Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые нормы – нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе.






Диффузная группа – группа незнакомых людей, случайно объединенных на короткий промежуток времени (оказавшихся в одном пространстве в одно и то же время, так как имеют одну цель).

Коллектив – высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются общей деятельностью, а сама групповая деятельность имеет значение не только для каждого члена группы, но и для всего общества.

Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

Конформизм – изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Корпорация – это организованная группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. Корпорация характеризуется замкнутостью структуры, подчинением групповой морали, отказом от собственных индивидуальных интересов, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

Лидер – личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Малая группа – это небольшая по размеру общность людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Нереферентная группа – группа, которая вызывает у индивида неприязнь, психологию и поведение членов которой он осуждает и отрицает.

Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний.

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с определенным эталоном.

Ролевая структура малой группы – это совокупность отношений между индивидами. Наиболее важной составляющей данной структуры является распределение групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.

Социальная ингибиция – тенденция осуществлять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы).

Социальная роль – способ поведения субъекта, который отвечает принятым нормам поведения в соответствии с его статусом.

Социальная фасилитация состоит в том, что присутствие других людей во время выполнения личностью деятельности улучшает результат (при выполнении знакомой или простой работы).

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Социометрическая структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам социометрического теста.

Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния.

Структура функциональных связей, то есть отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структурой эмоциональных связей или межличностных отношений.

Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Дайте определение малой группе, назовите ее основные качественные признаки.

2. Почему люди объединяются в малые группы? Назовите основные механизмы образования малых групп (формальных и неформальных).

3. По каким критериям классифицируют группы? Охарактеризуйте вашу учебную группу по нескольким критериям.

4. Какие группы могут выступать в качестве референтных и каковы критерии выбора человеком референтной группы? Приведите примеры негативной референтности малой группы.

5. Какие уровни развития групп выделяет психология? Какому уровню развития соответствует ваша группа?

6. Чем отличается коллектив от корпорации в психологическом значении этих терминов?

7. Какие этапы проходит группа в своем развитии?

8. Что такое социально-психологический климат коллектива?

9. Что входит в понятие структуры группы? Чем отличается формальная структура группы от неформальной?

10. Дайте характеристику социометрической структуры группы. О чем свидетельствует наличие «изолированного» в коллективе?

11. Что такое групповые роли? Охарактеризуйте роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки.

12. Охарактеризуйте основные элементы групповой структуры.

13. Каково содержание понятий «социальный статус» и «социальная роль»? Какие социальные роли выполняете вы?

14. Какие динамические процессы протекают в группах?

15. Что оказывает влияние на сплоченность группы?

16. В чем отличие конформизма и внушаемости? Чем отличается внутренняя и внешняя конформность?

17. Какие характеристики личности и группы способствуют проявлению конформизма? Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе?

18. Что такое нонконформизм? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?

19. Что является противоположностью конформизму и нонконформизму?

20. Приведите примеры феноменов социальной фасилитации и ингибиции. Дайте объяснение эффектов данных феноменов. Какие характеристики человека в процессе его деятельности в присутствии других людей улучшаются и ухудшаются?

21. Приведите примеры положительных и отрицательных воздействий группы на личность.

22. Охарактеризуйте типы взаимоотношений в коллективе.

23. Какими положениями определяются различия влияния лидерства и формального руководства на деятельность группы?

24. Из каких компонентов складывается общее лидерство в группе? Какой лидер считается лучшим?

25. Охарактеризуйте известные вам теории происхождения лидерства.

26. Какие типы лидеров выделяют согласно психоаналитическому подходу?

27. Охарактеризуйте основные стили руководства. Каковы их преимущества и недостатки?

28. Какой стиль руководства является наиболее эффективным в обычных условиях (в стабильном, устоявшемся коллективе), в критических ситуациях?

29. Охарактеризуйте составляющие структуры личностно-деловых характеристик руководителя. Какие технологии входят в «технологию личного обаяния»?

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Задание 1. Выберите одну из групп, к которой вы принадлежите; это может быть дружеская компания, учебная группа и т.д. Опишите и проанализируйте структуру этой группы. Проиллюстрируйте ее на конкретных примерах.

 

Задание 2. Приведите примеры того, как социальная роль искажает восприятие качеств человека, выполняющего эту роль, из повседневной жизни или из СМИ.

 

Задание 3. Прокомментируйте утверждение Р. Кратчфилда: «Тенденция к конформности – фундаментальное свойство личности».

 

Задание 4. Приведите примеры изменения поведения, установок, убеждений и др. из повседневной жизни под влиянием группы и группового давления. Приведите примеры того, как поведение членов группы отличается от обычного индивидуального поведения входящих в нее людей. Какие средства воздействия и давления использовала группа?

 

Задание 5. Определите с помощью психологического теста основные тенденции Вашего поведения в группе.

 

Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон)

Цель исследования – изучение представлений человека о себе, определение основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимости, независимости, общительности, необщительности, принятия " борьбы", " избегания борьбы".

Инструкция к тесту. Прочитайте утверждения. Соотнесите, насколько они относятся к вам («да», «нет», «сомневаюсь»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.