Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача






Цель занятия: изучить общие основы педагогики, ознакомиться с основными категориями и понятиями. Изучить цели, содержание обучение, ознакомиться с методами обучения, педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.

Место проведения: аудитория.

Студент должен знать:

1. Определение понятия «педагогика».

2. Функции педагогической науки в медицинском образовании. Инновационные педагогические технологии.

3. Основные категории и понятия педагогики.

4. Цели высшего медицинского образования.

5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.

6. Методы обучения в медицинских вузах.

7. Формы организации учебного процесса.

8. Функции педагогического контроля.

9. Педагогическое общение в работе врача.

10. Средства общения. Невербальные компоненты общения.

11. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.

 

Студент должен уметь:

1. Использовать педагогический процесс, используя следующие аспекты:

-цели - для чего учиться;

-содержание - чему учиться;

-методы и средства - как учиться.

2. Использовать методы и формы обучения в учебном процессе.

3. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

4. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.

5. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

 

Темы проектов, рефератов:

1. Становление и развитие науки «педагогика».

2. Выдающиеся педагогические деятели в Античный период.

3. Выдающиеся педагогические деятели в Средние века.

4. Выдающиеся педагогические деятели в эпоху Возрождения.

5. Выдающиеся педагогические деятели Нового времени.

6. Функции педагогической науки в медицинском образовании.

7. Инновационные педагогические технологии.

8. Цели высшего медицинского образования.

9. Методы обучения в медицинских вузах.

10. Формы организации учебного процесса.

11. Функции педагогического контроля.

12. Педагогическое общение в работе врача.

13. Средства общения. Вербальные и невербальные компоненты общения.

14. Конфликты в медицине.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.

Дополнительная литература:

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.: ил.

2. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс, 2006 – 704с.

3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.

4. Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Что вы понимаете под термином «педагогика»?

2. Какие педагогические методы вы знаете?

3. Как взаимосвязаны психология и педагогика?

4. Какие формы педагогического воздействия вы знаете?

5. Какие педагогические методы могут применяться в медицине?

Основные вопросы темы:

1. Определение понятия «педагогика».

2. Инновационные педагогические технологии.

3. Основные категории и понятия педагогики.

4. Цели высшего медицинского образования.

5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.

6. Методы обучения в медицинских вузах.

7. Формы организации учебного процесса.

8. Функции педагогического контроля.

9. Функции педагогической науки в медицинском образовании.

10. Педагогическое общение в работе врача.

11. Средства общения. Невербальные компоненты общения.

12. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные категории и понятия педагогики.

2. Каковы цели высшего медицинского образования на современном этапе?

3. Что для вас означают понятия «воспитание», «обучение», «развитие»? Как ваше собственное понимание этих понятий соотносится с их научной трактовкой?

4. В чем вы обнаруживаете сходство и различие процессов обучения и лечения как древнейших видов гуманитарной практики?

5. Влияние каких типов образовательных сред вы ощущаете в большей степени? В чем оно проявляется?

6. Назовите преимущества и ограничения каждой из рассмотренных моделей обучения.

7. Какие модели обучения оптимальны на доклиническом и клиническом этапах медицинского образования?

8. Какие формы и методы обучения наиболее рационально использовать на разных этапах обучения в медицинском вузе и при обучении разных категорий обучаемых (медицинского персонала, пациентов, их родственников)?

9. Укажите сходство и отличия форм и методов контроля в разных моделях обучения. Какие из них способствуют развитию самоконтроля в профессиональной деятельности?

10. Какие представления о личностно и практико-ориентированном обучении вы используете для понимания собственного образовательного процесса?

11. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?

12. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?

13. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?

14. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?

15. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.

16. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.

17. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?

18. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?

19. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.

20. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?

 

Содержание занятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.