Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация и самомотивация






 

В поведении человека есть две функционально связанные стороны: регуляционная и побудительная. Первую мы уже рассмотрели. Регуляцию обеспечивают следующие психические процессы, явления и состояния: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции. Регуляция и ее методы определяют направленность поведения в той или иной ситуации общения. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, которое можно раскрыть, обратившись к мотивам и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, намерениях, стремлениях, имеющихся у человека, которые заставляют его вести себя определенным образом.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения человека. Это поиск ответов на вопросы типа: «почему?», «зачем?», «с какой целью?», «ради чего?», «какой смысл?» Любая форма поведения может быть объяснена как внешними, так и внутренними причинами. В первом случае мы будем говорить о стимулах, во втором – о мотивах. Рассматривая поведение человека в общении с другими, говорят о его ситуационной мотивации и личностной диспозиции, которые взаимосвязаны.

Формы нормативного общения (запретительная, контролирующая и оценочная) функционируют под влиянием потребностей, интересов и смысла в тех или иных контактах между людьми, включающимися в социальный процесс. Ситуационные изменения стимулируют партнеров к определенным действиям, а их внутренние потребности, интересы, осмысление своей индивидуальности мотивируют подчас совершенно иные поступки, что заставляет человека все время находиться в ситуации выбора.

Практически любое действие индивида следует рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. Исходя из этого, мотивацию можно понять как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, которые возникают в ситуациях общения. Они объясняют целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Представьте себе двух партнеров, поведение которых мотивировано внутренними потребностями, интересами и смыслом действий, и стимулируется ситуацией общения. Выделим одновременно два аспекта: герменевтический и функциональный и раскроем их содержание.

Рассмотрим последовательно предлагаемую схему понимания мотивационных механизмов и их функционирования. Начнем с характеристики потребностей, которые присущи человеку. Из всех теорий наилучшую классификацию потребностей предложил А. Маслоу, рассмотревший появление потребностей, начиная с рождения ребенка. Потребности последовательно появляются и сопровождают личностное взросление. Мы уже не раз говорили об этом. Их можно представить в виде пирамиды, основание которой составляют органические потребности (голод, жажда, половое влечение и др.). Далее идет потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным от страха и неудач, от агрессии). Далее – потребность в принадлежности и любви (коммуникативная потребность, т.е. принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и понятым ими). Более высокий класс потребности – потребность уважения, почитания (достижения успеха, одобрение, признание, авторитет). Завершает пирамиду потребность в самоактуализации, которая включает в себя познавательные (знать, уметь, понимать, исследовать) и эстетические потребности (гармония, порядок, красота).

Теперь рассмотрим этапы формирования и актуализации потребностей.

Первый этап актуализации потребностей связан с противоречиями между существующими потребностями человека и ситуацией. Потребности, находящиеся на разных ступенях пирамиды, могут вступать в противоречие между собой. Например, альпинист «заглушает» потребность в безопасности: стремление покорения высоты доминирует в самореализации «Я-концепции». Если мать насильно заставляет ребенка есть, вырабатывая у него страх перед едой, то в результате голодный ребенок будет отказываться от еды.

Второй этап этап опредмечивания потребностей и превращения их в подлинные или мнимые мотивы. Факторы, влияющие на формирование потребностей, различны. Прежде всего, это социальные факторы или условия, в которых происходит социализация человека. Это материально- духовный опыт общества:

– общечеловеческий потенциал социокультурного опыта;

– ценности общества (временно-формационные и национально- региональные);

– культура микросреды определенного социального среза, в котором вырабатываются основные стандарты поведения.

Личностные факторы, которые проявляются под влиянием обстоятельств, оказываются не менее значимыми. Они связаны:

– со смещением средств деятельности на цель. Например, предпринимательство, коммерция первоначально выступали как средство зарабатывания денег. Под влиянием обстоятельств они трансформируются в цель;

– с сублимацией потребности (защитой), т.е. переводом потребности на более высокий уровень. Например, юмор является формой защиты своей потребности, так же, как и агрессия;

– с компенсацией, которая модифицирует предмет потребности при сохранении общей направленности. Например, запрещение алкоголя компенсировалось наркотиками и токсичными веществами; уход на пенсию компенсируется активным воспитанием внуков;

– с социальным сравнением своего положения с положением других. Это придает динамизм превращению потребности в мотив;

– с межличностной коммуникацией, под влиянием которой происходит не только актуализация той или иной потребности в мотив, но и совершаются определенные действия. Например, в семье дети заставляют родителей все время находиться на уровне новых ценностей (появление видео, компьютерной техники);

– с социальным перемещением человека и изменением его социального статуса. Это сопровождается изменением жизненных стандартов. Например, человек становится руководителем фирмы, у него появляется масса новых потребностей, связанных: с социальным престижем связано появление потребностей в тех или иных вещах, обуславливающих этот престиж; с соревнователъностью, которая побуждает к тиражированию потребностей у многих людей; с идентификацией потребностей, которые соответствуют той или иной нише, в которой находится человек.

Таким образом, социальные и личностные факторы определяют огромное число мотивов, которые возникают у человека. Важной является способность разобраться в этих мотивах, чтобы определить цель деятельности, ее направленность, составить программу и осуществлять самоконтроль. Порог ощутимости мотивов и способность отличить подлинные мотивы от мнимых обуславливает переход к третьему этапу, который можно обозначить как этап ситуационной направленности, на котором складывается готовность к действию, направленному на что-либо или кого-либо, и стратегия поведения среди других людей.

Третий этап ситуационной направленности связан, прежде всего, с ситуациями общения, процесс которого мы уже рассмотрели. Функциональный аспект мотивации связан с выявлением существующей на данный момент структурой побудительных сил, которая может меняться под влиянием обстоятельств, с выявлением типологических и индивидуальных особенностей мотивации под влиянием осознания потребностей, которые превращаются в интересы.

Наиболее существенный психический механизм, с которым связана мотивация – это распознавание и измерение мотивов. Этот механизм в психологии получил название каузальной атрибуции, направленной на осмысление информации и развитие способности предсказания поступков.

Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин, наблюдаемых явлений, как способность к такому пониманию. Она непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение своих поступков и поступков других людей. На основе каузальной атрибуции складываются личностные оценочные конструкты по типу «плохой- хороший», «добрый-злой»

Различные люди предпочитают пользоваться преимущественно либо позитивными, либо негативными личностными конструктами при оценке себя и других людей. По этим оценкам можно судить о человеке. Особым видом каузальной атрибуции является приписывание тому или иному человеку ответственности за некоторые поступки. Это фундаментальная ошибка атрибуции, связанная с игнорированием обстоятельств. Ведь не всегда в совершении того или иного действия, которое оценивается негативно, виноват человек. Но большинство людей, которые оказываются не в состоянии отыскать рациональное объяснение случившемуся, склонны видеть причину в другом человеке или в себе (например, родители часто упрекают себя за несчастья своих детей, жертвы насилия – себя за свою неосторожность).

Поскольку мотивация в большинстве случаев осуществляется на подсознательном уровне, человека для объяснения поведения удовлетворяет первая, пришедшая в голову мысль. Но если кто-то начнет оспаривать эти выводы, тогда человек находит другое обоснование. Это может продолжаться довольно долго. Не где же истина? На этот вопрос ответа не получено. Далее осуществляется выбор способов действия, которые связаны с типологическими и индивидуальными особенностями мотивации, особенно ярко проявляющиеся в ситуациях успеха или неудачи.

Обратимся сначала к типологии. Тип людей, ориентированных на успех, мобилизует все свои ресурсы и сосредотачивает внимание на достижении поставленной цели. Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Мотивированный на неудачу человек неуверен в себе, боится критики. Он обычно испытывает отрицательные эмоции, не получает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.

Люди, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям и навыкам.

Люди, ориентированные на неудачи, нередко характеризуются неадекватностью профессионального выбора. Они игнорируют информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Для человека, ориентированного на успех, интерес к нерешенной задаче возрастает, а для неудачника – наоборот; стремящийся к успеху приписывает свой успех своим способностям, неудачники обращаются к анализу своих способностей уже после неудачи.

Кроме мотива достижения, на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе (в психологии оно именуется по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка») и состояние тревожности. Обратим внимание на последнее.

Проявления тревожности в различных ситуациях неодинаковы. В одних случаях люди обнаруживают свою тревожность всегда и везде, в других – лишь в зависимости от обстоятельств. В первом случае мы имеем дело с «личностной тревожностью», во втором – с «ситуативной тревожностью». Личностная и ситуативная тревожность характеризуют индивидуальные особенности мотивации.

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на успех, имеет следующие особенности: высокотревожные индивиды эмоционально быстрее реагируют на сообщение о неудаче; они хуже работают в стрессовых ситуациях или условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи; боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Она доминирует над стремлением к достижению цели.

Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она превышает опасения возможной неудачи; для высокотревожных людей большей стимулирующей силой является сообщение об успехе, нежели о неудаче; низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих объективно безопасных ситуаций как таящих в себе угрозу. Для выявления степени наличия личностной и ситуативной тревожности выбирается экстремальная, например, экзаменационная ситуация. Исследователи выявили, что многие высокотревожные люди терпят неудачу во время экзаменов не потому, что им недостает знаний, а по причине стрессового состояния. Часто человек, попадая в такие жизненные ситуации, где он в состоянии справиться с неожиданно возникшей проблемой, тем не менее, оказывается беспомощным. Причина – повышенный уровень личностной тревожности.

Третий этап мотивации – это актуализация знаний и умений, которые связаны с конкретными мотивирующими действиями. Это предполагает выявление методов мотивации себя и стимулирования других. В числе первого метода, состоящего из типологических и индивидуальных особенностей мотивационных процессов, можно назвать метод программируемого успеха. Он особенно важен для тех, ктопринадлежит к ориентированному на неудачу типу. «Выиграть может каждый» – таков девиз книги «Рожденные выигрывать», написанной американскими психологами и психотерапевтами М. Джеймсом и Д. Джонгворд. Рекомендации, как стать выигрывающим и программировать свой успех, даются и отечественными учеными-педагогами. Например, В.Ф. Шаталов полагает, что безнадежный двоечник, положивший крест на учебу, в течение нескольких месяцев преображается, если у него возникает мотивация на успех.

Заблаговременное программирование успеха осуществляется по-разному. Например, в Японии каждому учащемуся вручают так называемые «17 лент позора», которые означают неумение что-либо делать. По мере овладевания определенными знаниями и умениями эти ленты снимаются.

Другой способ программирования успеха предложили Фредерик Порез и Эрик Берн. Первый предложил использовать гештальтупражнения, суть которых состоит в использовании принципа «жить здесь и теперь», а не прошлым и будущим, что является опытом существования в настоящем; в употреблении местоимения «Я» как пути принятия ответственности за свое поведение; в «обучении пребывания в своих чувствах», пока они не будут поняты и интегрированы.

Эрик Берн в качестве упражнения для достижения запрограммирован-ности на успех предложил транзактный анализ, суть которого состоит в том, что он является методом понимания поведения, основанном на положении о том, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельньте решения и открыто выражать свои чувства.

Существует множество других методов мотивации. Перечислим некоторые из них:

Оценочный метод. Важен не только достигнутый успех, но и его признание другими.

Метод социальных перспектив. Ямщики в свое время заметили, что лошадь с опущенной головой идет медленнее, чем с поднятой, когда ей видна перспектива. Так и человек с опущенной головой и плечами не добьется успеха.

Существует множество других методов, актуализирующих достижение цели. Все они выработаны людьми в процессе истории. Мы лишь назовем их, а Вы в качестве упражнения попробуйте, исходя из названия, привести литературные примеры или ситуации из своей жизни. Это метод персонификации, повышения престижа, состязательный метод, коммуникативный метод (эффект межличностного общения); метод актуализации благородных мотивов; метод мотивационной компенсации, связанный с актуализацией признания; метод амнистии.

Существует множество методов опосредованной мотивации (связной, скрытой, мотивации поощрения, эмоционального, распределительного, управленческого стимулирования и т.д.). Перечисление этих методов, их знание является важным. Главное – владеть многими методами мотивации, чтобы уметь их применять в той или иной ситуации. Но здесь таится некоторая нравственная опасность, связанная с тем, что люди, овладевая методами мотивации, могут сознательно манипулировать другими людьми.

Другая опасность, которая зачастую не осознается, состоит в том, что люди начинают играть в различные игры, о которых Э. Берн написал книгу «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди».

Потребность человека в контактах с другими и структурировании времени удовлетворяется не всегда адекватным способом. Положительные контакты формируют успешного человека, отрицательные и пренебрежительные – наоборот. В различных социальных ситуациях люди играют либо истинные, либо манипулятивные роли.

Роли Истинные роли Манипулятивные роли
Пресле- дователь Тот, кто устанавливает не-обходимые границы пове-дения или кому поручено проводить в жизнь правила Тот, кто устанавливает неоправ-данно жесткие правила и строгие границы и делает это с садист-ской жестокостью
Жертва Тот, кто предназначен для дела, кому отказано в его правах Тот, кто не способен к работе, но притворно заявляет, что его интересы ущемляются
Спаситель Тот, кто помогает человеку, который чувствует себя не-полноценным, не способ-ным добиться своих прав и самоутверждения Тот, кто надевает маску «полезного» человека для того, чтобы держать других в зависимости от себя.

Таким образом, методы мотивации делают складывающиеся при этом межличностные отношения, нравственными или безнравственными.

 

Завершая данную лекцию, мы приходим к следующим в ы в о д а м:

1. В педагогике формулируются цели и идеалы воспитания и образования.

2. Каждый человек должен стать педагогом самому себе.

3. Нормативное общение является условием и фактором образовании и самообразования, воспитания и самовоспитания.

4. Запретительные и контролирующие формы общения и постоянные оценивания друг друга обуславливают внутриличностные процессы регуляции и мотивации, которые, в свою очередь, складываются в систему методов, применяемых для влияния на окружающих и на себя.

5. Методы регуляции и мотивации, их применение обуславливают ту или иную стратегию жизненного поведения, делая людей Выигрывающими или Проигрывающими.

6. Каждый человек потенциально может быть Выигрывающим. Но для этого он должен знать себя, обладать интеллектуальной способностью к саморефлексии, владеть технологиями саморазвития.

 

Выполните следующие тренировочные задания:

Задание № 1. Известно, что педагогика как наука, ставящая цель развитие чело-века, реализует свои задачи в рамках обучения, образования и воспитания. Какие из этих направлений педагогики, на Ваш взгляд, были реализованы на практике раньше всего? Чем Вы можете аргументировать свой ответ?

Задание № 2. Этнографы, изучавшие жизнь индейских племен Северной Америки, установили, что в некоторых их них проводились очень суровые испытания для молодых людей. Так, например, юноша считался мужчиной, если мог провести весь день на солнце без пищи и воды, будучи подвешенным за ребро на крюке, вбитом в столб. Известно, что юных спартанцев, окончивших курс обучения, секли на площади. Чем, на Ваш взгляд, были вызваны такие тяжелые " экзамены"?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.