Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система национальных бухгалтерских стандартов в РФ.






Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется посредством четырехуровневой системы нормативных актов. Каждый из них представлен:

- первый - законами Российской Федерации и указами Президента РФ;

- второй - системой национальных бухгалтерских стандартов - положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

- третий - методическими указаниями, учитывающими отраслевую специфику;

- четвертый - внутренними рабочими документами организации.

Помимо указанных нормативов в российской национальной системе регулирования бухгалтерского учета необходимо отметить Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России, определяющую основополагающие подходы к ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности в Российской Федерации.

Если сопоставлять систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России с системой МСФО, то можно допустить, что российская Концепция является некоторым аналогом главы " Принципы", а ПБУ - некоторым аналогом самих МСФО по различным объектам учета.

В то же время некоторые общие подходы к ведению учета затрагиваются не только в Концепции, но и в нормативах первого уровня, например, Федеральном законе " О бухгалтерском учете в Российской Федерации", и даже в нормативах второго уровня - ПБУ 1/2008 " Учетная политика организации", ПБУ 4/99 " Бухгалтерская отчетность организации" и других. Регламентация бухгалтерского учета основных средств, материально-производственных запасов, затрат на капитальное строительство и некоторых других объектов, по которым имеются индивидуальные международные стандарты, дополняется нормативными документами третьего уровня (инструкциями, методическими указаниями, отдельными письмами Минфина России). Вместе с тем Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности предусматривает разработку новых и обновление ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Следовательно, задачей реформирования бухгалтерского учета является создание системы российских ПБУ, аналогичной системе МСФО.

Некоторые аспекты учета, регламентируемые одним российским стандартом, отражены в нескольких МСФО. Например, правила составления отчетности, изложенные в ПБУ 4/99, рассматриваются в двух международных стандартах: МСФО 1 и МСФО 7. Вопросы учета финансовых вложений, регламентируемые ПБУ 19/02, освещены в МСФО 27, МСФО 28, МСФО 32 и МСФО 39. Некоторые аспекты учета, напротив, регулируются одним международным и несколькими отечественными стандартами. Например, правила учета нематериальных активов, изложенные в МСФО 38, регламентируются двумя российскими стандартами: ПБУ 14/2000 и ПБУ 17/02.

Нельзя поставить знак равенства и между теми ПБУ и МСФО, которые регламентируют учет одних и тех же объектов, например, учет основных средств (ПБУ 6/01 и МСФО 16), запасов (ПБУ 5/01 и МСФО 2) и других объектов. При значительном совпадении ПБУ с аналогичными МСФО отечественные положения не являются полной копией своих международных аналогов, сохраняя по некоторым вопросам существенные отличия от них.

 

5. Содержание основополагающих принципов бухгалтерского учета: денежная оценка, имущественная обособленность, непрерывность, двойная запись, сплошная регистрация фактов хозяйственной жизни, документальное оформление, временная определенность, непротиворечивость, инвентаризация, хронологическая последовательность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой.

 

В соответствии с Законом «О бух. учете» в РФ применяется классическая система ведения бух. Учета, принятая во многих странах. Элементами данной системы являются:

-документирование и инвентаризация (способы первичного наблюдения);

-оценка и калькулирование (способы стоимостного измерения);

-счета бухгалтерского учета и двойная запись (способы текущей группировки);

-баланс и отчетность (способы итогового обобщения фактов хоз. деят-ти). Совокупность указанных элементов составляют метод бух учета. При выборе способов ведения бухгалтерского учета в организации (формировании учетной политики) руководствуются следующими основными допущениями и требованиями (принципами). Необходимо отметить, что применительно к бух учету с целью подчеркнуть разницу между базовыми и основными принципами принято использовать термины «допущения» и «требования», считая «допущения» базовыми принципами, предполагающими определенные условия, создаваемые организацией при постановке бух учета, которые не должны меняться, а «требования» -основными принципами, означающими соблюдение принятых правил организации и ведения бухгалтерского учета. К ним относятся:

Допущения

1) имущественная обособленность организации, т. е. имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников;

2) непрерывность деятельности организации, т.е. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

3) последовательность применения учетной политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от отчетного года к другому;

4) временная определенность фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной деятельности организации, относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выбытия денежных средств, связанных с этими фактами.

Требования

1) Полноты, т.е. отражение в бух учете всех фактов хоз деятельности;

2) Осмотрительности - большая готовность к бух учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);

3) Приоритет содержания перед формой - отражение в бух учете фактов хоз деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

4) Непротиворечивости - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бух отчетности данным синтетического и аналитического учета;

5) Рациональности - рациональное и экономное ведение бух учета исходя из условий хозяйственной деятельности.

деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательств будут погашаться в установленном порядке;

6) последовательность применения учетной политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от отчетного года к другому;

7) временная определенность фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной деятельности организации, относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выбытия денежных средств, связанных с этими фактами.

В лит-ре можно найти около 25 принципов. Уч.принципы должны отвечать 3 критериям: уместности - уместен, если инф-ция имеет смысл и приносит пользоват.-сведения, потребит. информ. об объекте, факте; объективности – объективен, если на данную информацию не влияет личное мнение, или оценки её составителей; осуществимости – осуществим, если его реализация не вызывает слишком больших затрат, или сложностей.

Основные междунар. принципы: пр.денежного измерения; пр. существенности –если сумма составл.> 5% от общ.бал. валюты; пр.непрерывности деят-ти предпр.; пр. имущественной обособленности предпр.; пр. двойственности; пр. учетного периода; пр. консерватизма (осмотрительности); увязки доходов и расходов ПБУ 9, 10; пр. реализации.

 

6. Бухгалтерские документы: составление, обработка и хранение.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым или другим утвержденным формам. При необходимости организация может самостоятельно разрабатывать и утверждать свои первичные документы.

Согласно Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:

Наименование обязательных реквизитов
Наименование, номер, дату и место его составления.
Наименование организации
Содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях
Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Документы должны заполняться четко, разборчиво, в них не допускаются неоговоренные исправления и стирание записей. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и написания правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Лица, составившие и подписавшие документы, обеспечивают своевременное и качественное их оформление, передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся вних данных.Свободные строки в первичных документах обязательно прочеркиваются. Документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

Документы до их записи по счетам предварительно подвергают проверке, приемке и бухгалтерской обработке. Необходимость проверки документов вызвана тем, что многие из них составляют без участия счетных работников.

Проверку и прием документов бухгалтер подтверждает своей подписью.

После бухгалтерской обработки документы передают на хранение вархив. Они переплетаются в папки, на обложке указывают наименование организации, название и порядковый номер, год, месяц и количество листов. При передаче документов в архив и при их уничтожении составляются акты, которые хранятся в архиве.

Для обеспечения своевременности и очередности поступления в бухгалтерию документов главный бухгалтер разрабатывает график документооборота, который утверждается руководителем.

Документооборотомназывается движение документов от момента их составления или получения от других организаций до передачи в архив.

В нем перечисляют все первичные документы, указывают их назначение, количество экземпляров, кто и в какие сроки их составляет, куда и когда представляют каждый документ, кто принимает и обрабатывает представленные документы, какие работы выполняют в бухгалтерии, а также в каких учетных регистрах отражают. График документооборота доводится до сведения всех материально-ответственных лиц, счетных работников и должностных лиц, в обязанности которых входят составление документов, представление их в бухгалтерию и дальнейшая обработка.

 

7. Документооборот: его роль, назначение и организация.

Путь движения документа от момента составления до сдачи в архив называется документооборотом.

Правила документооборота и технологии обработки учётной информации отражаются в составе принятой организацией учётной политики. Для рациональной организации документооборота на предприятии приказом руководителя должен быть утверждён график документооборота. Контроль за соблюдением исполнителями графика осуществляет главный бухгалтер организации.

Поступающие в организацию документы подлежат формальной, арифметической проверке и проверке по существу.

Формальная проверка документов заключается в установлении правильности оформления документов путём проверки полноты заполнения всех необходимых реквизитов, наличия подписи лиц, ответственных за совершение операций, своевременности заполнения и т.д.

Арифметическая проверка проводится для определения правильности арифметических подсчётов (путём подсчёта итогов, проверки правильности осуществления расчётных процедур и т.п.).

Проверка по существу заключается в установлении законности и экономической целесообразности совершённой хозяйственной операции.

Документы, составленные с нарушением установленных требований, не имеют юридической силы и, следовательно, не могут служить основанием для записи в бухгалтерском учёте. Поэтому учётный работник возвращает их для исправления или задерживает до выяснения.

Принятые после проверки документы подлежат дальнейшей обработке в бухгалтерии организации. Обработка документов начинается с таксировки.

Таксировка - это оценка натуральных показателей в денежном (стоимостном) выражении.

После таксировки документы подвергаются группировке. Группировку проводят по однородности содержания хозяйственных операций, а также отдельно по поступлению (приходу) и расходу материальных ценностей, денежных средств. Группировка документов производится в сводных группировочных (накопительных) ведомостях таким образом, чтобы получить необходимые данные для составления бухгалтерских проводок.

Затем производится контировка документов. Контировка документов представляет собой указание корреспонденции между счетами по отражению каждой хозяйственной операции. Ведется она различными способами.

В основном корреспондирующие счета по хозяйственным операциям проставляются на бланках первичных документов, которые имеют для этих целей специальные графы. Для сокращения учетных записей корреспондирующие счета могут проставляться и в сводных регистрах (ведомостях).

После контировки документов, оформленные операции отражаются на счетах синтетического и аналитического учета.

Порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта зависит от формы бухгалтерского учёта.

После отражения данных бухгалтерских документов в учетных регистрах на счетах бухгалтерского учёта, их подбирают в хронологическом порядке, подшивают в папки или переплетают и сдают в архив.

Сроки хранения отдельных документов в архиве устанавливаются нормативными документами. Ответственность за сохранность документов в архиве несут руководитель и главный бухгалтер организации.

Для придания документации юридической силы, они должны быть составлены с соблюдением правил, изложенных в законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и в других нормативных документах.

С помощью документов осуществляется постоянное наблюдение за движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Роль документов важна в процессе оперативного управления хозяйственной деятельностью, осуществления контрольно-аналитических функций.

Особое значение приобретают документы при осуществлении контроля за соблюдением государственной дисциплины, за законностью совершаемых операций. Одной важных форм последующего контроля являются документальные ревизии, проводимые систематически.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.