Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деепричастие. Образование деепричастий.






 

Упражнение 1. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида.

 

замирать  
чувствовать  
безмолвствовать  
наслаждаться  
расстилаться  
поворачивать  
показываться  
воевать  
показываться  

1-жаттығ у. Кө семшенің жұ рнағ ын жазың ыз:

Ата, сіз отыр… тұ рың ыз. Сен ол ү йге бар… берме. Ал, шырағ ым, сө йле… бер. Кә рім сат… келді. Ү йге қ онақ тар кел… отыр. Кү зетші ауланы кө р… шық ты.

 

Упражнение 2. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

 

построить  
услышать  
понять  
поднять  
собрать  
успокоиться  
выскочить  
закрыть  
сложить  
наклеить  

2-жаттығ у. Етістіктерге кө семшенің жұ рнағ ын жазың ыз:

Қ азақ стан аумағ ының ширек бө лігін шө л мен шө лейт ал... жатыр. Қ алғ ан бө ліктерін таулар, тең іздер мен кө лдер ал... жатыр. Қ азақ станның ауа райына солтү стіктің суық ауасы мен оң тү стіктің жылы желі ә сер ет... турады. Қ азақ станның оң тү стігінде кө ктемгі егіс жү р... жатса, солтү стігінде бұ л кезде қ арлы боран соғ.... тұ рады. Қ ұ мды аймақ тарда су бол... бермейді. Мұ нда жауын жау... бермейді. Сексеуіл суғ а бат... кетеді. Орман республика жерінің 3 пайызын ал... жатыр. Кө лдер мен ө зендерде қ аз, ү йрек кездес... береді.

 

Упражнение 3. Замените глаголы деепричастиями того же времени и вида. Расставьте недостающие знаки препинания.

Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье (свернулся) ____________________ в узел и (глядит) ______________________________ в море.

А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю (гремит) ________________________ камнями.

Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море сердито (воет) ____________________.

И крикнул Сокол с тоской и болью (собрал) _______________________ все силы.

И дрогнул Сокол и гордо (крикнул) _________________________ пошел к обрыву (скользит) ______________________ когтями по слизи камня.

И сам, как камень, (скользит) _______________________ по скалам он быстро падал (ломает) ___________________________ крылья (теряет) _____________________перья.

Волна потока его схватила и кровь (омыла) _______________________одела в пену умчала в море.

Зачем такие, как он, (умер) ____________________ смущают душу своей любовью к полетам в небо? А я ведь мог бы узнать всё это (взлетел) _____________________ в небо хоть ненадолго.

В кольцо (свернулся) _________________________ он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.

Рожденный ползать- летать не может! (Забыл) ______________________ об этом он пал на камни, но не убился, а рассмеялся.

Смешные птицы! Земли не (знают) _____________________ на ней (тоскуют) ____________________ они стремятся высоко в нобо и ищут жизни в пустыне знойной.

И он свернулся в клубок на камне (гордится) _____________________ собою.

3-жаттығ у. Кө семшелерді аударың ыз.

Оянып, ашып, істемей, амандаса, дайындамай, айтқ алы, сө йлескелі, бергелі, жарылып, ойып, жуып, суытып, азайта, барыппын, келіпті, ойлай жү р, барғ алы, сұ рап, келіп.

6-жаттығ у. Мақ алдардан кө семше тұ лғ алы етістіктерді тауып, олардың қ андай жұ рнақ тар арқ ылы жасылып тұ рғ анын айтың дар.

1. Ақ ылсыз адам айқ ай келеді,

Жан-жағ ын жайпай келеді.
Ақ ыдды адам жай-жай келеді,

Жан-жағ ын байқ ай келеді.

2. Сыпайы, киімді киіп тоздырады,

Сараң, киімді жиып тоздырады.

3. Адамды ө мір ү йретеді.

Ү йренбесе, кү йретеді.

4. Жолғ а шық пай тұ рып, жолдасың ды сайла.

5. Сыпайы сызып айтады,
Шешен қ ызып айтады.
Шорқ ақ ү зіп айтады,
Жаман бұ зып айтады.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.