Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режимы двигательной активности






Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения госпитально-санаторного режима, важнейшей составной частью которого является режим движения, предусматривающий использование и рациональное распределение различных видов двигательной деятельности больного (инвалида) на протяжении курса лечения в определенной последовательности по отношению к другим средствам реабилитации. Правильное назначение и использование соответствующего режима движения способствует всемерной мобилизации и стимуляции защитных и приспособительных механизмов организма больного и его реадаптации к возрастающим физическим и нервно-психическим нагрузкам. Рациональный режим движения должен строиться на следующих принципах:

- стимуляция восстановительных процессов путем активного отдыха и

направленной тренировки функций различных органов и систем;

- содействие перестройке и формированию оптимального динамического стереотипа в центральной нервной системе (ЦНС);

- адекватность физических нагрузок возрасту больного (инвалида), его физической подготовленности, клиническому течению заболевания и функциональным возможностям организма;

- постепенная адаптация организма больного к возрастающей физической нагрузке;

- рациональное сочетание и целесообразная последовательность применения ЛФК с другими лечебными факторами, применяемыми в комплексной терапии больных (инвалидов) с оптимальным их чередованием. При госпитализации больных (инвалидов) в лечебно-профилактические учреждения (больницу, клинику, госпиталь, отделение реабилитации, диспансер) назначаются следующие двигательные режимы:

Первый период ЛФК (щадящий). Используется постельный режим(режим покоя):

- Строгий постельный режим – назначается больному для обеспечения полного покоя. Прием пищи, и туалет осуществляются с помощью обслуживающего персонала;

- Облегченный постельный режим – больному разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять движения конечностями, самостоятельно принимать пищу; туалет – с помощью обслуживающего персонала.

Постельный режим преследует задачи:

1. снижение различных раздражителей (физических и психогенных);

2. постепенное совершенствование и активизирование функций экстракардиальных факторов кровообращения и дыхания; подготовка больного (инвалида) к следующей, более активной фазе двигательного режима.

Содержание режима: постоянное пребывание в постели, чаще в положении лежа на спине или полусидя (с опорой спиной о подушку или приподнятый головной конец кровати). При общем удовлетворительном состоянии допускаются: активные, спокойные повороты в пределах постели; кратковременное (2-3 раза в день по 5-30 минут) пребывание в постели в положении сидя; активный прием пищи и самообслуживание. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) и лечебная гимнастика (ЛГ), в зависимости от показаний.

Второй период ЛФК (функциональный) - используется полупостельный (палатный) режим. Палатный режим преследует задачи: постепенное восстановление адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к легким физическим нагрузкам путем применения осторожной тренировки, преимущественно экстракардиальных факторов кровообращения и органов дыхания; борьба с застойными явлениями; преодоление психологической подавленности больного, отвлечение его от болезненных переживаний и повышение уверенности в своих силах.

Содержание режима: переход в положение сидя в кровати с опущенными ногами или на стуле (2-5 раз в день по 10-30 минут). Через несколько дней – переход в положение стоя и дозированная ходьба в пределах палаты (с достаточным отдыхом в положении сидя). Пребывание в положении сидя до 50% всего времени дня, можно самостоятельно ходить по палате и в туалет. Полное самообслуживание. УГГ и ЛГ разрешаются по показаниям, проводятся индивидуальным способом.

Третий период ЛФК (тренировочный). Используется свободный режим – больной почти все время бодрствования проводит в положениях сидя, стоя, а также в ходьбе. Свободный режим преследует следующие задачи: улучшение коррелятивной деятельности основных систем организма; развитие адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС) и всего организма больного (инвалида) к возрастающим физическим нагрузкам в процессе лечения и реабилитации, а также к функциональным требованиям домашней обстановки и профессиональной деятельности.

Содержание режима: свободная ходьба по отделению, по лестнице; прогулки на воздухе. УГГ и ЛГ применяют по показаниям. В санаториях, домах отдыха и профилакториях назначаются следующие двигательные режимы:

· Щадящий режим – соответствует свободному режиму в стационаре. Разрешаются прогулки по территории санатория, однако 50% времени бодрствования выздоравливающий должен проводить в положении сидя. Разрешается ходьба до 3 километров с отдыхом через каждые 20-30 минут, игры, плавание.

· Щадяще-тренировочный (тонизирующий) режим – допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 километров за 1 час, терренкур, прогулки на лыжах при температуре воздуха не ниже 10-12 градусов цельсия

· Тренировочный (тренирующий) режим – назначаются длительные

прогулки (ближний туризм), а также участие во всех массовых

мероприятиях, проводимых в лечебном учреждении;

Как правило применительно к пациентам с детским церебральным параличем применим «тренировочный режим» однако в случае если пациент длительно был мало подвижен режим смещается в пользу более щадящего. В целом при ДЦП у пациента есть достаточно большой запас физических сил и как правило двигательная активность поощряется если нет других противопоказаний.

Для достижения терапевтического эффекта от занятий ЛФК применительно к ДЦП важно чтоб движение было правильно организованным и уводило пациента от патологического двигательного стереотипа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.