Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Основную трудность в период адаптации обучающихся к системе университетской подготовки вызывает самостоятельная работа






Основную трудность в период адаптации обучающихся к системе университетской подготовки вызывает самостоятельная работа, в том числе - и самостоятельная работа по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) формирование целостного представления о влиянии экономических факторов на социально-политические процессы,

2) выработку понимания значения влияния социальных факторов на экономические процессы,

3) выработку навыков проведения социологической экспертизы, то есть, прогнозирование возможных социальных последствий различных мер экономической политики государства

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы студентов:

аудиторная;

внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

1 для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

2 для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка реферата, эссе и др.

3 для формирования умений: выступление на семинаре, конференции, подготовка к деловым играм, элементы исследовательской работы.

Самостоятельную работу следует начать с поиска и подбора литературы.

Изучение дополнительной информации по теме. Курс лекций дает необходимую минимальную информацию, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену, для качественного и всестороннего изучения потребуются, как статистические справочники, так и периодические источники – статьи в журналах, опубликованные материалы научных конференций по проблемам экономической социологии. Во время изучения курса привычными видами работы должны стать просмотр студентами основных публикаций, подбор и изучение материалов, поясняющих или иллюстрирующих темы курса.

Полезными могут быть следующие издания: «Социологические исследования»; «Вопросы статистики»; «Вестник ЧелГУ»; «Российский статистический ежегодник», «Социальная политика и социология»; «Россия в цифрах» и др.

Работу по поиску и изучению научных публикаций в профессиональной литературе рекомендуется начинать с ознакомления со списком публикаций выбранного научного журнала. Такой список всегда представлен в последнем номере журнала каждого года. В сносках и ссылках на источники, которые содержатся в опубликованных статьях, представлены научные монографии, статистические справочники и другая научная литература по избранной теме, а также нормативные документы, регламентирующие и регулирующие изучаемые положения.

Изучение дополнительной информации должно завершаться ее представлением в определенной форме. Письменно - в виде реферата, устно - в виде доклада, дискуссии.

Объем реферата, количество источников и тематику определяет преподаватель.

В сообщении для выступления на практическом занятии рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1) представление собственного интереса к теме сообщения;

2) описание общественного интереса к теме исследований (актуальность);

3) представление позиций авторов по теме, сгруппированных по некоторому общему признаку (акценты в представлении вопросов, логика подходов, время публикации, опора на эмпирические данные и т.д.);

4) собственные комментарии и рассуждения по проблеме;

5) выводы.

В процессе обсуждения сообщения (дискуссии) рекомендуется воздерживаться от критических высказываний негативного содержания в адрес выступающего. Наиболее целесообразным и полезными в научном, учебном и мотивационном плане полагается соблюдение двух правил:

1) замечание положительных моментов в представленном сообщении;

2) представление и обоснование собственной позиции по теме.

Методические рекомендации по изучению отдельных тем:

При изучении отдельных тем необходимо строго следовать рекомендациям преподавателя, заострять внимание на наиболее сложных вопросах, указанных преподавателем. По каждой теме представлена литература для подготовки к семинарским занятиям и наилучшего понимания представленного на лекции материала.

В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету является важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.