировать по различным каналам, будучи нерасшифрованной человеком, тем, что всегда сопряжено с человеческим осмыслением его содержания, способов существования и механизмов трансляции.   4.1.3. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Содержание основных понятий теории познания несет в себе самое общее представление о структуре познавательной деятельности. Более детальное представление о ней включает описание основных форм познания, выделяемых по характеру используемых познавательных средств общей направленности и результата познания. Выделяют формы чувственного и рационального познания. Чувственное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение. Рациональное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. К основным формам рационального познания традиционно относят логические формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), поскольку посредством их выражается содержание всего множества других форм рационального знания. В их числе — поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина исследуемой реальности и др.), а также формы нормативного знания, регламентирующего познавательные действия (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы научного исследования, стиль научного мышления, познавательная традиция). Процесс рационального познания регулируется законами логики, потому оно может быть представлено как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения, т.е. движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому, соединение суждений в умозаключения и т.д. Этот процесс совершается сознательно и контролируется. Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Оно включает также явления внезапного, достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих кэтому результату.Такие явления называют интуицией. Выделяют две формы интуиции: чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке). В целом же интуиция не сводится к внезапному «озарению» сознания готовым решением, а представляет собой сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы. что и послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания.   4.1.4. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ   Общая ориентация познавательной деятельности человека на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний неизбежно влечет за собой вопросы, в которых заключается основное содержание проблемы истины: каким образом определить степень этой адекватности, степень соответствия знаний человека тому, что познается? Можно ли выделить в наших знаниях объективное содержание, не зависящее от человека и вообще от людей (от человечества)? Поиск ответов на эти вопросы стимулировался как практическими потребностями, так и необходимостью в самой гносеологии теоретически определить принципиальную степень ограничений и искажений, которые могут привносить в систему знания, во-первых, недостаточность, несовершенство природных познавательных способностей человека; во-вторых, несовершенство его познавательных средств и методов. Истина– это содержание знаний человека, представляющее собой адекватное воспроизведение реальности, такой, какой она существует независимо от человека и его сознания. Наряду с ней в человеческих знаниях содержатся неточные и ошибочные представления о реальности, принимаемые за истину. Такое содержание знаний называют заблуждением.В познании происходит непрерывный процесс накопления истинных знаний и заблуждений, поэтому столь же постоянно осуществляется работа, направленная на доказательство истины. Соответственно основным формам, в которых осуществляется человеческое познание были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Основным требованием чувственного критерия является наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий истины связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В строгом смысле непротиворечивость – это свойство предложений какой-либо теории, в соответствии с которым из этих предложений с помощью логических средств данной теории нельзя вывести два предложения, каждое из которых является отрицанием другого. В более широком понимании требование непротиворечивости означает недопущение прямо противоположных утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении и в одно и то же время. Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может подтвердить или опровергнуть их полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которых степень истинности знаний проявляется достаточно определенно. В содержании знаний, соответствующих познавательной реальности, выделяют объективную, относительную и абсолютную истина. Объективная истина– это содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Относительная истина– это исторически обусловленное содержание знаний, характеризующееся определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания. Абсолютная истина – это содержание знания, которое не опровергается последующим развитием познания, а также полное, точное, исчерпывающее знание о познавательном объекте. Понятие истины, объективной и абсолютной истины имеет достаточно отчетливо выраженный регулятивный смысл, т. е. выражает прежде всего то, на что должно быть ориентировано познание, а не качество реально достигнутых результатов. В частности, такое понимание абсолютной истины дает возможность представить познавательный процесс в целом как накопление отдельных сторон, частиц, составляющих абсолютной истины, т. е. правильно выразить его ведущую тенденцию и дать объяснение неправомерности попыток представить относительные истины в качестве окончательных решений.   4.2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ 4. 2. 1. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Научное познание обладает рядом характеристик, отличающих его от других форм познавательных процессов. Во-первых, это специализированная форма познавательной деятельности, направленная исключительно на производство знания (нередко — вне четких представлений о возможных сферах и способах его последующего применения). Во-вторых, в нем четко выделен предмет познания в виде целостной совокупности устойчивых характеристик объекта, которые непосредственно интересуют исследователя. В-третьих, научное познание предполагает использование специализированного инструментария, в частности, специальных материальных средств – реактивов, пробных объектов, экспериментальных установок, контрольных приборов и др. В-четвертых, научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания, обеспечивающих воспроизводимость и контролируемость познавательных действий. В-пятых, результаты научного познания должны быть обоснованы логическими и опытно-экспериментальными средствами и системно изложены. Существенное значение имеет также наличие специализированного языка науки, который отличается от обыденного точностью, компактностью и системностью.   4. 2. 2. МЕТОДЫ И УРОВНИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Научный метод – это система предписаний, регламентирующих познавательные действия исследования. В соответствии с содержанием и последовательностью познавательных действий, предписываемых методами, а также сферой их использования методы делят на три основные группы: общелогические, эмпирического исследования и методы теоретического исследования. К первой группе относятся сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, сфера использования которых является предельно широкой. Это — мыслительные процессы, составляющие содержание всех типов познания – практического, художественного, религиозного, научного, хотя в каждом из них они имеют свои особенности. Кроме того, следует особо отметить универсальность метода моделирования, входящего во все без исключения группы методов. К методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение и эксперимент. В третью группу входят мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, математическая гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному и метод единства исторического и логического. Подобно тому как, характеризуя всю совокупность познавательных действий, выделяют формы чувственного и рационального познания, в научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования. Их различают по определенному набору критериев: направленности познавательных действий, характеру предмета исследования, типу используемых средств и методов, а также формам фиксации полученного результата. На эмпирическом уровнеисследование ориентировано на познание (описание) явлений (установление самого факта существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, определение интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т. д.). Соответственно предмет исследований на этом уровне составляют характеристики наблюдаемых явлений и их корреляции (соотношения, зависимости). На эмпирическом уровне используются средства реального наблюдения, измерения и экспериментирования (реактивы, пробные объекты, приборы наблюдения, экспериментальные установки и др.), которые должны обеспечивать материальное взаимодействие исследователя с познаваемыми природными или социальными объектами. Соответственно типу используемых средств к методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Знание эмпирического уровня выражается в диаграммах, графических зависимостях, статистических описаниях, числовых таблицах и др. Главной формой является научный факт. Со спецификой форм выражения эмпирического знания связаны некоторые особенности используемого для этого языка. Он должен быть адаптирован как к специфике наблюдаемых объектов и явлений, так и к особенностям их теоретического объяснения. На теоретическом уровнеисследование направлено на выявление сущности объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т. е. основная задача теоретического исследования – объяснение явлений. Предмет исследования в данном случае представлен в виде системы моделей (абстрактных конструктов), репрезентирующих, т. е. представляющих, замещающих реальные объекты, где интересующие исследователя процессы проявляются как бы и в чистом виде. Такова, например, планетарная модель атома, структурные формулы в органической химии, модель гена, получившая название «двойная спираль» и др. Поэтому они же являются и основным средством теоретических исследований. Теоретическое исследование в значительной части своего содержания представляет собой манипулирование данными конструктами: наделение их новыми свойствами с учетом изменившихся условий существования исследуемого объекта. С этим видом творческой деятельности в русле исследований теоретического уровня в той или иной степени связаны методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, формализация и др. Результаты научных исследований на теоретическом уровне фиксируются в форме понятий, законов, принципов, категорий, а в идеале — в форме развитой теории.   4.2.3. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ   Базовый уровеньнаучного знания составляют эмпирические знания: данные наблюдения и эмпирические факты. Данные наблюденийотражают само наличие (существование) исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в соответствии с характером общей направленности научного исследования, его целей и задач. Они необходимы как исходная ступень исследования, а также как аргумент для подтверждения определенной схемы объяснения. Следовательно, данные наблюдений не представляют собой что-то нейтральное по отношению к более высоким уровням структуры научного знания. Такого рода связи усиливаются во втором элементе – эмпирических фактах. Эмпирические факты – это основная форма эмпирического знания, выраженного В особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и экспериментов. Эмпирические факты отличаются от данных наблюдения, во-первых, устойчивостью (инвариантностью) содержания; во-вторых, наличием интерпретации – истолкования на основе имеющегося знания, о чем говорят как о «теоретической нагруженности» фактов. Над базовыми элементами структуры научного знания надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического уровней. К первому из них относятся прежде всего гипотеза и теория. Гипотеза – это научное предположение, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом уже известных закономерностей, присущих исследуемому объекту. В содержании гипотез очень часто концентрируется большой массив достоверной информации, придающий целостный характер разрозненным знаниям и позволяющий лучше осмыслить связи между фрагментами достоверного знания. В системе научного знания всегда найдется небольшое количество фундаментальных гипотез, без которых невозможно составить более или менее целостное представление об исследуемой реальности и которые довольно трудно отличить от конкурирующих теорий. Таковы нипотеза о расширяющейся Вселенной, о психофизиологическом параллелизме, формах коллективного бессознательного и др. Теория – это форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты, набор понятий и законов, которые воспроизводят исследуемый объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных элементов и их корреляций. Это определение так называемой развитой теории. В ее состав входят: 1) система абстрактных конструктов (идеальных моделей), репрезентирующих исследуемый объект в виде наглядного образа; 2) набор понятий, раскрывающих содержание элементов идеальных моделей; 3) сформулированные в словесной или математической форме законы, отражающие корреляции элементов идеальных моделей; 4) совокупность эмпирических фактов для систематизации и объяснения которых создаются абстрактные конструкты; 5) правила соответствия по которым соотносятся абстрактные конструкты и эмпирические факты. Совокупность элементов метатеоретического уровня (или что то же самое — уровня предпосыльного знания) включает в себя научную картину исследуемой реальности, идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки. Научная картина исследуемой реальности(научная картина мира) является наиболее крупным блоком предметного знания, выражающим обобщенную схему объекта исследования. Она имеет развитую внутреннюю структуру, включающую четыре типа представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых состоят все другие объекты исследуемой реальности; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействий; 4) о пространственно-временной структуре исследуемой реальности. Наиболее отчетливо их содержание представлено в механической картине исследуемой реальности – исторически первой научной картине мира, построенной на строго рациональных основаниях. В ней полагается, что: 1) фундаментальными объектами являются неделимые частицы (атомы); 2) из них состоят все объекты исследуемой реальности (небесные и земные); 3) взаимодействия между частицами и образованными из них типами осуществляются как мгновенная передача по кратчайшему расстоянию (по прямой); 4) частицы и образованные от них тела существуют и перемещаются в независимости от них и их взаимодействий абсолютном пространстве времени. Представления научной картины исследуемой реальности принципиально отличаются от абстрактных конструктов теорий тем, что они онтологизируются, т.е. считается, что так устроена природа. В то время как абстрактные конструкты теории более условны и изменчивы. Идеалы и нормы научного исследования– это система познавательных и ценностных установок, регулирующих процесс исследования, а также фиксирующих роль и ценность науки для общества на определенном этапе его исторического развития. Это наиболее сложно-структурированный элемент метатеоретического (предпосылочного) знания, включающий в свой состав три основные группы идеалов и норм: 1) описания и объяснения; 2) обоснования и доказательности; 3) организации и развития знаний. Философские основания наукивключают с свой состав, во-первых, философские принципы, отражающие фундаментальные предпосылки познавательных процессов (принципы взаимодействия, системности, детерминизма, данности сущности в явлениях и др.); во-вторых, фундаментальные принципы самой научной познавательной деятельности (наблюдаемости, воспроизводимости, простоты и др.). Сложная структура научного знания, многообразие используемых методов и способов их обоснования, фундаментальные различия познавательных действий на эмпирическом и теоретическом уровне обусловливают необходимость их осмысления как на уровне научного познания в целом, так и на уровне конкретных научных исследований. Это является предметом особой философской дисциплины – методологии науки, изучающей структуру и динамику знания, предпосылки, средства и методы рационализации научного познания.   4.2.4. ПОНЯТИЕ НАУКИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ   В настоящее время в философии и науковедении закрепилось представление о науке как явлении общественной жизни, культуры, специфика которого выражается указанием на ее основные аспекты: 1) наука как специфическая деыятельность, 2) наука как система знания, 3) наука как социальный институт, 4) наука как производительная сила, 5) наука как форма общественного сознания. Наука как специфическая деятельность– это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний и природной, социальной и духовной реальности и о самом познании. Наиболее традиционные единицы измерения науки как деятельности – это отдельные научные дисциплины (физика, химия, биологи и т.д.). Далее выделяются области исследований, где объединяются некоторые параметры смежных дисциплин, а также программно-целевые исследования, ориентированные на решение комплексных задач (освоение новых источников энергии, космоса, мирового океана и др.). Наука как система знаний– это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Их структура была сложена ранее. Здесь же необходимо добавить, что изучение динамики элементов структуры научного знания дает возможность выявить закономерности развития научного знания, и в частности, уточнить представления о таком явлении, как научные революции. Научная революция – это процесс коренных изменений в определенной области знаний или научной дисциплине, происходящей в сравнительно короткое время. При этом необходимо дать ответ на вопрос, что коренным образом изменяется в процессе научной революции? В соответствии с характером ответа на этот вопрос выделяют три понимания сущности научной революции: 1) это смена фундаментальных теорий; 2) это коренные изменения в используемых средствах познания; 3) это смена оснований научного знания, к которым относят элементы метатеоретического уровня, прежде всего научной картины мира и идеалов и норм научного исследования. Наука как социальный институт– это сообщество занятий научной деятельностью людей, организованных в рамках различных научных учреждений. Как социальный институт наука оформилась в Новое время. Внешне это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее — в исследовательские лаборатории и научно-исследовательские институты, подобно тому, как в более раннее время в рамках специальных учреждений объединялись служители, культа юристы, и другие категории людей, занятые профессиональной деятельностью. В настоящее время численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн человек. Считается, что наукой способны заниматься не более 5—8 % населения; реально в развитых странах в ее сфере занято около 0, 3 % жителей. Наука как производительная сила– это одна из важнейших составляющих производительных сил и фактор их развития на пути использования научных знаний при разработке новых технологий, предметов труда и продуктов предметно-практической деятельности. Технологии на основе науки в большинстве отраслей производства пришли на смену традиционным и природным технологиям и в настоящее время обеспечивают выпуск свыше 90 % общественного продукта. Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека. Ведущее значение в этом плане имеют фундаментальные науки, где периодически возникают и в определенной мере решаются мировоззренческие вопросы. Относительно самостоятельное значение в его воздействии на общественное сознание имеет выработанный в науке стиль мышления как наиболее системный, рефлексивно осмысленный и обоснованный. Важной проблемой развития современной науки является соблюдение учеными этических норм научной деятельности. К числу исторически сложившихся основных норм такого рода относятся: установка на поиск объективной истины, рассматриваемой как высшая ценность; установка на приращение нового знания; запрет на плагиат; бескорыстность, т.е. вознаграждение за результат для ученого — не главная цель, а одно из возможных следствий; организованный скептицизм, предполагающий прежде всего способность отказаться от ошибочных результатов; равноправие всех членов научного сообщества в обязанности исполнять данные и ряд других этических норм и требований научной деятельности. Особое значение имеет требование социальной ответственности ученых за характер результатов своих исследований и их возможное применение в антигуманных целях. Впервые наиболее масштабно проблема социальной ответственности ученых встала в связи с использованием достижений физики микромира в военном деле (созданием ядерной, водородной, нейтронной бомбы и др.). Чернобыльская катастрофа показала ее остроту в ином измерении. Ныне аналогичная ситуация складывается в области генной инженерии, биотехнологий, биомедицины, некоторых областях психологической науки. Однако и сами ученые, и большинство людей сохраняют веру в то, что гуманистический потенциал науки использован еще далеко не полностью и ожидают, что именно ее средствами будут решены главные проблемы общественного развития.  

Тренировочные задания Для замечаний
1. Какие науки изучают познавательные процессы?   2. В каких чувственных и рациональных формах осуществляется человеческое познание?   3. Каковы отличительные признаки научного познания?  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.