Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые информационные технологии






 

К ИС, связанным с юридической поддержкой бизнеса и конкретной производственной деятельностью предприятия, относятся:

1) информационно-поисковые справочные и консультационные юридические системы;

2) документационные системы, отражающие отдельные стороны документооборота организации (по заключённым договорам и их движению, трудовым контрактам, организационно-распорядительным актам руководства организации и пр.);

3) системы, отражающие текущую оперативную деятельность (аудиторские, криминалистические, социально-статистические и др.);

4) идентификационные системы, а также подсистемы в комплексных ИС, ориентированные на конкретную прикладную сферу.

Информационно-правовая система - автоматизированный банк данных правовой информации, устанавливаемый на ПК и способный с помощью специального программного комплекса выполнять различного рода поисковые функции (поиск актов по названию документа, дате принятия, виду нормативного акта и т.д.).

Современные информационно-правовые системы состоят обычно из собственно программной оболочки и подключаемых к ней различных баз данных (например, по отраслям права). Информация, содержащаяся в информационно-правовой системе, носит неофициальный характер; ее можно использовать только как справочную.

Правовую информатику можно определить как отрасль знания о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, об их автоматизации, принципах построения и методах использования ИС, создаваемых для повышения эффективности юридической деятельности и решения частных правовых задач.

Значительный интерес к правовой информатике связан с объема­ми правовой базы и динамичностью ее развития. Внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности определяет специаль­ные требования к структуре информации для обеспечения удобства работы с ней и облегчения ее поиска.

Существенную помощь в поиске оказывают автоматизированные системы. В качестве поисковых атрибутов могут быть использованы как типовые поисковые атрибуты, использовавшиеся для неавтоматизированного варианта поиска, так и специальные, возможность применения которых предоставляют именно компьютеризированные системы, что прежде всего связано с объемами обработки поисковой информации.

При наличии большого числа сведений или документов создают­ся фактографические информационно-поисковые системы и базы данных, а также базы знаний. Автоматизированные системы значи­тельно сокращают время поиска, обеспечивают оперативность полу­чения и обработки информации, ускоряют принятие управленческих решений.

 

Основные понятия ЮИС

 

В правовой сфере развит устойчивый интерес к информационно-поисковым системам. Это прежде всего фактографические системы по законодательным и нормативным актам. Как инструмент законотворчества представляют также интерес базы знаний.

Типовыми неавтоматизированными информационными система­ми являются библиотечные, промышленные, патентные каталоги, каталоги стандартов, словари, справочники, энциклопедии. Опыт работы с этими информационными объектами помогает при проведении аналогий. В этих системах в качестве поискового критерия используются поиск по индексу рубрики, лексикографический (алфавитный) поиск, поиск по ключевым словам в наименовании или в тексте документа.

Особенно следует отметить форму представления поисковой ин­формации. Информация может быть представлена в виде адреса дальнейшего поиска (например, шифра в библиотеке), реферата, полномасшта6ного текста документа на экране, в виде твердой копии (после печати документа на принтере), видеообраза или звукового образа при использовании технологии мультимедиа.

Постоянно возрастающее количество правовых документов, динамизм их обновления, недостаточная согласованность отдельных правовых актов определяют потребность практического использования информационно-поисковых систем (ИПС). Можно выделить правовые ИПС по законодательству, по классификации правовых норм и прецедентов в отдельных приложениях (например, экономических, гражданских, уголовно-процессуальных) и др.

Особое место среди правовых ИПС отводится справочным системам по законодательным и основным распорядительным государственным актам. Учитывая количество таких актов, отдельные сис­темы (при одинаковых принципах построения) имеют специализированные наполнения, которые ориентированы на определенную предметную область. Повышенным вниманием в последнее время пользуется финансовая, в частности банковская, сфера.

Законопослушный гражданин должен иметь возможность опера­тивно получать нормативные документы, осознавать правовые нор­мы и принимать их к выполнению. Спрос определил потребность в коммерческих компьютеризированных информационно-справочных юридических системах. Благодаря таким системам пользователь по­лучает возможность быстро получить подробную информацию по интересующим его правовым вопросам.

На рынке программной продукции наиболее заметны следующие правовые ИПС: АРМ «Юрист», «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», «ПРАВО».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.