Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировка в ЛФК






Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной

тренировки пациента физическими упражнениями. Под тренировкой в ЛФК понимается слаженный процесс постепенного приспособления больного пациента к возрастающим физическим нагрузкам путем систематического и длительного применения физических упражнений. В процессе тренировки воспитываются такие качества, как быстрота реакции, сила, ловкость и выносливость. Одновременно происходит налаживание координационных связей, способствующих совершенствованию двигательных навыков, что имеет

особенно важное значение применительно к пациентам с расстройством функции движения. В отличие от спортивной тренировки, которая предусматривает овладение сложными движениями и функциональную подготовку организма человека к максимальным физическим и психическим напряжениям, тренировка в ЛФК ограничена рамками дозировки. Эти ограничения обусловлены суженными функциональными возможностями организма. В связи с этим процесс лечения и восстановления сил больного (инвалида) характеризуется осторожным и последовательным применением средств активной функциональной терапии, в том числе и ЛФК. Тренировка в ЛФК пронизывает весь период применения физических упражнений с лечебной целью, в то время когда другие методы лечения бессильны обеспечить функциональное восстановление пораженных систем организма. В ЛФК следует различать тренировку общую и тренировку специальную. Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений. Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на область травматического очага или функциональные расстройства той или иной пораженной системы (например, дыхательные упражнения при плевральных сращениях, упражнения для суставов при артрозах и т.п.). Деление тренировки в ЛФК условно, так как общая тренировка оказывает влияние и на поражнные системы, точно так же, как и специальная тренировка оказывает общее воздействие на организм больного.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной адекватной тренировки больных (инвалидов). Известно, что развитие тренированности является непрерывным процессом, в котором следы, оставленные предыдущим тренировочным занятием, взаимодействует с последующим. Суммируясь в результате систематических занятий физическими упражнениями, нейрофизиологические следы обуславливают перестройку всех основных функций на более высокий уровень. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Можно говорить лишь о количественном выражении, уровне и объеме тренированности: тренировка в спорте ставит задачи максимального повышения функциональных возможностей организма и отдельных его систем и органов, а в ЛФК решаются задачи дозированной тренировки, повышающей функциональное состояние больного (инвалида) до уровня здорового человека.

На основании данных современной физиологии мышечной деятельности сформулированы основные принципы достижения тренированности:

1. Систематичность, под которой понимаются определенные подбор и расстановка физических упражнений, их дозировка и последовательность и т.п. Реализация этого принципа в ЛФК осуществляется частными методиками, отличающимися при различных заболеваниях или повреждениях;

2. Регулярность занятий предполагает ритмичное повторение занятий физическими упражнениями и, соответственно, чередование нагрузок и отдыха. Это обеспечивает постепенное развитие функциональных возможностей организма. Регулярность зависит от состояния больного (инвалида): ежедневно, несколько раз в день, через день;

3. Длительность. Эффект от применения физических упражнений находится в прямой зависимости от длительности занятий. Систематические тренировки обуславливают отчетливое повышение функциональных способностей организма. В ЛФК не могут иметь место какие-либо «курсовые» занятия физическими упражнениями (по аналогии с курсами курортного и физиотерапевтического лечения). Для получения наилучших результатов больной, начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в условиях лечебно-профилактического учреждения, обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях;

4. Постепенное повышение нагрузки. В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способностиорганизма – параллельно им должна повышаться и нагрузка на занятиях физическими упражнениями;

5. Индивидуализация. При тренировках необходим учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей конкретно каждого занимающегося, а также варианты течения заболевания.

6. Разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений. Этим достигается разнообразное влияние на организм;

7. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации всего организма больного. Из задач общей и специальной тренировки вытекает необходимость различать упражнения общеукрепляющие и специальные. Как те, так и другие рассматриваются конкретно по отношению к каждому больному(инвалиду) или применительно к группе больных с определенной формой заболевания или травмы. Упражнения общеукрепляющие осуществляют общую тренировку больного. Они оказывают общеоздоровительное и укрепляющее воздействие на организм больного. Общеукрепляющие упражнения вовлекают обычно преимущественно здоровые мышечные группы, не входящие в систему пораженной области. Этот вид упражнений не влияет активно на те функции, которые нарушены болезненным процессом.

Упражнения специальные преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. При проведении ЛГ упражнения общеукрепляющие и специальные чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие на организм, так и влияние на развитие функциональных проявлений пораженных систем

Из выше изложенного следует вывод, что при формулировании содержания комплексов ЛФК специальные упражнения индивидуальной направленности будут преобладать над упражнениями спортивными, но не будут исключать их. Уровень нагрузки определяется общим состоянием пациента и на начальных этапах не должен превышать комфортного для пациентов. Исходя из сильно выраженных индивидуальных особенностей заболевания проведение групповых занятий маловероятно.

Следует помнить что основной задачей ЛФК при ДЦП является коррекция движений соответственно общефизическая подготовка вторична по отношению к развитию координации и мышечному контролю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.