Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная психология и ее место в системе наук






От того, какое место отводится психологии в системе наук, во мно­гом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, – понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторической период, на­глядно свидетельствовало и об уровне развития психологических зна­ний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достиже­ния ряда других областей научного знания, является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех (или, во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является чело­век. Известный отечественный психолог Б.Г.Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, доказав, что психология призвана интегриро­вать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

В конце XX века общепринятой считалась нелинейная классифика­ция, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражала много­плановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Схема Б.М.Кедрова имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философс­кие. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и ме­тода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом пси­хологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

Говоря о связи психологии с названными науками, следует отметить, что основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются пси­хические свойства личности. Психика, как отмечалось выше, есть от­ражение объективной действительности, и потому изучение психологи­ческих законов означает, прежде всего, установление зависимости пси­хических явлений от объективных условий жизни и деятельности челове­ка.

В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они ни были, служат система временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека – регулировать и направлять его дей­ствия, влиять на отражение человеком объективной действительности.

Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психичес­ких явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология, как, известно, занимается механизмами, осу­ществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности – механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуще­ствляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания только физиологии совершенно недоста­точно.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и, внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер). Как уже говорилось, естествен­нонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная те­ория (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, а также работы крупнейших советс­ких физиологов: Л.А. Орбели, П.K. Анохина, К.М. Быкова, Н.И. Крас­ногорского, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психо­логии оказали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся усло­виям среды, понять происхождение высших форм психической деятель­ности из низших.

Психолог должен достаточно отчетливо представлять, различия в существовании растений и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного суще­ствования, предъявляющего неизмеримо большие требования к актив­ной ориентировке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования между миром насекомых и высших позво­ночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособ­ления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения жи­вотных, а всякая попытка понять сложные формы психической дея­тельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере, не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, эко­номикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводят к постановке проблем по существу психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, законо­мерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологи­ческого климата, без исследования психологических свойств и особен­ностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д. Короче говоря, в исследованиях социальных процес­сов возникает необходимость учета психологических факторов. Психо­логические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, а напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической жизнедеятельности человека возни­кают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложив­шейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в фор­мировании поведения животного играют биологические условия суще­ствования, то такую же роль в формировании поведения человека игра­ют условия общественной истории. Современная психологическая на­ука, изучающая специфические человеческие формы психической дея­тельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полу­ченных от общественных наук, обобщающих основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психоло­гии обрести прочную научную основу.

Особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Ра­зумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить. Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной по­мочь учителю. В развитии всех областей педагогики (в общей теории, дидактике, частных методиках, теории воспитания) возникают пробле­мы, требующие психологического исследования. Знание закономернос­тей протекания психических процессов, динамики, формирования зна­ний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение со­держания образования на разных ступенях обучения, разработка наи­более эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии: чему учить современного школьника? Что и как от­бирать из огромной массы информации, которая накапливается нау­кой, для школы? Именно психология, должна определить, каковы воз­можности и резервы психического развития человека на разных возра­стных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям раз­вивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способ­ностей, потребностей, мировоззрения и т. д.

В последнее время все теснее становятся связи психологии с техни­ческими науками, которые, с одной стороны, благодаря своему разви­тию позволяют моделировать протекание психических процессов, а с другой стороны, должны учитывать психические возможности челове­ка, его способности правильно оценивать состояние технических сис­тем, воспринимать поступающую от них информацию и на основе этого успешно управлять современной техникой.

Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, техническими, естественными и социальными науками.

Связи психологии с другими науками не линейны. Что-то беря из них психология сама привносит в них свое понимание сущности чело­века. Более того, наиболее важные исследования невозможны без взаимодействия всех наук о человеке. Например, как создать искусствен­ный интеллект без использования знаний медицины, новейших техни­ческих изобретений, не опираясь на философское понимание жизни и прочее. То же самое можно сказать о клонировании человека. Но необхо­димо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет ориентацию на свой предмет, исходит из своих теоретичес­ких принципов и использует свои оригинальные методы исследования этого предмета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.