Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура современной психологической науки






Внутри самой психологической науки как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которы­ми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология исоциальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача обстоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общие психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это – человек, его психи­ческие процессы, состояния и свойства.

Особенности развития психологического знания зависят не только от связей психологии с другими науками. Не в меньшей степени они опре­деляются возрастающими потребностями общественной практики. Как известно, прежде психология была преимущественно теоретической (ми­ровоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познаватель­ную роль, она все более становится и областью профессиональной прак­тической деятельности в промышленности, государственном управле­нии, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т.д. Очевидно, что без учета «человеческого фактора» не обойдется ни одна сфера деятельности, но везде она имеет свою специфику: в подборе эки­пажа космического корабля используются несколько иные критерии, чем при комплектации спортивной команды.

Поэтому современная психологическая наука представляет собой весьма разветвленную систему более 40 относительно самостоятель­ных научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формиро­вания и связанных с различными областями практики. Классифици­ровать отрасли психологии можно лишь достаточно условно, так как, скажем, военному психологу необходимо учитывать и техническую оснащенность армии, и отношения в воинском коллективе и патриоти­ческое воспитание и проч. Поэтому для удобства в основу классифика­ции отраслей психологии можно положить те же направления и от­расли знаний, которые рассматривались выше как истоки психологи­ческой науки. На этом основании можно выделить следующие, отрасли психологии.

Прежде всего, необходимо, отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает общая психология. Она не является вет­вью психологической науки, которую, можно поставить в один ряд с другими; это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией. В задачи общей психологии входит разработка проблем методологии и истории психологи, теории и методов исследования наиболее общих законов, возникновения, развития и бытия психических явлений. В курсе общей психологии дается научное представление об общих теоретических прин­ципах и важнейших методах психологического изучения человека, ха­рактеризуются основные научные понятие психологии. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Системное представление о процессах, возникающих в ходе взаимо­действия людей в различных организованных и неорганизованных сообществах, дает социальная психология. Вее структуру входят отрас­ли, связанные с взаимодействием людей, такие как, психология ма­лых групп, объясняющая явления, возникающие при непосредствен­ном контакте людей в таких группах, как семья, ученический класс, воинский коллектив, трудовая бригада и проч., этнопсихология, ана­лизирующая взаимоотношения различных наций и народностей. Кроме того, сюда входят отрасли, изучающие особенности воздействия на лю­дей: психология управления, психология воспитания и проч.

Отдельную ветвь отраслей психологии реализует направление, связанное с психологическими аспектами развития. В рамках психологии развития можно выделить следующий ряд отраслей психологии:

Возрастная психология изучает, как происходит развитие различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и психология ста­рения, или геронтопсихология.

Психология аномального развития, или специальная психология, изучает отклонения в процессе развития психики и имеет такие отрасли, как олигофренопсихология (психология развития лиц с дефектами мозга), сурдопсихология (психология развития лиц с дефектами слу­ха), тифлопсихология (психология развития слабовидящих и незря­чих). Сравнительная психология исследует филогенетические формы пси­хической жизни, устанавливая сходство и различие в психике человека и животных. Психология духовной жизни занимается вопросами возникновения и развития различных форм общественного сознания. В ее рамках сфор­мировались такие направления, как психология религии, психология образования, психология культуры, психология научного и художе­ственного творчества, психология досуга, психология СМИ и проч. Так, например, психология образования занимается такими проблемами, как разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способ­ностей и склонностей, подготовка преподавателей и применение прин­ципов обучения в классе.

Психология труда изучает психологические особенности профессио­нальной деятельности, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с теми самостоя­тельными отраслями психологической науки и определяются отдельны­ми отраслями человеческой практики от авиационной и космической до медицинской и юридической психологии. Так, педагогическая психо­логия направлена на изучение психологических закономерностей обу­чения и воспитания человека. К ее разделам относятся психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психо­логия учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты профес­сиональной деятельности врача и его взаимоотношения с пациентами. К разделам или узким отраслям медицинской психологии можно отнес­ти нейропсихологию, изучающую взаимосвязь неврологических процес­сов и поведения; психофармакологию, изучающую психологические эф­фекты лекарственных средств; психотерапию, изучающую и использую­щую специальные методики и процедуры, оказывающие лечебное дей­ствие на любое психическое расстройство; психопрофилактику и психо­гигиену.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отрас­лей: судебную, криминальную, пенитенциарную (исправительную) пси­хологию. Можно также выделить достаточно разработанные и успешно разви­вающиеся разделы психологии труда: психологию спорта, торговли, военную психологию и проч.

Из всего сказанного можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Важно отметить, что эта пано­рама включает задачи разного масштаба – от исследования восприя­тия человеком показаний прибора до изучения массовидных психичес­ких явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и, в частности, в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоле­ние межличностных конфликтов и др.). И это естественно, поскольку, эти проблемы так или иначе касаются человека, а следовательно, в таком случае нас неизбежно в первую очередь интересует его психика.

Всю совокупность основных психологических понятий, изучаемых различными разделами психологии, можно разделить на четыре основ­ные категории: психические процессы, психические состояния, психи­ческие образования и психические свойства, или особенности личности.

Разделение психологических явлений на процессы, свойства, образо­вания и состояния достаточно условно, так как длительное течение процесса ведет к тому, что он становится образованием или состоянием данного организма, а (некоторые состояния не существуют иначе, как в форме процессов. Поэтому трудно определить, является состоянием или процессом, например, тревожность, рассеянность, собранность, активность и проч. Или, скажем, такой психологический факт, как стремле­ние, т.е. осознанно влечение к цели, может быть охарактеризован и как психический процесс, имеющий последовательную смену фаз и ста­дий, и как психическое состояние, обладающее характеристикой пси­хической деятельности за определенный период времени, и как прояв­ление волевых особенностей (целеустремленность, настойчивость) чело­века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.