Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлекторный характер психики






Еще У.Джеймс отмечал, что зависимость душевных явлений от теле­сных стала для людей, немного знакомых с физиологией, почти аксиомой: «Достаточно обратить внимание на то, как быстро может быть уничтожено (поскольку мы можем судить) сознание ударом по голове, обильным кровотечением, эпилептическим припадком, приемом большой доли алкоголя, опиума, эфира или закиси азота (N20); или достаточно указать на то, как легко качественно изменить состояние сознания приемом меньшей дозы одного из этих веществ или вызовом лихорадки, для того чтобы увидеть, в какой степени наш дух зависит от случайных состояний тела. Маленькой задержки в желчном прото­ке, приема слабительного, чашки крепкого кофе в известную минуту достаточно, чтобы совершенно изменить взгляды человека на собствен­ную жизнь». Еще в большей степени это относится к работе мозга. Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию и физиологию чело­века еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические бо­лезни как результат нарушения его деятельности. Существенной опо­рой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболе­вания. У таких больных, как известно, наблюдаются резкие наруше­ния психической деятельности – страдает зрение, слух, память, мышле­ние и речь, нарушаются произвольные движения и т.д. Однако уста­новление связи психической деятельности с деятельностью мозга яви­лось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности.

Мы уже упоминали, что естественнонаучная разработка и обоснова­ние рефлекторной природы всех видов психической деятельности явля­ется заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее великих пред­ставителей – И. М. Сеченова (1829-1905) и И.П. Павлова (1849-1936). В своем трактате «Рефлексы головного мозга» (1863), позднее вошедшем в книгу «Психологические этюды», И. М. Сеченов распрост­ранил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым – на всю психическую деятельность человека. Доказывая, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы», Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за из­лишнюю любовь к родине, создает ли Ньютон мировые законы пишет ли их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение». Это была первая попытка рефлекторного понимания психики. И хотя противни­ки Сеченова утверждали, будто он свел все богатство душевной жизни к дрожанию мышц, его выводы были абсолютно другими. Он не ставил знак равенства между психическим актом и рефлексом, а говорил о сходстве в их строении.

Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено (1) – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено (2) – процессы возбуж­дения и торможения в мозгу и возникновение на этой основе психичес­ких состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. д.) и – конечное звено (3) – внешние движения.

При этом. Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые явля­ются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса. Поло­жение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важ­ное значение для научного понимания психической деятельности. Пси­хическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних влияний, ни от действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием: если бы это было так, психические явле­ния не имели бы никакого реального жизненного значения».

Последовательно анализируя психические явления, И. М. Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторные акт, в цело­стный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируе­мый головным мозгом человека. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший для материалис­тической психологии вывод об определенности, причинной обусловлен­ности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Он писал: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна». При этом Сеченов предупреждал против упрощенного понимания действия внешних условий. Он неоднократно отмечал, что здесь имеют значение не только внешние наличные воздействия, но и вся совокупность испытанных человеком предшествующих воздействий весь его прошлый опыт. Таким образом, И.М. Сеченовым было показа­но, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его есте­ственного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения).

В чем же заключается роль психических процессов? Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психическое является регулятором ответ­ной деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответству­ющих отделов мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается ин­формация о внешнем мире. Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия, т.е. психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, вообра­жение). Таким образом, И.М.Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

Свое развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный прин­цип деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его школы. И.П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания Се­ченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы, создал новую область науки – физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

Между воздействующими на организм раздражителями и ответными реакциями организма образуются временные связи. Их образование есть важнейшая функция коры головного мозга. Для любого вида пси­хической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическим механизмом. Психические про­цессы не могут возникнуть сами по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических про­цессов и любой временной связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, сле­довательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызы­ваемая воздействием предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является есте­ственнонаучным фундаментом материалистического понимания психиче­ских явлений.

Признание важнейшего значения временных нервных связей как физиологического механизма всякой психической деятельности не озна­чает, однако, отождествления психических явлений с физиологически­ми. Психическая деятельность характеризуется не только физиологи­ческим механизмом, но и ее содержанием, т. е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Вся совокупность взглядов И.П. Павлова на закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой именуется учением о двух сиг­нальных системах. Образ предмета является для животного сигналом какого-то безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведе­ния по типу условного рефлекса. Как уже говорилось, условный реф­лекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, лампочка) сочетается с действием безусловного раздражители (пища), в результате чего в головном мозгу возникает, временная, не­рвная связь между двумя центрами – зрительным и пищевым и две деятельности животного – зрительная и пищевая оказываются объеди­ненными. Зажигание лампочки стало сигналом кормления, выбывающим слюноотделение. В своем поведении животные руководствуются сигна­лами, которое были названы И. П. Павловым сигналами первой сиг­нальной системы («первые сигналы»). Вся психическая, деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.

У человека сигналы первой сигнальной системы тоже играют важ­ную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой у челове­ка, имеется вторая сигнальная система. Сигналами второй сигналь­ной системы являются слова – «вторые сигналы». При помощи слов могут быть замещены сигналы первой сигнальной, системы. Слово мо­жет вызывать те же действия, что и сигналы первой сигнальной систе­мы, слово – это «сигнал сигналов».

Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, созна­ние есть высший продукт особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется посредством мно­жества телесных специальных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят планы пове­дения и контролируют его, третьи – приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную жизнедеятельность че­ловека в любых условиях окружающей среды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.