Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И их нравственный смысл






 

При любом взаимодействии, в любых формах функционального общения люди активно влияют друг на друга, вызывая определенные изменения не только в обстоятельствах, но и в психике другого человека. Но предмет нашего разговора выходит за рамки общей психологии и педагогики в психологию социальную, которая возникла на стыке социологии и психологии. Педагогика в основном обращает внимание на способы стимулирования учащихся в учебном процессе и выделяет пять групп методов воздействия на личность:

– убеждение;

– упражнения и приучения;

– обучение;

– стимулирование;

– контроль и оценка.

Наука выделила основные способы воздействия одного человека на другого в ситуациях индивидуального и межличностного взаимодействия, и в ситуациях массового взаимодействия большого количества людей. Мы обратим внимание не только на методы педагогического воздействия. Каждый из нас в определенном плане воспитывает друг друга, т.е. является педагогом для окружающих и самого себя. Психика человека функционирует в различных ситуациях по-разному. Соответственно этому строится социальное поведение людей и осуществляются их действия.

Сознание и подсознание человека активизируются под влиянием обстоятельств, в которых он находится. Рассмотрим основные способы социального действия, которые имеют место как в межиндивидуальном, межличностном, межсубъектном общении, так и при групповом взаимодействии. Социальное действие, по словам М. Вебера, (включая невмешательство как терпеливое приятие), может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое будущее поведение других людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от опасности, грозящей в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или незнакомыми, неопределенным множеством людей. Так, например, деньги как средство обмена то или иное лицо принимает потому, что ориентируется на готовность со стороны многих незнакомых людей также принять их в процессе обмена.

Не все типы действия являются социальными, а только такие, которые ориентированы на поведение других людей. Например, столкновение двух велосипедистов – происшествие, а попытка выяснить отношения – социальное действие, при котором каждый применяет различные виды действий – заражение, подражание, внушение, принуждение, убеждение. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому. Он обладает различной степенью произвольности. При обратной связи возникает явление индукции, которое приобретает вид циркулярной реакции. Особенно ярко это проявляется в толпе, на митингах, демонстрациях, военных действиях. Такая реакция людей способствует как эффективным массовым действиям (наступление, штурм, публичное восприятие ораторских выступлений), так и индивидуальному действию (гонка за лидером). Заражение служит дополнительным сплачивающим фактором в группах и коллективах. Механизм заражения связан с той энергией, которая появляется при взаимодействии людей. В процессе его функционирования происходит передача от субъекта к субъекту разного рода психических состояний – экстаз, азарт, паника, тревога, радость, отвага, которые бесконтрольно воспринимаются людьми в ситуации их непосредственного общения.

Пример 1. Два солдата, не умеющие стрелять их пушек, оборонялись от танков. Пришла помощь, а они, обессиленные, вновь были готовы идти в наступление.

Пример 2. Использование механизма заражения отдельными людьми или группой для достижения своей цели: если люди хотят верить, что кто–то поможет им улучшить свое благосостояние, то они хотят и быть обманутыми. С успехом этот механизм используют СМИ, рекламируя различные финансовые пирамиды, лекарства и т.д. Использование механизма заражения может быть как нравственным, так и безнравственным. Где грань между ними, решает каждый человек самостоятельно.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Оно проявляется на разных возрастных этапах индивидуального развития и на каждом характеризуется своими механизмами. В младенческом возрасте подражание служит для установления контактов со взрослыми, в дошкольном – это способ проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности (игра), в подростковом – идентификация себя с другими или значимыми стереотипами, у взрослых – элемент учебы. Подражание проявляется в воспроизведении с большей или меньшей степенью активности и творчества чьего-либо поведения, движений, действий, поступков, речевых реакций, особенностей личности. Использовать этот механизм, как способ социального действия, можно и нужно. Но овладеть им сознательно достаточно сложно.

Приемы заражения и подражания связаны с мимикой, жестами, голосом, способностью устанавливать зрительный контакт, манерой поведения, манерой держать себя. Психологи установили ряд правил, при помощи которых можно заражать людей своим настроением, воодушевлением, злобой, склоняя их к подражанию себе или своим идеям. Тот, кто хочет овладеть этими механизмами влияния на других; пусть запомнит следующие правила:

Правило первое: Стойте твердо, опираясь на обе ноги. Переступание с ноги на ногу свидетельствует о неуверенности человека. Чаще всего именно ноги выдают уверенность или неуверенность человека. Поэтому, вступая в контакт с людьми, которых вы собираетесь склонить к своей точке зрения, обратите внимание на свою позу. Она должна описываться фразой «я твердо стою на ногах». Следите за тем, чтобы у вас не сгибались колени: расслабленные колени ослабляют ваши аргументы.

Правило второе: Если вы хотите, чтобы вам подражали и вы смогли заразить других своими идеями, успокойтесь и расслабьтесь. Усилия воли тут не помогут. Лучше воспользуйтесь таким минутным упражнением: сделайте глубокий и медленный выдох, затем максимально глубокий вдох. Не напрягайтесь, при вдохе должен выпятиться живот, а не грудная клетка. На несколько секунд задержите дыхание и опять сделайте глубокий выдох. Повторите весь цикл 5–6 раз.

Правило третье: Позаботьтесь о первом впечатлении – по своей важности оно подобно старту ракеты.

Правило четвертое: Тренируйте дружелюбный взгляд – он привлекает внимание и помогает влиять на других. Для этого на белом листе бумаги нарисуйте точку размером с 2-х копеечную монету. Прикрепите бумагу в одном метре от себя и пристально смотрите на эту точку не моргая так долго, сколько сможете выдержать. После 1–2 мин. с непривычки выступят слезы, но ваш взгляд будет становиться спокойнее и увереннее. При помощи уверенного взгляда вы будете влиять на других. Невозмутимый взгляд повлияет не только на вашу манеру поведения, но и на настроение. Внешнее спокойствие вызывает и внутреннее успокоение.

Правило пятое: При помощи видеомагнитофона понаблюдайте за собой и выясните при этом, что вам в себе нравится. То, что нравится вам, может нравиться и окружающим – развивайте эти качества.

Правило шестое: упражнения для голоса. Правильный, хорошо поставленный голос не менее важен, чем сильные аргументы. Голос – это ведущий луч, по которому направляются ваши идеи.

Попробуйте поработать над своим голосом и выполните следующие упражнения.

Упражнение 1. Потренируйте гласные звуки звуковой лестницы И – Е – А – О – У. Очень медленно выдохните. Вдохните. Произнося «И», приподнимайте верхнюю губу. Тяните звук так долго, насколько хватит дыхания. Теперь вновь вдохните и выдохните, произнося звук «Е». При этом рот широко открыт, нижняя челюсть немного опускается, язык упирается в нижние зубы – так звук получается более чистым и внятным. С последующими звуками аналогично.

Упражнение 2. Выдохнуть, медленно вдохнуть и с закрытым ртом промычать не останавливаясь «м-м-м-м-м..». Три раза тихо, три раза громко. Это упражнение способствует понижению тембра голоса.

Упражнение 3. Помогает улучшить произношение. Выдохните, вдохните и произнесите: АР–Р–Р–Р–Р… ЭР–Р–Р–Р–Р… ИР–Р–Р–Р–Р…ОР–Р–Р–Р–Р…УР–Р–Р–Р–Р... Голос обнаруживает качества человека. У осторожного человека он вкрадчивый, у боязливого – с привкусом страха, у шутника – дурашливый, У влюбленного – ласковый, у храброго – мужественный, у энергичного – бодрый, у уравновешенного – спокойный. Человек, который работает над своим голосом, работает над сущностью своей личности. Изменяя свой голос, мы изменяем и свой характер. Благодаря возможности звучащего слова возникает магия речи. Гармонично звучащая гласная «И» благотворно влияет на мозг, звук «Е» – на горло и щитовидную железу, «А» – на грудную клетку, «О» – на сердце, «У» – на живот. У каждого звука разная частота. Например, у звука «И» частота около 4000 Гц, у «У» – 500 Гц. Благодаря упражнениям с этими 5 гласными мы разряжаемся, расслабляем все свое тело сверху донизу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.