Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия, методы и средства воспитания






На прошлых лекциях мы дали характеристику ролевой коммуникации, цель которой состоит в достижении организационного эффекта функционирования группы, в которой осуществляется передача опыта от поколения к поколению. Организационное взаимодействие в процессе педагогического общения опосредованно внешними социальными условиями, которое можно назвать регулированием. Обратим внимание на регуляцию в воспитательном процессе.

Понятие «социальная регуляция» – это такой способ совместной деятельности людей, который позволяет им сохранить свою индивидуальную целостность как субъекта и личности, живущей в определенное время. Социальная регуляция представляет собой совокупность различных социальных институциональных и неинституционалъных образований, в создании которых принимает участие учитель и ученик, воспитатель и воспитуемый. Это различные нормы, традиции, идеологические образования, обычаи, стереотипы, шаблоны, предрассудки, общественное мнение. Об обычаях еще А.С. Пушкин говорил: «Обычай – деспот меж людей», он заставляет всех следовать предписаниям, регулируя тем самым поведение. Но людям свойственно «бросать вызов» обычаям, общественным нормам, ибо каждый человек не только личность, исполняющая хорошо или плохо свои роли, но и индивидуальность.

Вспомните фильм Гайдая «Кавказская пленница», где в юмористической форме показана ситуация соблюдения обычая «похищения невесты». Регуляция или регулирование предполагают, что существуют некоторые правила, по которым каждый должен строить свое поведение. Если нет правил, норм, то регуляция теряет всякий смысл. Таким образом, регуляция относится к человеческому поведению, и мы, по сути дела, говорим о поведенческой регуляции в условиях педагогического взаимодействия.

Человеческая индивидуальность все время наталкивается на различные социальные регуляторы, правила, запреты при так называемом нормативном общении, в котором можно выделить ряд форм, выступающих внешними факторами, ставящими каждого из нас в определенные рамки. Норма – это эталоны поведения, которые одобрены человеческим сообществом. В зависимости от количества людей, принявших ту или иную норму, она может быть: универсальной (элементарные нормы нравственности); сословно-нормативной; групповой. Часть норм зафиксированы письменно, и тогда мы говорим, что это – институциональные нормы, а часть – передается из уст в уста, документально не подтверждены, и такие нормы называются неинституциализированные нормы. Существуют декретивные нормы, сознательно установленные людьми, и спонтанные, возникающие в тех или иных ситуациях. Обозначим три следующих друг за другом формы нормативного общения: запретительную, контролирующую и собственно регулятивную.

Запретительная (интердективная) форма взаимодействия людей впервые появилась в форме табуирования. Она заложила основы не только появления индивидуальности, но и всех регулятивных механизмов. Нормы интердективного общения относятся к тем необходимым социальным институтам, функционирование которых упорядочивает поведение людей, стабилизирует социальные отношения. К ним относятся: нормы принуждения, определяющие необходимость воспитания и обучения; запреты на определенные действия по отношению к другим людям. (Например, христианские заповеди «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй»), ситуационные запреты на контакты с определенным кругом лиц («Не играй с этим мальчиком» или «Не вступайте в контакты с преступными элементами»), запреты на применение тех или иных действий (споры и конфликты между людьми не стоит разрешать военными средствами, когда есть мирный путь).

Запреты необходимы, но их должно быть оптимальное количество. Обратим внимание на неинституциональные запреты, которые имеют место в межиндивидуальном общении. Целесообразность запретов определяется социальными условиями и культурой индивидов. Нет смысла, например, запрещать распитие спиртных напитков в обществе трезвенников. В обществах с тоталитарным режимом запретов настолько много, что человеческой индивидуальности просто нельзя выжить. Она погибает не только физически, но и нравственно, становясь «винтиком», человеком массы, толпы.

Вместе с тем, сила индивидуальности, заложенная в каждом человеке, всегда прорывается. «Запретный плод сладок», сладкое слово «свобода» находит свое выражение в конкретных действиях людей, которые идут на нарушение институциональных и неинституциональных норм. Все коллизии человеческой жизни связаны с самоутверждением человеческой индивидуальности, прежде всего, в действиях по отношению к другой такой же индивидуальности, а уже потом – к социуму

Регулятивная функция запретов связана с механизмом мотивации, действиями мотивации, которые каждый осуществляет по отношению к другому человеку. Обратимся к Библии, книге, в которой заложены все механизмы мотивации и регуляции. Иисус сказал: «Я есть альфа и омега» (начало и конец). Это можно отнести к первому действию мотивации: начало каждого мотивационного действия может одновременно означать его конец. Это и есть первый запрет не действия.

Нельзя мотивировать другого человека, исходя из своих потребностей и интересов. Если я хочу мотивировать человека, то должен знать его желания, надежды, ожидания, опасения. Наше знание поможет повлиять на его поведение. Если же я этого не делаю, то попытка мотивации другого обречена на провал, т.е. начало и конец мотивации совпадают.

Приведем пример запретительных мотивационных действий, выраженных, например, в речи преподавателя, пытающегося мотивировать обучающихся на прилежание в учебном процессе. Нельзя употреблять такую форму мотивации: «Я решил вам дать гораздо больше информации, чем в учебнике. Это поможет вам в вашей будущей работе. Поэтому я полагаю, что вы не будете пропускать занятия и добьетесь глубоких знаний» Это и начало, и конец мотивации. Мотивация здесь слишком слабая. Надо: «Я надеюсь, что с вашей помощью мы проведем занятия так, что у вас появится возможность применить полученные знания на практике с большой долей успеха для себя». Но это только начало мотивации.

Таким образом, перед каждым человеком стоит задача, связанная с освоением и применением необходимых и достаточных запретов, которые идут от общества, группы или других людей, чтобы обеспечить развитие своей индивидуальности, успешность своей деятельности и мотивацию другого.

Второй формой нормативного общения, обеспечивающего регуляцию поведения, является контролирующее общение. Мы все оказываемся одновременно в ситуации контролирующих и контролируемых. Если существует и реализуется при взаимодействии людей друг с другом различные запреты, то, следовательно, должен быть и контроль за их соблюдением. Это связано с механизмом социальных ожиданий, которые представляют собой совокупность ценностных ориентаций в существующих социальных запретах, разрешающих норм, стереотипов, связанных с индивидуальным интересом. Ожидания – это универсальная психологическая характеристика человеческого поведения. Каждый из нас в своих поступках и поведении выражает гамму социальных и индивидуальных ожиданий (экспектаций). Экспектации представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий. Они носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер. Две основные стороны экспектаций – право ожидать от окружающих поведения, соответствующее их ролевой позиции и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Различают экспектаций предписывающие, определяющие должный характер исполнения индивидом роли; определяющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации; дозволяющие осуществление каких-либо действий; ориентирующие поведение партнеров.

Указанные экспектации, ожидания не только регулируют поведение учителя и ученика, но и позволяют каждому из них осуществлять контроль за поведением другого. В процессе осуществления этого контроля возникают конфликтные ситуации, которые связаны, прежде всего, с изменениями, происходящими в психике людей: с внутренним рассогласованием права ожидать от других определенного поведения и осуществлением этого права посредством контроля за поведением партнера и обязанности удовлетворять права другого. Последнее означает добровольное согласие на контроль со стороны другого человека или добровольное согласие на выполнение некоторых правил общения, позволяющих осуществлять контроль.

Можно назвать несколько правил, позволяющих регулировать и мотивировать оптимальные действия друг друга в коммуникативном взаимодействии. Это правила – «удобства», «нормативной инерции» и «идентификации». Что означают эти правила во взаимоконтролируемой коммуникации?

Прежде всего, удобно не конфликтовать всем участникам. Поэтому способность пойти на компромисс, гармонизируя в своем внутреннем мире свои права и обязанности по отношению к другому, является одним из способов регуляции и саморегуляции, мотивации и самомотивации.

Второе правило – «правило инерции» связано с тем, что психологические установки на поведение других изменить нельзя, точно так же, как нельзя изменить устоявшиеся между отдельными людьми нормы общения, выраженные, например, в языке. Примером может послужить рассказ П. Романова, в котором описывается введение на одном из заводов литературного языка вместо ненормативной лексики. На заводе остановилась работа, т.к. мастера не сумели отдать распоряжения рабочим и т.п. Вынужденное возвращение к старому способу общения назвали для очистки совести «техническим» языком. Внешний контроль за речевым поведением каждого человека оказался бессилен. Только внутреннее саморазвитие и внутренний контроль (в данном случае за своей речью) позволит изменить ситуацию.

«Правило идентификации» проявляется в усвоении каждым коммуникантом правил общения. Нормы, поведенческие эталоны, идеалы должны соответствовать условиям, которые позволяют каждому без особых усилий выполнять правила. Только тогда можно будет успешно осуществлять контроль и самоконтроль за своим поведением.

Третья форма нормативного общения – оценочная, связанная с тенденцией постоянного оценивания себя и другого. Причем, при оценивании проявляется следующая закономерность: каждый из нас переоценивает себя, т.е. думает о себе лучше, чем он есть на самом деле, и недооценивает других, т.е. видит в другом человеке в основном негативные стороны. Как говорит пословица: «В чужом глазу и соринка видна, а в своем – бревно не видать». Оценочная форма нормативного общения, в котором каждый коммуникант ведет себя аналогично партнеру, существенно влияет на взаимоотношения людей. Как нас оценивают другие (плохо или хорошо), так мы себя и ведем. Если постоянно называть человека свиньей, то он, в конце концов, захрюкает. И наоборот, хваля человека, мы вызываем его изменение в лучшую сторону. Примером может служить басня И. Крылова «Ворона и лисица», в которой хитрая лиса так превозносила красоту голоса вороны, что та решила продемонстрировать свое пение, чем и воспользовалась лиса. Это крайний случай, связанный с безнравственным манипулированием поведением партнера по коммуникации. Другая крайность состоит в том, что каждый человек стремится соответствовать тем высоким опенкам, которые ему дают другие люди. Высокое оценивание является стимулом к саморазвитию. Такие действия оценивания друг друга называют методом оценочной коррекции, который позволяет регулировать коммуникативные связи между людьми и, естественно, мотивировать поведение партнеров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.