Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фома Аквинский (1225 - 1274).




Монах - доминиканец, ученик Альберта Великого (1193 - 1282).Орден доминиканцев выступил в лице Фомы выразителем ортодоксального мнения Католической церкви. Францисканцы же, напротив, были в оппозиции к доминиканцам и официальному учению Церкви.

Происходил из итальянской фамилии. Богословие его привлекало больше, чем светская жизнь крупного землевладельца, и он убежал в Кёльн, потом в Париж, освоил всю богословскую учёность, и написал произведение Summa Theologia — полный курс католического богословия. Этим он прославился ещё при жизни. В XIX веке папа Лев XIII провозгласил, что наиболее адекватным выражением католического богословия является система Фомы Аквината. Если Аристотель систематизировал свод знаний античности, то Фома систематизировал свод знаний западного средневековья.

В споре между реалистами и идеалистами Фома встал на точку зрения реалистов: идеи — это мысли Бога.

С т. зр. Фомы свобода религиозных мнений недопустима: есть истина, и её надо осуществлять, а с еретиками расправиться. Фома приводил пример с фальшивомонетчиками: если уж к ним применяют крайние меры, то и подавно к тем, кто «фальшивит» истину. Значит, еретиков надо казнить.

Из 2-х составляющих средневековой философии возобладал аристотелизм. Бытие - Бог. Сущность (субстанции) обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств).

Фома выделяет 4 уровня бытийности вещей:

1. Форма - внешняя определяемость вещи (causa formalis) Пример: неорганическая стихия, минералы.

2. Форма как конечная причина вещи (causa finalis) ей присуще целесообразность (или растительная душа). Пример: растения.

3. Форма как действующая причина (causa efficiens) Пример: животные - организованный принцип материи.

4. Форма, независимая от материи (дух, ум, разумная душа) (forma separata).

Воля - это практический разум.

Подлинно сущие - индивидуумы.

 

20. Арабская философия средневековья.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских учений,разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся араб. языком. Возникновение А. ф. связано с деятельностью мутазилитов (“обособившихся”) — ранних представителей калама (рационального богословия), к-рые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших нек-рые ее догматы. В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. “Неоплатонизированный” аристотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой А. ф.— вост. перипатетизма (Перипатетики). Родоначальником этого направления считается Аль-Кинди — мыслитель, впервые введший в обиход осн. концепции аристоте-лизма. Дальнейшее развитие вост. перипатетизма связано с именами Фараби (870—950) и Ибн Сины. В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Бог, утверждали они, есть “необходимо сущее благодаря самому себе”, а проистекающий от него посредством эманации мир — “необходимо сущее благодаря другому” и “возможно сущее благодаря самому себе”; космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т. к. знание бога простирается лишь на универсальное, а не на единичное. Согласно Ибн Сине, универсальное (общие идеи) имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте; материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; “дарителем форм” для “подлунного мира” выступает т. наз. “деятельный разум”, порождающий также человеческие души, к-рые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума. Параллельно с перипатетизмом Фараби и Ибн Сины шло развитие и нек-рых др. философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности, тайной организацией “Чистых братьев”. Др. формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфиев (Суфизм), чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма (Гностики), неоплатонизма и нек-рых вост. религий. В основе этих доктрин лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от уз материального мира. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов занимались представители позднего калама — мутакаллимы, последователи Аль-Ашари (874—935). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворенности мира и возможности чудес они использовали атомистику. Представителем религиозно-идеалистического направления был Аль-Газали (1059— till), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы в философии вост. перипатетиков на основе синтеза концепций мутакалли-мов и суфиев. Дальнейшее развитие А. ф. продолжается в Андалусии и Сев. Африке, где вост. перипатетическая школа была представлена Ибн Баджей (ок. 1070—1138), Ибн Туфейлем (1110— 85) и Ибн Рушдом (Аверроэсом), творчество к-рого составляет вершину средневековой А. ф. .Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Ибн Рушд обосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед “широкой публикой”, поскольку это может лишить ее религиозных убеждений, а следовательно, и нравственных принципов. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Зап. Европе (Аверроизм). В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во все возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики, борьба с к-рыми была возобновлена лишь в конце 19 в. Исключением является творчество сев.-африканского историка Ибн Халдуна (1332—1406), одним из первых выдвинувшего требование изучать общие закономерности исторических явлений и создавшего собственную, социологическую теорию.





Развивается в это время и философия, в основном как применение аристотелевских и платоновских принципов к положениям мусульманского богословия. Одним из первых арабских философов был Аль-Кинди (800-879). Именно благодаря усилиям Аль-Кинди были переведены трактаты Плотина, известные как «Теология Аристотеля». Аль-Кинди прекрасно знал кроме работ Аристотеля, Плотина, Порфирия и работы астронома Птолемея, математика Евклида. В философии он опирался на аристотелизм, и так же, как Аристотель, считал философию венцом всего научного знания.

Аль-Кинди не ограничивался мусульманским мировозрением и указывал, что истина — истина везде. И если, скажем, истину скажет иноплеменник, или человек даже другой веры, то истина от этого ложью не станет. Большую роль для познания истины Аль-Кинди уделял математике. Так же рационалистически, как математику, нужно строить и философию. Аль-Кинди был рационалистом и вслед за Аристотелем считал, что при помощи разума возможно полное познание истины. Однако было и существенное отличие от Аристотеля, обусловленное мусульманским характером мировозрения Аль-Кинди. Он утверждал, что целью всего существующего является Аллах, в котором существует полнота истины. Полное познание этой истины достигается лишь немногими, оно дается лишь пророкам. Это знание выше всякого разумного познания, философ не может его достичь, ибо оно выше разума, выше логики.

ИБН РУШД, или ИБН РОШД,Мохаммед (лат. транскрипция — Аверроэс; 1126—98)—средневековый араб. философ и ученый, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, И. Р. доказывал вечность и несотворенность материи и движения (их “совечность” богу), отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. И. Р. обосновал учение о двойственной истине. Он подверг критике мистицизм мусульманского теолога Аль-Газали. Комментарии И. Р. к соч. Аристотеля сыграли большую роль в ознакомлении европейских философов с античной философией. Учение Аверроэса (Аверроизм) жестоко преследовалось мусульманской и христианской ортодоксией. Осн. соч.: “Опровержение опровержения”, “Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией”.

ИБН СИНА Абу Али (лат. транскрипция—Авиценна; 980—1037) — средневековый таджикский философ, врач и ученый. Жил в Бухаре и Иране. Сохраняя приверженность исламу, И. С. тем не менее сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них и в европейских странах философского и научного наследия античного мира. И. С. много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет и материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в нек-рых вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. И. С. развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астрологических и иных суеверий. Осн. соч.— “Книга знания” (“Даниш-намэ”) — содержит сжатое изложение логических и физических взглядов И. С. Широкую известность получили его “Книга исцеления”, “Медицинский канон” и др.

21. Еврейская философия средневековья.

МАЙМОНИД (Моисей бен-Маймон, 1135—1204)—еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии М.— синтез иудейской теологии с аристотелизмом; путем “одухотворенного” (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма он пытался совместить религию с философией. Согласно М., конечную цель познания составляет рациональное обоснование высшей истины. Осн. соч. М. “Наставник колеблющихся” (“Морэ Невухим”) приобрело большую известность в Зап. Европе и оказало влияние на позднюю схоластику.

13 принципов Иудаизма:

· Существование Творца

· Его единственность

· Бог безтелесен

· Бог вечен

· Только Богу поклоняться

· Вера в пророков и пророчества

· Моисей- выше всех пророков

· Тора дана Моисею Богом

· Тора не подлежит изменениям

· Бог знает, что творится в мире и промышляет о нем

· Бог награждает добрых, наказывает злых. Высшая награда- участие в царстве Мессии, высшее наказание- потеря места в нем

· Вера в приход Мессии

· Вера в Воскресение из мертвых

Тезисы о пределах познания:

· Человек способен познать физический мир

· Человек не может познать небесный мир

· Человек может только апофатически познать Бога, а катафатически нет.

· Человек не может познать характер активности Божественного Интеллекта

22. Предпосылки появления Новоевропейской науки. Варианты решения философской антитезы: «наука и религия».

Предпосылки появления Новоевропейской науки:

Ø Маштабное знакомство с философией древности

Ø Научные открытия

Ø Философский скептицизм ,т.к. возник интерес к философии древности →скептицизм

Ø Реформация (Лютер, Кальвин), появление протестантизма

Схоластика надоела- это мертвая наука. В греческой философии увидели новое, интересное. По сути, причина- изгнание из христианства духа на Западе и замена духа буквой.

Варианты решения философской антитезы: «наука и религия»

 

23. Английская философия Нового времени. Бэкон: новое понимание науки. 4 вида «идолов». Локк: «tabula rasa». Государство и церковь.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Пожаловаться на материал