Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие бога у Спинозы






Бог = Природа = Субстанция (так он понимал Бога)

Учение Спинозы о боге имеет множество интерпретаций. Лев Ш е стов называл Спинозу «убийцей Бога». Александр Введенский писал, что в философии Спинозы понятие Бога отсутствует. Соловьев – Спиноза разделял понятие Бога с религиями востока и даже, в значительной мере, с христианством.

Бог Спинозы это безличное начало. Он – универсальный порядок и закон бытия, всеобщая конституция бытия. Бог не нуждается в восхвалениях, жертвоприношениях и молитвах, а требует, чтобы человек деятельно усовершенствовал свой интеллект, и отношения с другими людьми. Храм этого бога вся вселенная, а его жрецы, священники – все мыслящие существа, обладающие интеллектом и испытывающие любовь к познанию.

В своем рационализме Спиноза последователь Р. Декарта.

Специфика философии – деизм, применение открытого Декартом рационалистического метода к Библии и создание библейской критики.

Лейбниц (1646-1716)

Он был однозначным и абсолютным рационалистом, но его рационализм сочетается с объективным идеализмом. Он самая выдающееся и разносторонняя личность во всей Европе. Крупнейший энциклопедист и авторитетный ученый математик, метафизик (чистое рассудочное умозрение), теолог (в центре теологии проблема теодицеи (богооправдания), «мы живем в лучшем из миров»). Был по наследству профессором философии в Лейпциге. Отец умер в 8 лет, но оставил огромную библиотеку. Самостоятельно освоил латинский и греческие языки. В 15 лет поступил в Университет. В 1668 поступил в общество розенкрейцеров. В 1697 году встретился с Петром I, это знакомство так повлияло на Петра, что тот приступил к созданию в Санкт-Петербурге Академию наук. Лейбниц был первым гражданским лицом Германии, которому поставили памятник.

Основой философии Лейбница является понятие монады (monos – один), т. е. некоторой единицы. Монада не только единичный атом, а в ней содержится залог развития всей вселенной (умная монада). В античном атомизме нет идеи развития, а у Лейбница есть. «В каждой монаде, в потенциале, свернута целая вселенная». Разум человека – это тоже монада. Учение Лейбница о пространстве и времени оказало огромное влияние на Канта в утверждении о субъективности пространства и времени, которые являются способами восприятия монады (человека, как духовной субстанции). Ввел бинарную систему счисления (0 и 1).

27. Немецкая классическая философия: Гносеология И. Канта.

Эммануил Кант (1724-1804)

Родился и умер в Кёнесберге. Он создатель научного и философского мышления. Он создал абсолютно универсальную систему, где философия обосновывает науку. Он апологет науки. Павел Флоренкий писал, что Кант заменил в философии обоснование религии обоснованием науки. Климент Александрийский: «философия – служанка религии». В 1786 году (в 62 года) стал ректором. Кант явился в философии великим создателем систем. По этому пути впоследствии пошли Шеллинг, Фихте, Маркс.

2 периода:

1. до критический

2. критический

В до критический период он выступал в русле традиционного естественно-научного материализма. «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755 - главная книга этого периода. Здесь он выступил последователем Ньютона (обосновывается гелиоцентрическая картина мира…). «Дайте мне материю и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир» писал Кант. Космогоническая теория происхождения вселенной абсолютно не совместима с библейской теорией о творении ex nihilos. Он читал в университете более 40 спецкурсов.

2 период творчества подарил нам оригинального философа, создателя особой философской системы критицизма. 3 главные книги Канта начинаются со слова «критика»

1. Критика чистого разума

2. Критика практического разума

3. Критика способности суждения

Главным источником философии Канта был протестантизм, рационализирующий исходные положения Лютеровской реформации. Учение Канта и Гегеля без реформации невозможно, они превзошли Фому Аквинского.

Теория познания Канта («Критика чистого разума»)

Сам Кант писал, что совершил переворот, аналогичный Копернику. В философии его вклад стал называться «коперниканским переворотом Канта». Коперник утвердил гелеоцентрическую Катрину мира в противовес геоцентрической. До Канта вся философия была субстанциональна, после стала субъективисткой (основой философии является субъект). До Канта, знание обосновывалось онтологически, мышление определялось тем, что оно мыслит. Кант еще более укрепил дуализм субъекта и объекта. Вся философия Декарта – онтологическая метафизика, а Канта гносеологический дуализм. Познание абсолютизирует субъект познания. Вся теория познания – анализ свойств познающего, деятельного субъекта. Он впервые определил познание как деятельность. Не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта становится главным фактором познания. Кант начинает с анализа познающего субъекта. Выделяется два уровня:

1. эмпирический – индивидуальные особенности познающего человека

2. трансцендентальный – всеобщие определения человека, как такового.

Объективность знания обуславливается структурой трансцендентального субъекта, который есть надындивидуальное, высшее начало в человеке. Задачей Канта является исследование трансцендентального субъекта, т. е. исследование природы человеческого разума и его границ. XVII-XVIII века – эпоха культа научного разума. Начало положили этому Бекон, Декарт, Лейбниц и французские просветители. Все вместе они положили общую просветительскую идеологию, утверждающую, что возможности человеческого познания безграничны. Суть философии просвещения заключается в популяризации в массах этой идеологии. Кант первый сказал, что пределы научному познанию существуют. Его книга «Критика чистого разума» - ответ на просвещенческий оптимизм. Критика, по Канту, не просто неприятие, а выявление границ человеческого познания. Это исследование, анализ возможностей. Чистый разум – разум теоретический. Он подводит итог всей чисто метафизической философской традиции идущей от еще Платона, утверждая ее ограниченность. Идеал Канта – синтез чувственности и рассудка, эмпиризма и рационализма. Он первым увидел и осознал ограниченность двух главных направлений философии нового времени: рационализма Р. Декарта и эмпиризма Ф. Бекона. Критицизм Канта – попытка синтеза; он хочет опереться не только на умозрительную традицию, но и на результаты научной революции, достижения математического естествознания. Это ответ не только на рационализм и эмпиризм, но и на научную революцию Исаака Ньютона («гипотез не измышляю» - отвержение метафизики). Метафизика, по Ньютону не научна, а Кант обосновал это утверждение. Учение о душе, ее бессмертии, учении о Боге, доказательства бытия Бога – части метафизики. Критика традиционных доказательств бытия Бога органично входит во всю антиметафизическую установку философии Канта. Способ – исследование границ человеческого разума. Кант критиковал платоно-аристотелевское рациональное умозрение и называет «догматическим». Свой метод познания называет трансцендентальным или критическим. Не признавал и рационализм Декарта, Лейбница. Отвергал в частности принцип гармонии Лейбница (залогом совпадения человеческого знания о предмете и предметом, является предустановленная гармония). Если у Лейбница и Декарта Бог выступает некоторым залогом, основанием, то по Канту залога этого нет, а гарантом истинности познания выступает сама деятельность субъекта познания. Величайшее открытие Канта состоит в том, что в основе познания лежит не созерцание умопостигаемой сущности предмета, а деятельность человеческого разума по его (предмета) конструированию. У Декарта чувственное познание – низшая форма, по сравнению с разумным, у Канта научное знание – синтез чувственности и рассудка. «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты» говорил Кант. «Мы можем познать только то, что сами создали».

В основе коперниканского переворота лежит деятельность субъекта выступает как основание, а субстанция как следствие. В основе познания лежит деятельность разума по конструированию предмета познания. Мы можем познать только то, что сами создали.

3 уровня познания: чувственность, рассудок и разум.

Чувственное познание низшее, разумное познание высшее. Разум ставит цели рассудку. Любое научное знание – синтез рассудка и чувственности. Природа – совокупность и связь явлений, а явления – продукт деятельности нашего рассудка. До Канта, гарантом достоверности познания был Бог (Р. Декарт), у Канта акт самосознания – «я мыслю» становится основой и называется трансцендентальным единством апперцепции (самосознания). «Понятием «трансцендентальное» охватывается все имманентное (присущее – прим. мое) сознанию. То, что может быть познано и действительно – познается». «Я называю трансцендентальным всякое познание занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможно a priori (доопытно – прим. мое)». «Познание начинается с чувств, выходит к рассудку, заканчивается в разуме». «Трансцендентное» - то, что существует вне сознания, не доступно ему и не познаваемо.

Априорные суждение – суждения доопытные.

Апостериорные суждения – те, что выносятся на основании опыта.

Аналитические суждения – суждения, в которых предикат содержится в субъекте, они не сообщают нового знания.

Синкретические суждение сообщают новое знание, не содержащееся в субъекте.

«Все аналитические суждения априорны». Синтетические суждения могут быть как априорными, так и апостериорными.

Кант ставит вопрос: как возможны синтетические суждения a priori или возможна ли метафизика в качестве науки? Прежняя, старая метафизика не имеет научного статуса. Кант пытается создать новую, трансцендентальную метафизику, которая на этот статус может претендовать. Кант выступает в роли разрушителя всей метафизической традиции как, по сути, бессмысленной. Именно такой вывод делают его последователи.

Главное понятие открытое Кантом – вещь в себе или вещь для себя. Вещь в себе воздействует на чувственность человека, но чувства имеют индивидуальный характер, необходим рассудок, рассудок – это мышление, оперирующее понятиями. Разум – то, что ставит цели рассудку. Разум имеет тенденцию выходить за пределы опыта и это ведет к неразрешимым противоречиям, так называемым антиномиям. Их несколько:

1. мир конечен, мир бесконечен.

2. в мире необходимо существует Бог (необходимая причина) и в Нем нет необходимости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.