Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Меди­ко-биологических исследований






    Задача исследования Методы обработки
    Оценить достоверность различий средней продолжительности одного случая заболева­ния рабочих в двух цехах Критерий Стьюдента (t) для средних величин
    Определить существенность различий 4 заме­ров (п, = п, < 20) роста детей (нормальноераспределение признака) Критерий Лорда (U)
    Оценить значимость разности уровней АД у студентов двух групп Критерий Манна—Уитни (Т)
    Определить достоверность различий уровней паратгормона у больных двух групп (п = 20), если в одной группе выявлено 6 наибольших значений Критерий Мостеллера
    Оценить достоверность различий СОЭ у боль­ных двух групп (при различном уровне и ка­честве лечения) Критерий Розенбаума(Q)
    Определить уровень трансаминазы в крови здоровых и больных лиц Критерий Уайта (К)
    Установить зависимость показателей реакции утомляемости организма (сенсомоторные ре­акции) в начале и в конце рабочей смены Максимум-критерий для разностей пар
    Оценить эффективность новых методов лече­ния Критерий Красне­ла—Уоллиса (Н)

    Продолжение

     

    Задача исследования Методы обработки
    Оценить влияние загрязнения окружающей среды на заболеваемость у детей Однофакторный дисперсионный ана­лиз
    Определить надежность работы аппаратчиков с различным стажем работы, выполняющих труд нескольких степеней напряженности Двухфакторный дис­персионный анализ  
    Оценить эффективность лекарственного препарата Критерий Вилкоксона—Манна—Уитни (LI)
    Определить влияние прививок на показатели заболеваемости населения Критерий согласия (Х2) (алгебраический метод)
    Выявить различия в показателях функционального состояния организма двух малых (п < 10) групп лиц Точный метод Фи­шера (ТМФ)  
    Оценить достоверность токсического эффекта химического вещества в опыте на животных (контроль — опыт) Критерий Ван-дер-Вардена (X)  
    Оценить силу действия препарата (сильное, слабое) Критерий (Х2) Макнимара
    Оценить влияние профессии на состояние здоровья рабочих (болели, не болели) Дисперсионный анализ для альтер­нативных вариант
    Оценить влияние времени госпитализации на исход лечения Критерий Х2 по Р. Руниони
    Оценить влияние профессии, стажа работы и места жительства на уровень заболеваемости острым бронхитом Трехфакторный дис­персионный анализ
    Определить влияние уровня автоматизации рабочего места на избыточную массу тела ра­бочего Сравнение несколь­ких выборок по Немени
    Оценить поведенческие реакции животных в эксперименте в период наблюдения Критерий Фридмана (X2)
    Определить существенность динамики пока­зателей крови после эндогенной и экзогенной нагрузки Критерий Вилкоксона(W)  
    Сравнить и оценить достоверность различий уровней заболеваемости по данным двух по­ликлиник Критерий Стьюдента (t) для относи­тельных величин
    Оценить достоверность различий показателей физического развития (в баллах) в двух малых независимых выборках Критерий Ван-дер-Вардена (X)  
    Установить достоверность различий частоты посещений врача мужчинами и женщинами в городской поликлинике Критерий итерации по Веберу  

     

    Разумеется, предпочтение следует отдавать менее трудо­емким методам, хотя данное требование имеет относитель­ное значение в тех случаях, когда имеется возможность ис­пользовать современную вычислительную технику. Перед выбором адекватного метода статистического сравнения данных необходимо ответить на следующие основные во­просы:

    1. Результаты получены в количественном или альтерна­тивном (атрибутивном) виде, т. е., иными словами, результат каждого измерения представлен числом или альтернативной (атрибутивной, двухвариантной) оценкой: " есть признак" — " нет признака", " есть симптом" — " нет симптома" и т. д.?

    2. Сравниваются независимые выборки (результаты иссле­дования основной и контрольной групп) или зависимые вы­борки, т. е. результаты исследования одних и тех же лиц (экс­периментальных животных) в динамике?

    3. Сравниваются две или несколько выборок. Таким образом, полученный в медико-биологическом ис­следовании материал может быть отнесен к одному из вариан­тов, для каждого из которых приведены адекватные методы сравнения выборок.

    I. Фактический материал исследования в выборках представ­лен в количественном виде, выборки независимые, сравнива­ются две выборки. Адекватные методы сравнения выборок:

    · критерий Стьюдента (t);

    · сравнение средних значений двух независимых малых выборок по Лорду (D);

    · критерий Вилкоксона—Манна—Уитни (U);

    · критерий Мостеллера;

    · критерий Розенбаума (Q);

    · критерий Уайта (К).

    II. Варианты в выборках имеют количественное выраже­ние, выборки независимые, сравниваются несколько выборок. Адекватные методы сравнения:

    · дисперсионный анализ;

    · сравнение нескольких независимых выборок по Немени.

    III. Варианты имеют количественное выражение, выборки функционально связаны (зависимые, согласованные), т. е. с попарно связанными вариантами; сравниваются две выборки. Адекватные методы сравнения:

    · критерий Стьюдента (разностный метод) (t);

    · ранговый критерий Манна—Уитни для разностей пар (Т);

    · критерий знаков (Z);

    · максимум-критерий для разностей пар.

    IV. Варианты представлены в количественном виде, выбор­ки зависимые, сравниваются несколько выборок. Адекватные методы сравнения:

    · ранговый дисперсионный анализ для нескольких зави­симых выборок по Фридману (X2 -критерий);

    · множественное сравнение зависимых выборок по Вилкоксону (W).

    V. Варианты в выборках представлены в альтернативном виде (" есть признак" — " нет признака"), выборки независи­мые, сравниваются две выборки. Адекватные методы сравне­ния:

    · критерий Стьюдента (t) (для сравнения данных исследо­вания в относительных величинах с применением при необходимости поправок Йейтса);

    · критерий X2;

    · точный метод Фишера (ТМФ);

    · критерий Ван-дер-Вардена (X).

    VI. Варианты представлены в альтернативном виде, срав­ниваются несколько независимых выборок. Адекватные мето­ды сравнения:

    · дисперсионный анализ;

    · критерий X2 (по Р. Руниони).

    VII. Выборки представлены в альтернативном виде, выбор­ки зависимые, сравниваются две выборки. Адекватные мето­ды сравнения:

    · модифицированный критерий Макнимара (X 2-критерий Макнимара);

    · критерий итерации по Веберу.

    VIII. Выборки представлены в альтернативном виде, вы­борки зависимые, сравниваются несколько выборок. Адекват­ный метод:

    · критерий Кохрана (Q).

    Методы в каждой из приведенных 8 групп расположены в порядке убывания их мощности. Мощность определяется ве­роятностью выявления существующих достоверных различий. Вместе с тем, чем она больше, тем более трудоемок метод. Для некоторых методов имеются ограничения, обусловлен­ные, главным образом, числом единиц наблюдения в выбо­рочной совокупности, что также необходимо учитывать при выборе метода.

    Таким образом, непараметрические критерии обладают ря­дом важных и неоспоримых достоинств. Использование их не требует знания законов распределения изучаемых совокупностей, они могут быть применены к совокупностям не только количественным, но также к полуколичественным и качественным. Эти методы позволяют проводить статистическую обработку результатов исследования при малом числе наблю­дений.

    Критерий (хи-квадрат, критерий Пирсона)

    С помощью определяют соответствие (согласие) эмпири­ческого распределения теоретическому и тем самым оценивают достоверность различия между выборочными совокупностями. Критерий применяется в тех случаях, когда нет необходимо­сти знать величину того или иного параметра (среднюю или от­носительную величину) и требуется оценить достоверность раз­личия не только двух, но и большего числа групп.

    В практике работы врача метод может широко использо­ваться при оценке эффективности прививок, действия препа­ратов, результатов различных методов лечения и профилакти­ки заболеваний, влияния условий труда и быта на заболевае­мость рабочих. Применение критерия очень эффективно в случаях, ко­гда надо сопоставить статистические совокупности с большим количеством групп (градаций признака) или когда сравнивае­мых совокупностей больше двух.

    Рассмотрим методику использования на примерах.

    Пример 1. В противотуберкулезном стационаре новый метод (НМ) лечения применялся у 42 пациентов, страдающих открытой формой туберкулеза: у 24 из них длительность лечения продолжалась до 6 месяцев, у 18 – свыше 6 месяцев; у 58 пациентов, применялся старый метод (СМ) лечения: у 16 из них лечение продолжалось до 6 мес., у 42 – свыше 6 месяцев. Вопрос: эффективен ли новый метод лечения больных туберкулезом?

    Представим данные задачи в таблице 37.

    Таблица 37






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.