Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Род,число, падеж существительных.






Упражнение 1. Распределите существительные по группам

А) существительные, которые имеют только форму единственного числа;

Б) существительные, которые имеют только форму множественного числа;

 

Существительныеединственного числа Существительные множественного числа
   
   
   
   
   
   

Слова для справок: масло, мазь, хлопоты, жмурки, соус, обои, весы, бульон, каникулы, счастье, любовь, близнецы, польза, брюки.

 

2-жаттығ у. Прибавьте окончания -ны/-ні к именам существительным:

Дала______, терезе_____, торелке______, кеме_____, ә ке-шеше_____, бала_____, айна_____, кофе_____, қ ала_____, алма____, немере_____, оқ утушы_____, жатақ хана_____, ә же____, нағ ашы_____, оқ ушы_____, перде_____, дә рісхана____.

Сә уле______, Ә мина____, Сара____, Алуа_____, Сә ния_____.

 

Упражнение 3. Подберите антонимы к приводимым ниже существительным.

Вражда-______________________________________________________________________________________________________________

Заболевание- ______________________________________________________________________________________________________________

Здоровье- ______________________________________________________________________________________________________________

Любовь- ______________________________________________________________________________________________________________

Нежность- ______________________________________________________________________________________________________________

Радость- ______________________________________________________________________________________________________________

Разлука- ______________________________________________________________________________________________________________

Сомнение- ______________________________________________________________________________________________________________

Старость- ______________________________________________________________________________________________________________

Жизнь- ______________________________________________________________________________________________________________

Шум- ______________________________________________________________________________________________________________

Война- ______________________________________________________________________________________________________________

Свет- ______________________________________________________________________________________________________________

Трусость- ______________________________________________________________________________________________________________

2-жаттығ у К ниже следующим словам добавьте окончания множественного числа (дар/дер, тар/тер, лар/лер):
айна ____, дә птер ____, азамат ____, емтихан ____, терезе ____, мейрам ____, жидек____, ай ____, хат ____, нә рсе ____, аспап ____, апта ____, сан ____, кiтап ____, сурет ____, тау ____, бө лме ____, ү й ____, мектеп ____, сұ рақ ____, шелек ____, кө ше ____, маман ____, ә рiптес ____, оқ ушы ____, дә лел ____, зат ____, кесе ____, балық ____, ә зiл ____, ана ____, есiк ____, жер ____, ұ лт ____, пышақ ____, қ алам ____, батыр ____, кө йлек ____, оқ улық ____, жау ____.

Task 4. Plural form of Nouns.

Stand the following nouns in the plural form (Поставьте следующие существительные во множественное число).

A pen, a class, a story, a road, a day, a cat, a bush, a desk, a table, a plate, a fox, a room, a lady, a knife, a chair, a bus, a hero, a match, a way, a house, a family, a flag, a town, a wolf, a country, а lion, a park, a play, a dictionary, a thief, a key, a baby, a plant, a lemon, a peach, a banana, a brush, a star, a mountain, a tree, a king, the waiter, the queen, a man, a woman, an eye, a shelf, a box, the city, a boy, a goose, the watch, a mouse, a dress, a toy, the sheep, a tooth, a child, the ox, a deer, the life, a to­mato, a shop.

Упражнение 5. Просклоняйте существительные: речь, мать, изобретение, мужчина.

 

И.        
Р.        
Д.        
В.        
Т.        
П.        

 

6-жаттығ у. Аударың ыз, –шы, -ші жұ рнақ тарымен жасалғ ан мамандық атауларын бірінші бағ анғ а, қ алғ ан мамандық атауларын екінші бағ анғ а жазың ыз: Посол, врач, ученый, рыбак, сапожник, работник, писатель, учитель, преподаватель, хлебороб, танцор, певец, парикмахер, повар.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 7. Образуйте соотносительные с данными существительные, обозначающие названия лиц женского пола.

Образец: воспитанник- воспитанница

Беглец_________________________________________________________________________________________________________

Продавец______________________________________________________________________________________________________

Пловец________________________________________________________________________________________________________

Американец____________________________________________________________________________________________________

Учитель_______________________________________________________________________________________________________

Земляк________________________________________________________________________________________________________

Француз_______________________________________________________________________________________________________

Карагандинец__________________________________________________________________________________________________

Сплетник______________________________________________________________________________________________________

Бедняк________________________________________________________________________________________________________

Преступник____________________________________________________________________________________________________

2-жаттығ у. Со словами

доп (мяч), ү йрек (утка), ойыншық (игрушка), мысық (кошка), мектеп (школа), балық (рыба), есік (дверь), тарақ (расчёска), кітап (книга), орындық (стул), пышақ (нож), кө йлек (платье), оқ улық (учебник), есеп (счёт), шарап (вино), сабақ (урок), тілек (желание), жауап (ответ), қ онақ (гость), тә ртіп (дисциплина)

составьте таблицу:

 

Менiң (-м /-ым / -iм) Сенiң (-ң /-ың / -iң) Бiздiң (-мыз /-мiз / -ымыз / -iмiз) Сiздiң (-ң ыз /-ң iз / -ың ыз / -iң iз)
добым... добың... добымыз... добың ыз...
       





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.