Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвентаризация активов и финансовых обязательств. Порядок проведения и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета.






Инвентаризация — проверка на определенный момент времени фактического наличия имущества (нематериальных активов, основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг, расчетов) и обязательств предприятия и их соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежат:

все имущество предприятия независимо от его местонахождения;

все виды финансовых обязательств;

производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (арендованные, находящиеся на ответственном хранении и т. п.);

имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Методика проведения инвентаризации, порядок документального оформления ее результатов определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержд. Пр. МФ РФ 13.06.95 г. №49.

Инвентаризация проводится плановая — не реже одного раза в год, внеплановая — при смене материально ответственного лица, пожарах, хищениях, по требованию вышестоящих, налоговых и следственных органов, руководства, а также и в других случаях. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением разделительного или ликвидационного баланса;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Данные о фактич. наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств должны быть внесены в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. За правильность, своевременность, полноту и точность оформления материалов инвентаризации несет ответственность инвентаризационная комиссия. Руководитель предприятия назначает постоянно действующую инвентаризационную комиссию, в состав которой входят представители бухгалтерии, другие специалисты. Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия.

В соотв. с Метод. указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бух. учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соотв. с их оценкой в бух. учете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бух. учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бух.учета и бух. отчетности в РФ в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости.

Инвентаризация основных средств. При инвентаризации ОС комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бух. учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правиль-ные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объек-тов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ (амортизация) определен по действительному техничес-кому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе (амортизации) соответств. актами.

Выявленные излишки ОС приходуют. Делаются бух. записи на счетах бух. учета:

Д 01 «Основные средства» К 91 «Прочие доходы и расходы».

При недостаче и порче объектов основных средств делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств: Д 01 «ОС», субсчет «Выбытие ОС» К 01 «ОС», субсчет «ОС в эксплуатации»;

на сумму аморт. отчислений, накопленных за время эксплуатации объекта: Д 02 «Амортизация ОС» К 01 «ОС», субсчет «Выбытие ОС»;

на сумму остат. стоимости: Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 01 «ОС», субсчет «Выбытие ОС».

При выявлении конкретных виновников на сумму рыночной стоимости объекта основных средств делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».

На разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью делаются бухгалтерские записи на счетах:

Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

По мере погашения задолженности виновником ее соответствующую часть списывают:

Д 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

— если производится удержание из зар. платы виновника недостачи

Д 50 «Касса»

К 73 «Расчеты с персонал. по проч. операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

если виновник недостачи вносит сумму недостачи наличными деньгами в кассу предприятия.

По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы недостачи указанная разница списывается бухгалтерскими записями;

Д 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения суда о взыскании с виновных лиц, отражаются бухгалтерскими записями:

Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов».

Одновременно на эти суммы делаются бухгалтерские записи:

Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По мере погашения задолженности делаются бухгалтерские записи:

Д 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»-, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

— если производится удержание из заработной платы виновника недостачи

Д 50 «Касса»

К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

— если виновник недостачи вносит сумму недостачи наличными деньгами в кассу предприятия.

Одновременно с этим делаются бухгалтерские записи:

Д 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»

К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Если конкретные виновники не установлены, недостающие и испорченные основные средства, а также недостачи, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков, отражаются бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Инвентаризация нематериальных активов При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

наличие документов, подтверждающих права налогоплательщика на их использование;

правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском балансе.

Излишки НМА, выявленные при инвентаризации, приходуются. Делаются бухгалтерские записи на счетах:

Д 04 «НМА» К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Недостача НМА отражается следующими бух. записями на счетах бух. учета:

на сумму накопленных амортизационных отчислений: Д 05 «Амортизация НМА» К 04 «НМА»;

на величину остаточной стоимости:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» К 04 «НМА».

Инвентаризация материальных ценностей. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию материальных ценностей не реже одного раза в год и не ранее 1 октября. Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, в присутствии материально ответственного лица, у которого получена расписка в том, что все ценности им оприходованы, а документы сданы в бухгалтерию.

Склады предприятия на период инвентаризации опечатываются. Материальные ценности, поступившие на склад и выдаваемые со склада в период инвентаризации, подлежат регистрации в специальной ведомости под рубрикой «Получено (выдано) со склада в период инвентаризации».

Инвентаризация проводится путем взвешивания, замера, обмера и подсчета материальных ценностей по каждому месту хранения. Выявленные при инвентаризации ценности заносят в инвентаризационную опись, по данным которой затем составляют сличительную ведомость. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта).

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В результате инвентаризации могут быть выявлены:

соответствие фактического наличия материальных ценностей данным учета;

излишки ценностей, которые подлежат оприходованию и включению в состав дохода предприятия;

недостача материальных ценностей;

пересортица.

На сумму излишков делаются бухгалтерские записи на счетах:

Д10 «Материалы»

К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Недостача материальных ценностей списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» бухгалтерскими записями:

Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К10 «Материалы».

При этом по ценностям, которые числятся в недостаче и на которые установлены нормы естественной убыли, рассчитывается недостача в пределах норм естественной убыли.

В случае недостачи, порчи или хищений материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) и до момента

оплаты сумма указанного в первичных документах, при их припухтении, налога на добавленную стоимость и не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, списывается следующими бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета;,

Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство, после оплаты, суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, но ранее уже возмещенные бюджету, восстанавливаются по кредиту счета «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». При этом делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Недостача в пределах норм естественной убыли подлежит списанию на затраты производства, а сверх норм — на материально ответственное лицо.

Для учета расчетов с материально ответственными лицами используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Недостача по вине материально ответственного лица списывается со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», при этом делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Возмещение недостачи материально ответственным лицом осуществляется по рыночным ценам, при этом разница между стоимостью ценностей по рыночным ценам и фактической себестоимостью до момента возмещения учитывается на счете «Доходы будущих периодов», субсчете 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

При возмещении недостачи виновным лицом разница между стоимостью ценностей по рыночным ценам и фактической себестоимостью списывается на увели-4еиис прибыли предприятия:

Д 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

В случаях, когда во взыскании недостачи отказано судом, недостача по вине материально ответственного лица списывается на расходы предприятия бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»

К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.