Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И подготовке к семинару. Изучение темы целесообразно начать с выяснения сущности общества как системы
Изучение темы целесообразно начать с выяснения сущности общества как системы. Для этого необходимо рассмотреть предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого, его признаки и системные характеристики. При этом следует помнить о существовании различных подходов к пониманию сущности общества в истории социальной философии и социологии. Раскрывая особенности системного подхода к обществу, следует обратить внимание на его принципы и понятийный аппарат. Характеристика уровней системного анализа общества позволит оценить методологические возможности и познавательный потенциал этого метода. Кроме того, следует указать на особенности подходов к пониманию общества с позиций социального детерминизма, функционализма, индивидуализма. Подготовку к семинару следует начать с усвоения системных признаков общества: целостности, социальности, устойчивости, способности к саморегуляции и саморазвитию, автономности и самодостаточности. Следует обратить внимание на то, что устойчивость и известный консерватизм социальной системы не означают статичности и неприятия нововведений. Напротив, именно отклонения от принятых правил и норм побуждают систему находить средства для равновесия и стабильности. И движущими силами социальной динамики могут являться не только противоречия внутреннего развития, но и, согласно синергетическому подходу, причинные связи. При этом оказываются значимыми свойства откры-тости и закрытости системы. При подготовке второго вопроса важно обратить внимание на многообразие оснований для типологии социальных систем. Типологизируя общества по ряду базовых оснований, следует подробнее остановится на характеристике некоторых учений, оказавших значительное влияние на формирование научных представлений об обществе и историческом процессе (учения об общественно-экономических формациях К. Маркса, постиндустриальном обществе Д. Белла и А. Турена, открытом и закрытом обществе К. Поппера и др.) При изучении третьего вопроса необходимо выяснить сущность социального взаимодействия, исходя из того, что категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности. Для правильного понимания социального взаимодействия важно уяснить его механизм, наличие у него объективной и субъективной сторон. Характеризуя социальное действие и социальную деятельность, целесообразно остановиться на основных положениях концепции социального действия М. Вебера. Определение сущности социальных отношений, выяснение их объективной природы и механизмов воспроизводства являются завершающим этапом подготовки к занятию. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества? 2. Как соотносятся понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное»? 3. Охарактеризуйте системные признаки общества. 4. В чем причина многообразия оснований для типологии социальных систем? Назовите наиболее существенные критерии типологизации общества. 5. В чем сущность социального взаимодействия и социальных отношений? Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература
|