Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование идеальное






Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инварианта относительно времени. (Например, через N-количество времени продолжительность сенсомоторной реакции человека на световой сигнал должно варьировать в экспериментально установленных на сегодняшний день пределах). Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива для психического процесса, который происходит у человека независимо от места его проживания. (Поправка делается на индивидуальные особенности самого исследуемого объекта). В любом случае последовательность этапов решения задачи, а именно – постановка задачи, анализ условий, инкубация, выдвижение гипотез, функциональные решения, конкретное решение, проверка решения и доказательство, должна быть одной и той же. (Психолог, использующий в своих исследованиях определенную последовательность этапов решения задачи, должен получить те же данные, что и его коллега, находящиеся в любом другом месте планеты и работающий по той же методике). Научное знание интерсубъективно, т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.п. Научное знание имеет объективный источник – внешний по отношению к субъекту познания мир.

Итак, научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования, т.е. объективным. До недавнего времени предполагалось, что научный результат не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом. Однако в начале ХХ в. в научном мышлении утвердился иной подход. Известный методолог М. Бунге ввел различие между науками, где результат исследователя не зависит от метода, и теми науками, где результат и операция объекта и операция с объектом образуют интервал: факт есть функция свойств объекта и операции с ним. К последнему типу наук принадлежит и психология. Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получены данные.

Вышеперечисленные требования относятся к идеальному исследованию и его идеальному результату.

Понятия «идеальный эксперимент» (или идеальное исследование) ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (то есть невозможность каких-либо временных рамок исказить результат), возможность проводить эксперимент бесконечно.

Исследование реальное - исследование (эксперимент), в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий.

В реальности разные моменты не идентичны, развитие мира необратимо: он – иной в каждый следующий момент времени, нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны.

Тем более уникальны исследователи. Потому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на его отношения с исследуемым, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных.

Реальное исследование не может (да и не должно) полностью соответствовать идеальному. Отклонение от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соотнесения идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенных к идеальному.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального исследования используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. Термин «реальное исследование» не предполагает полного охвата природного процесса. В ходе любого «реального исследования» ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим в ходе исследования.

Экспериментальное исследование - наиболее трудоемкий и сложный вид исследования, но вместе с тем оно наиболее точно и полезно в научном плане. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выявляются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.