Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи современной психологии






Научно-технический прогресс общества вызвал бурное развитие пси­хологической науки, обусловленное многообразием теоретических и прак­тических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психо­логических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, не­прерывно являются новые гипотезы и концепции, психология обогаща­ется новыми эмпирическими данными. Б.Ф.Ломов в книге «Методоло­гические и теоретические проблемы психологии», характеризуя совре­менное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «…резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории» (с. 4).

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень слож­ности, – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до специфики взаимодействия на­ций и народностей или отношений; человека с окружающей природой. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений и накоплению фактов. Вряд ли можно считать, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это и есть задача психологии. Гораздо важнее раскрыть сущность изу­чаемых явлений и, опережая устоявшуюся практику, наметить новые пути, обеспечить широкий поиск нового. Благодаря этому появляется возможность решения педагогических задач. Например, формирования у населения таких качеств мышления и таких способностей, которые обеспечивали бы возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса и даже опережать его.

В познании сущности психических явлений важнейшей задачей является отработка и уточнение категориального аппарата психологии. Б.Ф.Ломов, отмечая основные базовые категории психологичес­кой науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и в то же время несводимость их друг к другу. Им были проанали­зированы, следующие базовые категории психологии: категория отра­жения, категория деятельности, категория личности, категория обще­ния, а также понятия, которые по уровню всеобщности можно прирав­нять к категориям, – это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств че­ловека, соотношения биологических и, социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

Если первоначально психология была преимущественно теоретичес­кой наукой, то в настоящее время ее роль в общественной жизни существенно, изменилась. Она все более становится областью особой про­фессиональной практической деятельности в системе государственного управления, образования, промышленности, медицины, культуры, спорта и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого «человеческого фактора». В дан­ном случае под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявля­ются в их конкретной деятельности.

Не будем перечислять здесь все задачи, поставленные в настоящее время перед психологией общественной практикой, – их число огром­но, ибо везде, где есть люди, есть и задачи, решение которых связано с учетом «человеческого фактора»; остановимся только кратко на значе­нии психологии в понимании развития психики ребенка. Во всех звень­ях системы образования (дошкольное образование, младшая, средняя, старшая общеобразовательная школа, среднее специальное образова­ние, высшая школа) возникают проблемы, адресованные психологии. Педагоги ставят перед психологией следующие задачи: определить ос­новные закономерности развития психики, и личности- человека на каждом возрастном этапе, выяснить механизмы социализации и профессионализации развивающейся личности; исследовать психологические причины отклонений в психическом развитии личности; разрабо­тать новые методы точной диагностики развития личности и проч.

Исследование практически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойств личности, направ­ленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и вос­питания.

Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологи­ческой наукой, привело к идее создания разветвленной системы психо­логической службы в учреждениях образования. В настоящее время представители данной службы есть в любом учреждении образования, на любом уровне их функционирования. Именно психологическая служба выступает проводником теоретических разработок и идей, связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.