Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Общее понятие о бизнес-плане






Общее понятие о бизнес-плане

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от 3 элементов: понимания общего состояния дел на данный момент, представления того уровня, которого Вы собираетесь достичь, планирования процесса перехода из одного состояния в другое. Описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: “Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты? ”

Эти проблемы призван решить бизнес-план - план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Он может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска и пути их снижения. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Благодаря бизнес-плану, у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:

- подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов,

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий,

- открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности,

- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций,

- составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм,

- выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

 

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция - планирование, она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства - ссуды и кредиты. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. В современных российских условиях бизнес-план осуществляет еще одну важную функцию - он является инструментом процесса приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные проблемы:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках,

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии,

- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации,

- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей,

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.,

- - определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, степень риска предпринимательской деятельности и пути его снижения,

- конкретизировать перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития,

- получить ценный опыт планирования, развивающий перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.[1]

Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-план используется как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, а также получения различных видов финансирования, например, правительственных субсидий, независимых фондов), найма квалифицированного управленческого персонала. Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможным инвестором (например, банком). Для начинающего предпринимателя бизнес-план - это, по существу, все, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надежности и серьезности предпринимателя и его дела. Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными фирмами. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.

Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

- в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический плат может включать другие типы стратегий организации.

- стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Таким образом, бизнес-план по своей форме тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью,

- в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, они являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана. Близким “родственником “ бизнес-плана можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Методика составления ТЭО разработана Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У нас методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендаций по обоснованию предложений о создании совместных предприятий. Как видно, в отличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.

Основы бизнес-плана

В последние годы в российскую хозяйственную жизнь стре­мительно внедряется понятие бизнес-плана. Этот документ поч­ти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских и других кредитов, облигационных зай­мов), привлеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований. Существует и другая функция бизнес-плана — планирование всей хозяйственной деятельности фирмы. В иде­але один и тот же бизнес-план должен выполнять обе названные функции, но на практике бизнес-план, ориентированный на получение внешнего финансирования, и бизнес-

план для внут­реннего пользования имеют существенные различия как по

структуре, так и по содержанию. Остановимся на принципах составления бизнес-плана для подготовки получения финан­совых ресурсов извне.

Этапы подготовки бизнес плана

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать учебники по бизнес планированию, правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы, знакомые, коллеги, друзья. Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки (определяется перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план, например, привлечение инвестиций).

Когда внутренние и внешние цели бизнес планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу - точному определению своих целевых читателей. Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат, если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности.

Четвертый шаг - установление общей структуры создаваемого документа. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: титульный лист, резюме, историю своего бизнеса (если предприятие уже действует), описание продуктов, услуг, описание дел в отрасли, товарные рынки, оценку и выбор конкурентной стратегии, производственный план, план маркетинга, организационный план, финансовый план и оценку риска, план исследований и разработок, приложения (аппендикс). В зависимости от конкретных обстоятельств - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны, и т.п. - состав и структура плана могут различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

Пятый шаг бизнес планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана (сотрудников организации, внешних консультантов, финансистов, бухгалтеров, маркетологов, экономистов широкого профиля, консультантов по управлению).

Шестой шаг - непосредственное написание бизнес-плана. Существуют 2 основных подхода к разработке бизнес-плана: 1) бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки и исходных данных. Заказчиками бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-план. Разработчиками бизнес-плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. 2) Инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов. Конечно, лучше всего, если предприниматель самостоятельно пишет бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-то другому, то следствием этого могут явиться: неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности, возможного будущего запланированного проекта, отсутствие периода обучения деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации, неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта.

Нельзя забывать о том, что оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта. Необходимо позаботиться о четкой структуре плана, оформлении текста, умело применять графики, таблицы, диаграммы. Предложения должны быть короткими, ясными и четкими, не следует увлекаться эмоциями, техническими терминами, экскурсами в чистую теорию, употреблять расплывчатые выражения, утяжелять основные разделы объемной информацией - лучше включить ее в приложение. Идеи, предоставленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными - потенциальные инвесторы часто лучше осведомлены о реальном положении дел. Желательно также предложить готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его на основе конструктивной критики.

1 - принятие решения о создании нового предприятия или внедрения мероприятий совершенствования действующего предприятия,

2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта,

3 - выбор изделия или услуги, производство которого будет являться целью задуманного проекта,

4 - исследование возможного рынка сбыта,

5 - составление прогноза объемов сбыта,

6 - выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности,

7 - разработка плана производства,

8 - разработка плана маркетинга,

9 - разработка организационного плана,

10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности,

11 - решение вопросов организации,

12 - решение вопросов страхования,

13 - разработка финансового плана,

14 - написание резюме к бизнес-плану

 

Принципы составления бизнес-плана

Бизнес-план — это документ, на основании которого ин­вестор или кредиторсоставляют свое мнение о фирме и при­нимают решение о предоставлении ейсредств. Поэтому при составлении бизнес-плана надо. Прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.Кредитор, предоставляющий заемные средства на опреде­ленный срок, хочетубедиться в том, что кредитуемая им фирма достаточно надежна, и он сможет вовремя получить долг и причитающиеся по нему проценты. Его мало интересует, ка­ковы размеры прибыли фирмы в целом, поскольку он заин­тересован лишь в том, чтобы получаемая фирмой прибыль по­зволяла ей выплатить основной долг и проценты по нему. Кроме того, его интересы охраняет кредитный договор, который га­рантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства фирмы-должника.Риски инвестора намного выше. Во многих случаях он даже рискует потерять весь свой вложенный капитал. Поэтому для того, чтобы решиться на такой риск, инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли.Следовательно, при оценке бизнес-плана кредитор будет ана­лизироватьдеятельность предприятия, прежде всего, с точки зрения его надежности иустойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности.Однако на кого бы ни был ориентирован план, он должен легко читаться и быть хорошо оформленным. Рекомендуется, чтобы его размеры не превышали в среднем 40 страниц, а если материалов намного больше, то следует подумать, что вынести в приложение. В то же время, если объем бизнес-плана получается намного меньше 40 страниц, значит, его состави­тели плохо знакомы с принципами и техникой подготовки этого документа.Конкуренция между желающими получить кредит, харак­терная для современной эпохи бизнеса, заставляет предприни­мателей подумать и о презентабельности документа: внешнем виде, обложке, рисунках, фотографиях и прочее. Бизнес-планы предприятий, для описания, деятельности которых используются сложные технические термины, должны включать глоссарий терминов для непосвященного читателя.Одним из важнейших принципов составления бизнес-плана является требование, согласно которому его составители дол­жны ориентироваться не на товар или услугу, производимые их предприятием, а на выбранный ими рынок и удовлетворение потребности потребителя. Что, например, приобретает потре­битель, покупая учебники? Он приобретает не товар «книги», а знания или доступ к знаниям. Именно на этом следует сфо­кусировать внимание в бизнес-плане. При этом надо подчерк­нуть, какие преимущества получит потребитель, приобретая данный товар или услугу, по сравнению с приобретением то­варов или услуг конкурентов. Будет ли это выигрыш во времени или в деньгах, или потребность будет удовлетворена более полно, пользоваться товаром будет удобнее или экономичнее, а предоставленная услуга будет более, комплексной? Если есть возможность, надо обязательно подчеркнуть уни­кальность, но опять же не товара, а предприятия: владение патентами и секретами производства, наличие на предприятии людей редких профессий или талантов, уникальную выгодность местоположения и т.п. Принципы оценки предприятия, до­ставшиеся нам от плановой экономики, на первое место ста­вили основные фонды: насыщенность техникой, ее новизну и проч. В рыночной же экономике при оценке предприятия самое пристальное внимание уделяется человеческому фактору: кто является владельцем предприятия, из кого состоит команда менеджеров, каков ихпрофессиональный уровень, какова мо­тивация их деятельности и почему, наконец, они собрались вместе на данном предприятии. Это и есть те вопросы, которые потенциальный инвестор в первую очередь задает себе, начиная работать с заинтересовавшим его бизнес-планом. Прямые и косвенные указания на высокую эффективность персонала ме­неджеров- предприятия должны появляться не только в специ­альном разделе, но и, по мере возможности, в других разделах бизнес-плана.Если предприниматель берется за составление бизнес-плана, то он обязанпоказать в нем реалистичную, подкрепленную расчетами картину того, чего может достичь предприятие при соответствующем финансирования. Бизнес-план должен убе­дить кредиторов в возвратности кредитов, выплате процентов в необходимые сроки и обещать им первоклассные гарантии, а инвестора — убедить в высокой прибыли на вложенный ка­питал и ее получении в возможно короткие сроки.

Техника составления бизнес-плана

Успешная подготовка бизнес-плана начи­нается с правильного оформлениятитуль­ного листа, который в обязательном порядке должен содержать излагаемые ниже компоненты.1. Полное официальное название фирмы, под Которым она значится врегистрационных документах. Если у фирмы есть фирменный знак, то следует также поместить его на титульном листе после названия фирмы.2. Организационно-правовая форма предприятия.3. Юридический адрес фирмы, т.е. адрес, указанный в ре­гистрационныхдокументах предприятия.4. Почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического.5. Телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты.6. Фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать какконтактные лица. При этом желательно указать несколько контактных телефонов, включая домашние.7. Дата: месяц и год составления и рассылки плана.8. Порядковый номер экземпляра.9. Гриф конфиденциального характера документа.

Глоссарий

Глоссарий – это список трудных для понимания слов какого-либо текста (устаревших слов, исчезнувших из языка и т. д.) с комментариями и объяснениями. При этом глоссарий комментирует и поясняет текст, который по культовым или иным соображениям считается особенно важным.

Трудно представить себе кредитора или инвестора, который бы разбирался оди­наково хорошо во всех отраслях современного производства, учитывая его все возрастающую сложность и диверсификацию. Владельцы же предприятия или новой технологии, пытаясь убе­дить инвесторов в ее выгодности, часто невольно переходят в тексте бизнес-плана на техническую и квазитехническую тер­минологию. Малопонятные термины затрудняют понимание текста и быстро утомляют читателя. Для того чтобы этого из­бежать, целесообразно в приложении к бизнес-плану дать глос­сарий специальных терминов и не забывать в тексте почаще делать ссылки на него. При этом следует помнить, что малоизвестные термины или выражения могут встречаться не только в технике или науке, но и в области экономики.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.