Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






САМОКОНТРОЛЬ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ





 


Развитие - всеобщий принцип объяснения приро­ды и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного измене­ния, характерного для состава и структуры состояния субъекта. Необратимость, направленность и законо­мерность выступают основными характеристиками лю-бого развития как процесса.

В психологии понятие социального развития чело­века означает развитие его личности и психики в про­цессе установления многообразных социальных от­ношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в ре-зультате его социализации и воспитания! Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преоб-разованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структу­ры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдель­ного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития лично­сти: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функцияхчеловека обусловило необходимость иссле­дования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из пер­вых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека, выделил психические функции человека, которые формируют­ся в специфических условиях социализации и облада­ют некоторыми особыми признаками. Определены два


В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития чело­века, часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации, к ним относятся:

1) стереотип ограничения возраста социального раз­вития;

2) стереотип абсолютизации детства;

3) стереотип абсолютизации факторов предопреде­ленности;

4) стереотип абсолютизации задатков и способностей;

5) стереотип неограниченных возможностей челове­ка. .

Рассмотрим суть первых двух стериотипов.

Стереотип ограничения возраста социально­го развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в обла­сти детской и возрастной психологии.

На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам. Такое вни­мание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы лич­ности. Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны.



Получило распространение мнение, что человек развивается до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания. Это не совсем так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интел­лектуальное, социальное, духовное. Те или иные фор-V мы развития преобладают на разных возрастных эта-


Согласованные действия людей отличаются высо­кой пластичностью и гибкостью. Хотя для всех повто­ряющихся ситуаций существует сеть конвенциальных норм, любая ситуация уникальна. Люди способны справляются с трудностями. Такая гибкая координа­ция возможна потому, что каждый участник действует независимо, приспосабливаясь к другим участникам, по мере того как они вместе продвигаются к общей цели. В каждом случае человек принимает решение и действует в соответствии с собственной оценкой ситуации.

Джордж Мид утверждал, что взаимные приспо­собления значительно облегчаются благодаря спо­собности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах. Этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других.'Каж­дый человек способен сформировать <я-образ» - он может представить, как выглядит в глазах других лю­дей, включенных в данную ситуацию. Личная ответ­ственность фиксируется человеком в тот момент, ког­да он представляет себе, чего ждут от него другие участники.

Бывают моменты, когда самосознание очень остро: кто не привык к публичным выступлениям и вынужден обратиться к группе, может забыть, что хотел сказать. Иногда самосознание почти полностью отсутствует. Если человек поглощен захватывающей картиной, он не сознает ничего, кроме развития сюжета. В боль­шинстве случаев люди находятся между этими двумя крайностями.



Человек особенно ясно сознает себя в тех ситуа­циях, где люди зависимы друг от друга. Любой чело­век, который зависит от кооперации с другими, стано-\/вится особенно восприимчив к их взглядам. Он не


может себе позволить сделать такое, что вызвало бы у других колебания, лишило бы его их поддержки. Фор­мирование «я-образов» есть распространение приспособительной тенденции.

Образы возникают, когда появляется какого-то рода препятствие в деятельности; этот же принцип спра­ведлив и для «я-образов». Человек начинает созна­вать самого себя как особый объект в таких ситуа­циях, когда он зависит от других.

По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен по­тому, что действия людей по отношению к самим себе в значительной мере того же порядка, как и их дей­ствия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним. По 3. Фрейду,чувство вины может рассматриваться как форма самонаказа­ния.

Самоконтроль невозможен без «я-образов». Пока человек не способен относиться к себе как к перцеп-туальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия. Когда человек сформировал'«я-образ», про­исходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его посту­пок.

Самосознание служит защитой от импульсивного поведения. Оно позволяет людям изолировать себя от других и делать свое поведение более конвенциальным. Благодаря обдуманному планиро­ванию действия становятся менее спонтанными.

Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности.


пах жизни. Доминирование физического развития сме­няется преобладанием интеллектуального, затем со­циального и духовного. Многие величайшие открытия были сделаны учеными, возраст которых превышал 50 лет. То же самое можно сказать и о создании мно­гих произведений культуры. Более того, творческая активность личности рассматривается современной психологией как наиболее благоприятное условие долгой и продуктивной жизни.

Взрослый человек интересен современной психо­логии не менее чем ребенок. Интенсивно развивают­ся и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрагогика -наука о закономерностях развития, обучения и воспи­тания взрослых.

Второй стереотип понимания социального разви­тия человека связан с первым и во многом обус­ловлен им. Это стереотип абсолютизации дет­ства.

Суть данного стереотипа заключается в ошибоч­ном мнении, что в детстве закладываются все пред­посылки развития личности. Детство столь значи­тельно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация на первый взгляд кажется пра­вильной.

Особое влияние на представления о значении детст­ва оказали всемирно известные работы 3. Фрейда и Э. Берна. Однако в данных исследованиях изуча­лись проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.


уровня психических процессов: естественные и выс­шие. Естественные функции.даны индивиду как при­родному существу и реализуются в спонтанном реаги­ровании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты толь­ко в процессе онтогенеза при социальном взаимо­действии: Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произ­вольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многооб­разны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов фило­генетического развития человека с результатами он­тогенетического развития на уровне психических про­цессов.

Социальность ВПФ определяется их происхожде­нием. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

Произвольными ВПФ являются по способу осу­ществления. Человек способен осознавать свои функ­ции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и дея­тельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправлен­но, преодолевая препятствия и прилагая соответст­вующие усилия.

Пластичность ВПФ представляет собой их способ­ность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.


См



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал