Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика функциональных форм общения






Контакты людей друг с другом представляют собой процесс, в который складываются отдельные действия. Для того чтобы свои действия осуществлять технологично, необходимо увидеть их в единой цепочке. Это предполагает проведение аналитической работы по структурированию дискретного процесса самых различных коммуникативных связей, которые каждый из нас осуществляет в своей жизни. Представим это в виде некоторой модели, которая позволит даже мимолетные контакты увидеть в виде связной цепи событий.

Общение как процесс может быть представлено на трех уровнях, на которых каждый из нас проявляет свои качества субъективности, личностности и индивидуальности.

Первый уровень – субъект-субъектное взаимодействие, начинающееся с предметно-речевого общения, в котором проявляется общий закон человеческой коммуникации – равенство при индивидуальном и социальном неравенстве между людьми. Главным средством общения в целом является речь (устная и письменная), знаки, символы. Но на уровне субъект-субъектного взаимодействия средства общения играют особую роль. Мы, обращаясь к другому человеку, стараемся, чтобы нас поняли. Мы воздействуем на другого и пытаемся использовать его как средство для достижения своих целей, удовлетворить свою потребность, свой интерес. Но другой, как субъект, относится к нам так же. Нравственные позиции каждого из нас делают этот контакт моральным или аморальном, ибо другой – это не только средство для удовлетворения потребностей, но и цель, которая состоит в том, что другой опосредует наше включение в социум. Понимание слов и иных знаков делает субъектов равными друг к другу, а столкновение потребностей и интересов нарушает это равенство. Поэтому здесь возникают самые различные барьеры. Их преодоление ведет к сотрудничеству и организации.

Исследованием постоянно возникающих барьеров на уровне знаковых систем, которые служат посредниками между людьми, занимается психолингвистика. Она выявила некоторые причины возникновения барьеров. Во-первых, барьеры возникают из-за недостатков формулирования самого сообщения (что я хочу сказать). Это так называемые смысловые барьеры, связанные с тем, что люди разговаривают на «разных языках», вкладывая в слова различный смысл. Во-вторых, инструментальные барьеры, крайним примером которых является легенда о строительстве знаменитой Вавилонской башни. Ее не удалось построить потому, что люди, ее строившие, говорили на разных языках. Язык как канал передачи информации, не выполнял своей функции. В-третьих, процессуальный барьер, к которому можно отнести ситуационные условия, в которых происходит речевая коммуникация. Например, вы пришли к начальнику с каким-либо вопросом. У него на столе без конца звонит телефон, и он постоянно отвлекается на эти звонки. И вам приходится снова и снова начинать свою речь заново.

Если каждый субъект общения хочет удовлетворить свой интерес, то ему важно преодолеть эти барьеры. При этом необходимо помнить, что речь служит не только для того, чтобы передавать информацию, но и чтобы скрывать ее. Слово всегда было обоюдоострым оружием. Поэтому говорят, что слово – серебро, а молчание – золото. Для того, чтобы правильно использовать речь как естественную знаковую систему и не воздвигать барьеров, необходимо освоить методы преодоления и предупреждения возникновения барьеров.

Выделим первую группу методов, которые можно обозначить как методы смысловой оптимизации. К ним относятся:

1. Метод исключения двусмысленности сообщения. Пример: В меню ресторана значится блюдо – «рябчики с кониной» (и только повар знает, что соотношение ингредиентов таково: один рябчик, один конь).

2. Метод идентификации символов, их понимания. Примеры: гербы, значки и т.д. Люди спорят об их символике, которая выражает действительность, потому что они различным образом ее понимают. Поэтому при речевом контакте имеет смысл сначала договориться о понятиях, символах, чтобы не возникало разногласий. Это часто называют пустяками, но слова и символы – вещь серьезная. Об этом свидетельствуют исторические факты. Например, в Гонконг был назначен новый губернатор Давид Уилсон. Когда его фамилию написали китайскими иероглифами, поднялась буря протеста: его фамилия в буквальном переводе означала «лицемерие в опасной степени» или «два призрака, стучащиеся в дверь.

3. Метод смягчения терминов. Мы очень часто даем характеристики людям, которые неадекватно реагируют на ситуации. Возникшие при этом ассоциации достаточно часто приводят к конфликтам. Термины не только обозначают предметы действительности, но и формируют новую действительность. Например, употребляемые сейчас в нашей стране термины «рынок», «бизнесмен», «коммерсант» скорее формируют квази-действительность. Слова могут смягчать уродливые проявления общественной жизни или, наоборот, гипертрофировать ее. Впервые к необходимости смягчения действительности в терминах пришли афиняне. Если они хотели прикрыть нежелательный характер своей деятельности, то смягчали ее смысл. Например, женщин легкого поведения называли «приятельницами», налоги – «взносами», гарнизоны в городах – «охраной», тюрьму – «жилищем». В наши дни происходит то же самое. Например, в российской прессе политики называли вооруженные формирования в Чечне то просто бандитами, то банд-формированиями, то вооруженными группировками и т.п., в зависимости от того, как развивались их отношения с федеральными властями.

4. Метод рокировки значимых ценностей. К сожалению, когда мы обращаемся к другому человеку с просьбой или предложением, в словах мы делаем акцент на то, что значимо для нас, а не для другого человека. Мы забываем об интересах нашего партнера, и именно поэтому получаем отказ, ведущий к прекращению контакта. Например, монахи двух монастырей обратились к вышестоящей инстанции с просьбой о разрешении курении. Первые просили разрешения курить во время молитвы, в чем им было отказано. Вторые – молится в процессе курения, в чем им было милостиво разрешено.

5. Метод согласованного усиления применяется в речевой коммуникации достаточно часто. Он предполагает учитывать не только объем сообщения, которое должно быть понято, но и степень новизны. «Слова ветшают как платье» – говорил когда-то В. Маяковский. Поэтому передаваемая информация должна при помощи различных приемов учитывать смысл, имеющий место в том или ином социальном контексте. Одним из таких приемов является получение обратной связи со стороны собеседника, ведь сообщение – это в любом случае диалог.

Но вот мы успешно прошли этап речевой коммуникации, преодолели возникающие при нем барьеры, но не заметили эмоционального состояния партнера, не учли свое эмоциональное состояние, и вдруг диалог прекращается. Что-то произошло?

Вторая ступенька субъект-субъектного общения – эмоциональный контакт, или сопереживание, на основе которого возникает соучастие, без чего вряд ли возможно продуктивное общение. Восприятие партнерами друг друга, симпатии и антипатии зарождаются при речевой коммуникации, но укрепляются при проявлении эмоций. Антипатии способствуют зарождению барьеров. Рассмотрим некоторые из них.

1. Барьер из различных установок восприятия окружающего мира, других людей. Суть этого барьера хорошо выражена в следующем четверостишии:

Сошлись два чудака, взглянув в упор

С двух разных точек на один топор.

Один – что острый он, второй – что туп,

И каждый думал друг о друге: «как Он глуп».

 

Примеров различных установок восприятия достаточно много. Каждый, кто смотрит передачи с заседаний российского парламента, имеет возможность наблюдать действие этого психологическою барьера.

2. Барьер неприятия своих и чужих эмоций, их подавление. К сожалению, мы все время актуализируем лишь свои рациональные способности, подавляя эмоции. Конечно, эмоции нам мешают, но, каковыми бы они не были, не принимать их в расчет нельзя. Нежелание партнеров обсуждать возникшие ощущения и взаимные чувства становится непреодолимым препятствием. Это связано с конвенциалъными нормами («не годится слишком захваливать человека»), страхом отвержения со стороны партнера («он будет смеяться надо мной, если я выражу ему свои симпатии»), желанием манипулировать другим человеком («не покажу ему, что он мне нравится, пусть не думает, что я им интересуюсь»).

3. Барьер, основанный на недостаточном осознании человеком своих эмоциональных состояний и неприятии их в себе потому, чтоих трудно выразить.

4. Барьер мундира, не позволяющий человеку показать свои эмоции ведет к блокировке эмоциональной экспрессии и ее неадекватному проявлению. В детстве это проявляется в том, что мальчишки дергают девчонок за косички в семье – «мужья бьют своих жен часто потому, что любят».

Для преодоления указанных барьеров человечество выработало ряд методов, которые применимы в различных социальных ситуациях. Их можно обозначить как методы оптимизации эмоциональной экспрессии субъектов общения.

К ним относятся:

1. Активное использование средств эмоциональной экспрессии, которые проявляются прежде всего в семье. Это так называемые «психологические поглаживания». Хорошо о них сказал Б. Окуджава: «Спешите говорить друг другу комплименты, ведь это все – души прекрасные моменты».

2. «Растормаживание» экспрессивных состояний при помощи танцев, спортивных упражнений, физической работы и т.д.

3. Упорядочивание средств эмоциональной экспрессии при помощи тренировок. Например, необходимо научиться приветствовать, улыбаться, дополняя эти формы эксперессией, жестами, мимикой, направленными на другого человека, демонстрируя доброжелательное отношение.

4. Молчание как средство эмоциональной экспрессии.

 

Следующая, третья функциональная форма субъект-субъектного общения, в которой контакты между людьми не только могут быть продолжены, но и закреплены – это координационное общение, придающее смысл человеческому взаимодействию, начавшемуся переговорному процессу. Здесь тоже возникают свои барьеры. Но это барьеры взаимодействия, которые возникают со стороны вашего партнера, Поэтому ваши усилия принесут успех тогда, когда вы будете пользоваться побудительными методами, мотивировать другого к контактам. К таким методам можно отнести следующие:

1. Метод включения партнера в ситуацию, внимательное наблюдение за партнером, уважение его взглядов, потребностей, интересов, мнений. Д. Карнеги в этой связи отметил, что необходимо знать, что другой ценит больше всего: себя самого, своих родных и близких, свои профессиональные успехи, любимые занятия. Чтобы привлечь партнера к совместным действиям, к координации усилий, задавайте ему вопросы, на которые ему приятно отвечать, поощряйте его рассказывать о себе и своих достижениях, внимательно, не перебивая, слушайте.

2. Метод подогрева связан со способностью человека встать на место партнера, т.к. другой – это не просто субъект, но еще и личность, играющая в обществе определенные роли, выполняющая различные функции. Необходимость понимания положения другого очень хорошо показана в сказках. Например, Иванушка, попав к Бабе-Яге, которая хочет его сразу же посадить в печь, дает ей такой совет: ты бы меня сначала напоила-накормила, расспросила, зачем пожаловал, а уж потом-то можно и в печку.

Личностные качества и способности формируются в процессе координационного взаимодействия, но проявляются уже на втором уровне коммуникации, который представляет собой межличностную коммуникацию, которую можно также назвать ролевым общением.

Ролевое общение имеет свои функциональные формы, определяемые потребностями, интересами и смыслом в контактах одной личности с другой. Здесь возникают иные барьеры и методы их преодоления. В ролевом общении взаимодействуют индивиды, занимающие различное социальное положение, что характеризуется социальным неравенством. Это начальник и подчиненный, врач и больной, педагог и учащийся и т.д. Чтобы понять друг друга, люди должны иметь представление о ролевой структуре общества, уметь выполнять различные психологические социальные роли, не теряя в то же время своей индивидуальности.

Как личности, мы вступаем сначала в так называемое стихийное общение, выясняя, «кто есть кто» и «кто есть Я для других». Мы представляем себя другим и воспринимаем других для того, чтобы совместными усилиями достичь успеха. Если ролевое общение представляет собой процесс единения людей в общности и относительного обособления в ней же, то стихийное общение – это первая функциональная форма взаимодействия личностей. Причем, люди должны приобрести такие качества как инициативность и способность передавать инициативу при контакте другому человеку. Технология стихийного общения предполагает выполнения ряда правил:

Правило 1. Возьмите инициативу в свои руки и направьте партнеру положительный сигнал. Как выполнить это правило? Мимика: лицо обращено к партнеру, открытый и прямой взгляд, легкая улыбка. Внимательное выражение лица. жесты открытые, тело слегка наклонено в сторону партнера. Интонация спокойная, чуть приглушенная, уверенная. Речь – представление от первого лица. Вопросы и высказывания завуалированы.

Правило 2. Если вы натолкнулись на сопротивление выбранного вами партнера, сделайте шаг назад. Обратите внимание на другого человека. Но если вы считаете, что первый партнер вам необходим, сделайте через некоторое время другой заход. При этом мимика, жесты должны выражать только положительные эмоции (улыбка, открытые жесты, внимание, добродушие, радость). Как выполнить это правило? Необходимо выработать манеру, стиль общения: держитесь естественно, спокойно, не бегайте туда-сюда. Стоя, опирайтесь на обе ноги, не переступайте с ноги на ногу – это выдает ваше нервное напряжение. Обратите внимание на жесты: слишком скупая или, наоборот, слишком бурная жестикуляция одинаково плохи. Не указывайте пальцем на слушающего человека. Жестикулируйте обеими руками сообразно сказанному, чтобы его подчеркнуть – мимика должна соответствовать словам. Дайте партнеру почувствовать, что вы убеждены в том, о чем говорите. Голос должен быть спокойным, но избегайте монотонности. Для этого повышайте и понижайте тон, но не теряйте зрительного контакта.

Правило 3. Применяйте приемы формирования аттракции (вызывания симпатии у другого человека). Как выполнить это правило? Существует особый прием, который называется «имя собственное». Узнайте имя партнера, например, попросив его представиться, а затем повторите его имя несколько раз с разными интонациями. Другой прием носит название – «зеркало отношений». Если у партнера оборонительная поза, попытайтесь заставить его изменить позу. Например, чтобы партнер разомкнул руки, дайте ему что-нибудь (газету, журнал, ручку, возьмите за локоть) Следующий прием – «золотые слова» (легкий комплимент).

Психологические приемы и правила определяют методы ролевого стихийного взаимодействия. Перечислим некоторые из них.

1. Метод исключения комплекса различий. Характеризуется преодолением устойчивого неприятия человеком всего того, что значительно расходится с его собственным представлением, стилем жизни. Формирование у партнера чувства «Мы» достаточно четко выражает суть этого метода. К нему часто обращаются преподаватели на лекциях («На чем мы с вами остановились в прошлый раз?») Этот прием связан с переходом от стихийного общения, имеющего место в аудитории в начале лекции, к избирательному общению.

2. В стихийном общении применяется и метод первого впечатления, суть которого отражает поговорка «По одежке встречают, по уму провожают». Уметь производить хорошее впечатление – это не подхалимство, как считают некоторые. Подсознательно каждый хочет казаться лучше. Так почему же не делать этого сознательно, тем более, что в этом случае происходит развитие лучших сторон вашей личности? Вы приобретаете богатство речи, мимики, жестов, становитесь пластичней, сглаживаются острые углы, которыми вы больно задевали других.

3. Метод оценочного упреждения связан с тем, что в стихийном общении нас не всегда воспринимают положительно. Каждый из нас действительно обладает положительными и отрицательными качествами, о которых могут рассказать другие. Поэтому лучше предупредить негативную информацию о себе самом, заранее вызвав к ней недоверие, чем потом доказывать, «что ты не верблюд».

4. Метод подтверждения слушания – метод формирования у партнера уверенности в том, что вы его слышите и понимаете.

Вторая функциональная форма ролевого общения избирательное. Выяснив, «кто есть кто», и «кто есть вы» в той или иной коммуникативной ситуации вы продолжаете общение только с теми людьми, которых вы выбрали или которые выбрали вас. После того, как взаимный выбор состоялся, происходит определенный групповой процесс, в котором каждый занимает свое место. В результате группа достигает некоторого единения, в котором избирательное общение может осуществляться различным образом. Сказанное можно изобразить на следующих моделях, символизирующих связи между личностями в группе. Это: «круг», «звезда», «цепь», «паутина».

 

 

Круг Звезда Цепь Паутина

 

 

Модели коммуникативных взаимодействий в группе.

 

 

Для того, чтобы оптимизировать избирательное общение в группе, существует несколько методов.

1. Метод неформальных контактов социально–психологического сближения людей, применение которого ведет к формированию у участников общения готовности к взаимопомощи. Во многих странах тратятся огромные средства на представительские расходы (организация обедов, пикников, посещения баров, ресторанов и т.д.). Наиболее ярко это выражено в Японии. В процессе неформальных контактов возникают неформальные лидеры, которые оказывают существенное влияние на укрепление организационной структуры группы.

2. Метод неформальной конвенции, соглашения об условиях, формах и способах избирательного общения, когда люди договариваются о последовательности совместных действий, исключают формализм в отношениях.

3. Метод резервных вариантов в выборе партнеров по общению означает, что если вы выбрали одного партнера, а он вас – нет, вы всегда должны иметь на примете кого-то еще. При равнозначности вариантов сложность состоит в том, чтобы не попасть в положение «буриданова осла».

4. Метод значимого сравнения партнеров связан с тем, что наш выбор партнеров зависит от ситуации, в которую нам предстоит попасть. Так, одного человека мы выбираем для совместной деятельности, другого – для отдыха и т.д.

5. Избирательному общению способствует метод сравнительных успехов, который позволяет усилить соревновательность в группе. Его суть – «быть лучше других».

6. Избирательное общение предполагает наличие общих переживаний, которые объединяют людей и способствуют созданию организации.

В ролевом избирательном общении происходит своеобразное психологическое распределение ролей. Появляются люди, регулирующие потоки информации от одного человека к другому. Это так называемые «сторожа», «связные», «мостики», «лидеры мнения», способные оказывать неформальное влияние на установки и поведение людей в коммуникативных ситуациях, «космополиты», которые чаще других взаимодействуют с внешней средой, другими группами. В результате ролевых взаимодействий в группах возникает структурное изменение, которое может характеризоваться особым уровнем организации. Возникает связность группы, ее сплоченность, происходит интеграция группы в социальную среду.

Завершить характеристику избирательного общения можно приведением некоторых правил, соблюдение которых позволит перейти от избирательного общения к организационному. Вы выбрали партнера и начинаете с ним диалог, пытаясь установить некоторые отношения.

Правило № 1. Используйте «скрытые транзакты», в которых присутствует отношение: «вы мне симпатичны», «мне нравится говорить об этом с вами». Пример. Студент – преподавателю: «Посмотрите, какую чудную я написал программу!» (скрытая транзакция – «я от нее в восторге, разделите мою радость») Преподаватель – студенту (дружески): «Давайте посмотрим, что у вас получилось» (вы пробудили мое любопытство, но я хочу посмотреть сам).

Правило № 2. «Понимание» Вы ответственны за то, как понял вас партнер. Гибко реагируйте на его поведение. Применяйте различные формы коммуникации (слова, жесты, мимику). Слова: вопросы должны начинаться со слов: «Что? Где? Когда? Почему? Как?». Высказывания должны содержать слова – «возможно…, вероятно…, я полагаю…, если сравнить…». Мимика: располагающие кивки головой, улыбка. Жесты: открытые.

Правило № 3. Заключайте договоры и выполняете их. Нельзя односторонне модифицировать договоры или вообще их не придерживаться. Если вносятся какие-либо изменения, появляется желание что-то изменить, вступить в переговоры с партнером и совместными усилиями заключить новое соглашение.

Формой, завершающей ролевое общение, являются организационные контакты, которые определяются характером и содержанием осуществляемой людьми деятельности. Организационное общение обеспечивает появление возникающей между людьми так называемой коллективной силы. Это сила интеграции, кооперации, комбинирования, специализации. Организационное взаимодействие превращает совокупность отдельных индивидов в систему, построенную по принципу иерархии. Организационное общение – это общение иерархичное, в котором отношения строятся по принципу начальник–подчиненный. Иерархия организации повторяет дерево целей, то, для чего люди собрались вместе. Цели же задаются извне или вырабатываются внутри. В любом случае, организационное общение подчинено достижению определенных целей, которые не могут быть достигнуты людьми в одиночку. Достижение целей вынуждает осуществлять распределение ролей по горизонтали и вертикали. Для того, чтобы организационное общение достигло цели и имело смысл, важно выяснить, как люди относятся к организации, чувствуют себя в ней, какую цель ставят перед собой.

 

На этом мы завершаем разговор о проблемах общения и делаем следующие

в ы в о д ы:

 

1. Психическая деятельность, ее субъектность связана с деятельностной «Я-концепцией, в которой мы выделили качества готовности и включенности, обеспечивающие саморегуляцию личности.

2. Успешность общения зависит от ряда причин: от ситуации в которой происходит общение, от нашего прошлого опыта, от нашего настоящего личностного состояния, от наших надежд и нашего восприятия будущего, возможного после акта общения, а также, от наших личностных особенностей и характера.

3. Общение имеет определенное содержание, цель и средства.

4. В ситуации, когда общение не приносит желаемого результата, можно использовать стратегии оптимизации общения (стратегия наведения мостов, двуединства, совместной деятельности).

4. Общение как процесс может быть представлено на трех уровнях: уровень субъект-субъектных отношений, уровень ролевых отношений, уровень нормативного общения. (О нормативном общении мы будем вести речь в следующей лекции)

5. На всех уровнях общения существует ряд барьеров, влияющих на эффективность общения.

6. При использовании ряда психологических методов и правил оптимизации общения можно добиться желаемого результата в общении.

 

Выполните тренировочное задание:

Задание № 1. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, постольку нет темпераментов идеально пригодных для всех видов деятельности. Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособлениятемперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый путь формирование индивидуального стиля деятельности, под которым понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Определите, по какому пути приспосабливается Ваш темперамент. Для этого обратите внимание на Ваш жизненный опыт и те препятствия, с которыми Вы сталкивались в своей жизни.

Задание № 2. Выполните следующие упражнения:

Упражнение 1 «Перешагивание границ.»

Запишите пять тематических областей, по которым у вас сложилось твердое мнение, и вы считаете его своим. Определите под влиянием каких источников информации у вас сложилось это мнение (газеты, журналы, книги, люди и т.д.). Назовите органы информации, которые придерживаются противоположного или иного мнения. Назовите их конкретно. Если вы не можете этого сделать, значит, чего-то не знаете и должны открыть новые каналы получения информации.

Упражнение 2. Какого человека называют общительным? В чем внешнее проявление общительности? Оцените свою общительность, описав, как она проявляется. Опишите общительного, с Вашей точки зрения, человека.

Упражнение 3. Определите, к какому уровню (побудительному или исполнительному) относятся следующие реплики:

– Тебе легко давать советы…

– Научись держать язык за зубами!

– Спросите лучше у Н. Он всегда все знает.

– Я хочу сдать зачет.

– Дайте побыть одному! Оставьте меня в покое!

– У тебя все будет хорошо! Я тебе всегда приду на помощь.

Упражнение 4. Определите стратегию своего поведения в различных жизненных ситуациях. Перед Вами таблица, в которой обозначены типичные ситуации и возможные стратегии поведения. По 10-ти балльной системе оцените стратегии, которые Вы чаще всего применяете в общении с другими людьми. Если с Вашей точки зрения можно продолжить список стратегий – сделайте это.

 

  Стратегии поведения Ситуация одобрения Ситуация осуждения Ситуация равнодушия Ситуация неопреде-ленная
1. Я начинаю с анализа        
2. Пытаюсь оправдать ожидания        
3. Буду делать все наоборот        
4. Заранее ничего сказать не могу        
5. Я всегда теряюсь        
6. Буду подражать тем людям, за которых меня принимают        

 

 

Подсчитайте количество баллов по горизонтали – и Вы получите рейтинг Ваших стратегий. Подсчет баллов по вертикали даст Вам возможность определить рейтинг ситуаций, которые для Вас более или менее затруднительны.

 


Разрешите следующие жизненные ситуации:

1. Для того чтобы успешно общаться с другими людьми, необходимо уметь собирать информацию о предмете взаимодействия, о других людях, о ситуации, в которой происходит общение. Умение собирать информацию помогает существенно изменить оценку ситуации и поведения людей. Прокомментируйте следующие ситуации:

А.) Американская делегация вела переговоры с югославской стороной. В составе югославской делегации были квалифицированные специалисты и опытные руководители, но одному члену делегации американцы дали отвод на том основании, что в ходе переговоров он ни разу не воспользовался блокнотом и ручкой.

Б) В ходе переговоров одна сторона шла на непредвиденные уступки, на которые ее очевидно вынуждали обстоятельства. Противоположная сторона заранее предвкушала победу. Но после перерыва уступавшие партнеры заняли неожиданно жесткую позицию и более не шли ни на какие компромиссы. Как бы Вы объяснили их неожиданные действия, если бы знали, что на перерыве они просмотрели фотоматериалы, фиксировавшие ход переговоров.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. От чего зависит эффективность общения?

2. Почему общение бывает не эффективным?

3. Какие стратегии оптимизации общения Вы можете назвать?

4. Какие уровни общения можно выделить?

5. В чем заключается сущность первого уровня общения?

6. Какие смысловые барьеры общения могут возникать при взаимодействии людей?

7. Какие методы смысловой оптимизации общения Вы знаете?

8. Какие эмоциональные барьеры общения могут возникать при взаимодействии людей?

9. Какие методы эмоциональной оптимизации общения Вы знаете?

10. В чем заключается сущность второго уровня общения?

11. Что такое стихийное ролевое общение?

12. Какие правила стихийного общения Вы можете указать?

13. Какие методы ролевого, стихийного взаимодействия Вы запомнили?

14. Что такое избирательное ролевое общение?

15. Какие правила избирательного общения Вы можете указать?

16. Какие методы ролевого избирательного взаимодействия Вы запомнили?

17. Что такое организационное взаимодействие?

18. Какова роль общения в становлении личности?

19. В чем особенность психологических ролей?

20. Каковы условия оптимальной коммуникации?

 

Темы рефератов:

1. Основные закономерности общения как способа социального действия.

2. Информация как средство власти.

3. Психологический аспект воздействия одного партнера на другого.

4. Позиции и ориентации партнеров по общению.

5. Невербальные средства воздействия.


Литература

1. Айви А. Лицом к лицу. – Новосибирск: Экор, 1995.

2. Атватер И. Я вас слушаю. – М.: Экономика, 1984.

3. Бодалев А.А Личность и общение. – М.: Изд–во МГУ, 1995.

4. Воробьев Т.Т. Твоя информационная культура. – М,.: 1989.

5. Ильяева И.А. Культура общения. Философско–методологический подход. – Воронеж, 1989.

6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Просвещение, 1995.

7. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения /Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986.

8. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987.

9. Мы живем среди людей. Нормы поведения. – М.: 1989.

10. Фурмановская Н.И. Вы сказали «здравствуйте». Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982.

11. Фурмановская Н.И., Акишина А.А., Акишина Т.Я. Спросите – попросите. – М.: 1989.

12. Рогов Е.А. Психология человека. – М.: Владос, 2001.

13. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов/Дону, 1995.

14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003.

15. Майерс Д. Социальная психология. 6-е международное издание. – СПб.: Питер, 2002.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.