Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический климат в группе, пути его регуляции






Включение в процесс коммуникативного взаимодействия личностных характеристик членов группы – позиций, чувств, эмоций, придает межличностным отношениям определенную нравственно-эмоциональную тональность, которая в психологии получила название психологического климата группы.

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, эмоций, мнений членов группы. Все это – отдельные элементы социально- психологического климата. Состояние психики группы характеризуется различной степенью осознанности. Это всегда отраженное, субъективное образование, в отличие от объективной жизнедеятельности той или иной группы и условий, в которых она протекает. По мнению известного российского психолога Б.Д. Парыгина, понятие социально-психологического климата коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Характер взаимоотношений группы выступает как фактор, влияющий на климат, а восприятие этих отношений членами группы представляет собой элемент климата.

В межличностных отношениях в группе складываются общие правила поведения, которым придерживаются члены группы. Именно правила, формирующиеся как групповые нормы, принимаемые членами группы, позволяют каждому чувствовать себя защищенным в группе. Для личности это означает социальную идентификацию, что в вербальном поведении проявляется в словах: «моя группа», «наша группа», «мы».

На социально-психологический климат в группе существенное влияние оказывают факторы макросреды, которые связаны с особенностями общественно-экономического устройства страны, со степенью демократизации общества, уровнем культуры, особенностями общественного сознания. Не меньшую роль в формировании и функционировании социально-психологического климата играют факторы микросреды, связанные с полем повседневной деятельности людей; с материально-вещественной средой, которая их окружает; с характером выполняемой деятельности; особенностью организации труда и отдыха; моделями совместной деятельности (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая); с неофициальной структурой группы и со стилем руководства в ней; с эффектом сочетания личностей в группе, которая образует психологическую совместимость.

Психологическая совместимость оказывает существенное влияние на протекание организационных процессов в группе. Для того, чтобы подойти к характеристике организационных процессов в группе, необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. С одной стороны, на формирование социально-психологического климата в группе оказывают влияние социально- демографические, социальные и психологические факторы. С другой стороны – удовлетворение потребности в общении с членами группы, интересная совместная деятельность (учебная или трудовая), престиж группы в обществе, наличие в группе друзей.

Естественной потребностью живого организма является, прежде всего, потребность выживания и безопасности. Для человека удовлетворение этих потребностей имеет особое значение. Все его существо направлено на поиски методов адаптации к социальной среде и адаптации среды к себе. Организация среды обеспечивает человеку выживание и является гарантом его безопасности. Первым психическим механизмом, обеспечивающим не только адаптацию, но и формирование того или иного психологического климата, является ориентациячеловека в системе социальных связей и отношений. Многое в этом механизме интуитивного, бессознательного и не поддается рефлексии. Наиболее ярко это выражается в пословицах и поговорках: «ворон ворону глаз не выклюет», «рыбак рыбака видит издалека» и др.

Вторым психическим механизмом является идентификация, представляющая собой возникновение чувства сопричастности людей к той или иной общности, к той или иной организационной системе. Например, «мы – семья», «мы – студенты БГТУ им. В.Г. Шухова», «мы – россияне». Чувство «Мы» возникает в той или иной ситуации и определяет характер психологического климата. Степень идентификации группы является показателем ее устойчивости. Идентификация является следствием совместной деятельности или направленных действий со стороны воспитателей или организаторов, руководителей производственных групп и коллективов. Это направленная идентификация. Но сопричастность группе иногда может использоваться для манипулирования общественным мнением или поведением конкретных людей со стороны власти, руководителей в своих интересах.

Примеров направленной идентификации в истории человечества достаточно много. Например, в годы сталинских репрессий все население нашей страны оказалось соучастником преступлений. Технологий направленной идентификации достаточно много. Сегодня многие их них называют «грязными технологиями». Они связанны с сознательным манипулированием психологическим климатом групп в угоду чьим-то интересам.

Но без механизма идентификации нельзя освоить и передать социальный опыт групповой деятельности. Традиции, обычаи, гимны, заповеди, эмблемы, униформа, формы обрядности обеспечивают идентификацию людей к той или иной группе и функционирование психологического климата. Особенно в этом преуспела Япония. В. Цветов в книге «Пятнадцатый камень сада Реандзи» превосходно описывает этот механизм, создав превосходный образ пятнадцатого камня, который скрыт от посторонних глаз, но постоянно виден результат взаимодействия людей – психологический климат, который может быть благоприятным или не благоприятным для личностного и социального развития.

С методом идентификации тесно связан метод общих переживаний. Ничто в мире не объединяет людей как смех и слезы. Стоит совершенно незнакомым людям засмеяться, как между ними возникает чувство общности. Похожий эффект возникает при какой-нибудь трагедии, несчастном случае.

Но человеческий ум хитер и опасен. Знание этого психологического механизма может использоваться с целью манипулирования людьми в различных масштабах. Проводимые в нашей стране «грязные избирательные технологии» доказательство этому. Использование психологии человека во благо и во зло делает необходимым введение нравственного критерия или нравственной экспертизы любых организационных или управленческих действий, которые, как правило, оправдываются государственной или иной целесообразностью.

Следующим механизмом формирования социально-психологического климата является метод метод сравнительных успехов, который обуславливает актуализацию соревновательности как особого психологического механизма в поведении человека. Само ощущение того, что ты в чем-то лучше других, делает человека организованнее. Чтобы не ударить лицом в грязь, человек повышает степень самоконтроля и самоорганизации. Метод сравнительных успехов может использоваться целенаправленно. Например, в советские годы соревновательность была широко использована при организации социалистического соревнования. На нем основан механизм конкуренции. Этот способ получения наилучшего результата так же используется для широкомасштабного манипулирования людьми.

Обратим внимание еще на один социально-психологический механизм организационного взаимодействия. Это неформальные контакты и их актуализация. Этот метод основан на том, что люди в организациях устают от постоянного давления со стороны других людей и самой организации, в которую они включены. Психике человека необходима разрядка, не выходящая за пределы организации. Недаром при крепостном праве существовал в России один день в году, который назывался «Юрьевым днем». Эту потребность человека «быть с теми же людьми, но не как всегда, а свободными» использовали и церковь, и власти. Например, именно на эти цели направлена организация празднеств, в которых происходит социально-психологическое обновление людей, повышение их взаимопонимания, готовности к взаимопомощи, оптимизируются организационные связи. Этой же цели служит организация внеслужебного общения на предприятиях и организациях. В Японии, например, на представительские цели расходуется вдвое больше средств, чем в Ирландии. Но этот метод также используется и для манипулирования людьми, что безнравственно, ибо превращает одного человека в средство для удовлетворения интересов другого.

Мы обозначили лишь несколько методов, определяющих механизм формирования психологического климата. Но, повторим еще раз, что все эти методы можно использовать для организационных действий со стороны управленческих структур. Опираясь на психологические механизмы, можно технологизировать поведение человека в социуме, превращая его в винтик социальной системы.

Смысл изучения этих методов направлен не только на понимание механизмов формирования психологического климата, но и на оптимизацию самоорганизации личности в том или ином климате группы. Успеха в организационных действиях другими людьми достигает тот, кто сам хорошо организован. Любой человек ощущает потребность в самоорганизации. Но организовать себя может только тот, кто способен к саморефлексии (самопознание субъектом своих психических состояний).

Но не все люди в одинаковой степени владеют методами самоорганизации. А поэтому в группе могут возникать так называемые «климатические возмущения». Этот термин несет в себе позитивную и негативную нагрузку, поскольку эти возмущения могут мешать или благоприятствовать жизни коллектива и отдельных личностей. Но в любом случае климатические возмущения вызывают социально-психологическую напряженность, которая отражается всех сторонах жизни коллектива. Это межличностные конфликты.

В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон. Конфликт выступает и как защитная реакция группы от внутренних или внешних возмущений и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Существует две парадигмы в управлении конфликтами – манипуляция и включенность. Мы обращаем внимание на динамическое развитие группы, в котором всегда возникают конфликтные состояния, которые можно измерить определенными методами.

В психологии выделяют следующие методы измерения межличностных отношений в группе: а) социометрический; б) референтометрический; в) изучения мотивационного ядра межличностных выборов; г) изучения сплоченности коллектива.

Социометрическая методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий, антипатий, привлекательности, предпочтительности. Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех членов группы, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом его положения в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус».

Референтометрическая методика предназначена для выявления группы, которая является наиболее предпочтительной, на коллективные интересы, ценности которой ориентируется человек.

Методика по изучению мотивационного ядра применяется для понимания мотивов, определяющих отношение к другим, которое связано с собственным «психологическим автопортретом». Психологический автопортрет используют для выявления механизмов своей интерпретационной деятельности, своих мотивов. Первый механизм – «вытеснение», второй – «компенсация»

 


Мы приходим к следующим в ы в о д а м:

1. Каждая социальная группа имеет свою структуру, которая основывается на «трех китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

2. Статус человека в группе раскрывается целым набором социально- психологических ролей.

3. Межличностные взаимоотношения в группе определяют ее социально–психологический климат.

4. Каждая группа стремится к организации, которая возникает в результате четырех типов действий – общения, игры, труда и обучения.

5. Функционирование группы обусловлено законами организации, принципами, на которые опираются люди и методами коммуникации, которые они используют.

6. Организационные и коммуникативные действия членов группы определяют процесс развития группы.

Выполните следующие тренировочные задания:

Задание № 1. Определите, пожалуйста, психологический климат коллектива, в котором Вы работаете или учитесь. Для этот примените так называемый метод семантического дифференциала, разработанный Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. Дайте по каждой строке оценку отношений в коллективе. Максимально положительная оценка – 1 балл; 8 баллов означает максимально отрицательную оценку.

 

В коллективе, где я работаю или учусь, сложились отношения:  
Дружелюбные                
Согласие                
Удовлетворение                
Увлеченность                
Продуктивность                
Теплота                
Сотрудничество                
Взаимная поддержка                
Занимательность                
Успешность                

 

 

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная оценка)

Дополните противоположные характеристики своего коллектива и поразмышляете над этим. Это Ваше мнение о коллективе, в котором Вы проводите свою жизнь. Это может быть и Ваша семья, которая является базовой малой группой общества.

 

Задание № 2. А теперь попробуйте определить свою самооценку и оценку других людей по методу полярных профилей. Процедура диагностики несложная: Вам нужно отметить, насколько верно для Вас каждое утверждение (положительная оценка определяется плюсом, отрицательная – минусом).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.