Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафизика Б. Спинозы. Учение о субстанции






Целью своей философии Спиноза считал достижение человека душевного равновесия и радости. Познание – средство. Цель познания – познание своей природы и места во вселенной. Нужно познать природу, бытие как таковое. Познание природы приводит Спинозу к бесконечной субстанции, которая есть причина самой себя (cá usa sui). Каждая конечная вещь в мире – частное проявление безграничной субстанции. Субстанция есть мир или природа в самом высшем смысле этого слова. Субстанция только одна (здесь Б. Спиноза полемизирует с Р. Декартом, у которого было две субстанции (духовная и материальная)). Субстанция может быть одна, т. к. две ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции. Две сотворенные субстанции Декарта – материальное и духовное у Спинозы превращаются в атрибуты одной субстанции. Вообще атрибутов очень много, но человеку известны лишь протяжение и мышление. Они – реальные действующие силы субстанции. Субстанция не только природа, но и бог. Бог – единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих его сущность. Такая трактовка имеет своим истоком Каббалу. Там тоже рассматривается отношение бога к его эманациям. Там тоже бесконечное божество близко Спинозе пантеизмом. Самым главным определением философии Спинозы является пантеизм. Бог Спинозы – не бог личность. Ему нельзя приписать никаких личных свойств, в том числе воли. Он подчинен лишь собственной природе и поэтому свобода тождественна необходимости. «Свобода – это осознанная необходимость». Он придерживался детерминизма (учения о всеобщей необходимой причинно-следственной обусловленности). В мире Спинозы все детерминировано. Бог Спинозы – не трансцендентный Бог христианского богословия, не Бог теизма. В боге есть 2 аспекта – природа творящая (natú ra naturá ns) и природа сотворенная (natú ra naturá ta).

Первая – бог и его атрибуты. Вторая – мир различных проявлений (modus) природы. В царстве модусов господствует абсолютный детерминизм, исключающий свободу воли и случайность. Человечек познает себя, как частный модус бога. Тот, кто познает себя и свои аффекты ясно и отчетливо – любит бога. Эта есть интеллектуальная любовь к богу, которая противопоставляется молитвенной. Человек не может ожидать от бога ответной любви.

Спиноза отождествляет душу с частицей мысли бога. Чем больше человек постигает свое место в природе и боге, тем большая часть его души достигает бессмертия.

Политическая философия Спинозы. Она вытекает из его общей рационалистической установки. Лучшая форма правления должна быть основана на принципах разума, т. е. республика, в которой возможна свобода совести. «Вера – личное дело каждого». Спиноза категорический противник теократии (власти Бога на земле). Теократический режим – замаскированное господство людей. Спинозу считают основоположником библейской критики. Он пытался найти в тексте Библии свидетельство того, что она не является Откровением Бога, превосходящим силы человеческого разума. Она не содержит доказательств бытия Бога, как Сверхъестественного Существа, но показывает, как вселять благотворный страх в сердца простых людей. Подход к Библии чисто рационалистический, с позиции превосходства разума над верой. Влияние Спинозы на философию Нового времени было огромным. Оно проявилось через рационализм, пантеизм (отрицание различия между Творцом и тварью), детерминизм (отрицание Божественного Промысла).

Наибольшее влияние испытали Лессинг (немецкий просветитель), Гердер, Гёте, немецкий романтизм (Шеллинг), Гегель (пантеистический безличный абсолют вместо Личного Бога), Г. Гейне, А. Эйнштейн (детерминизм Спинозы сильно повлиял на Эйнштейна и всю современную науку), В. Соловьев.

Большое влияние Спиноза оказал на деизм. Отрицались чудеса, богодухновенное пророчество, Божественное провидение, Божественное Откровение, свобода воли, идея творения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.