Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое пособие для проведения теоретических занятий по теме






«ОПАСНОСТИ В ПЕЩЕРАХ»

 

Автор: Егорова Мария Викторовна, методист,

e-mail: kusundra@mail.ru

 

ДДТ Красносельского района

СПб, ул. 2 Комсомольская, д.23 к. 3

т. 744-54-15

 

Санкт-Петербург

2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка. 3

Опасности в пещерах. Меры обеспечения безопасности. 4

Объективные опасности. 5

Субъективные опасности. 6

Анализ несчастных случаев в спелеопоходах. 10

Статистика аварийных ситуаций. 10

Частота встречаемости различных аварийных ситуаций: 10

Основные факторы, приводящие к аварийной ситуации: 10

Действия группы в аварийной ситуации. 11

Техника безопасности при прохождении пещер. 12

Безопасность на подходах и при подготовке к спуску. 12

Общие меры безопасности. 13

Прохождение пещеры.. 13

Безопасность в вертикальных пещерах. 14

Линейные опоры.. 14

Веревка. 15

Навеска снаряжения. 15

Вертикальные восхождения. 17

Работа в лабиринтовых пещерах. 18

Литература. 19

Приложение 1 Тест для учащихся 3-го года обучения. 20

Приложение 2 Наши путешествия. 23

 

 


Пояснительная записка

Предлагаемые материалы адресованы руководителям спелеообъединений.

Цель: оказание помощи педагогам дополнительного образования в подготовке занятий по теме «Техника безопасности в пещерах».

Материалы могут быть использованы как основа для теоретических занятий, которые могут проходить в следующих формах: лекции, беседы, рассказы о спелеопутешествиях. Кроме того, для лучшего усвоения материала целесообразно использование метода решения проблемных ситуаций и алгоритмизации процесса выполнения спасательных работ и действий в аварийных ситуациях. Диагностика полученных знаний может быть отслежена учебным тестированием (см. Приложение 1) или методом моделирования ситуаций, а также наблюдением за действиями участников под землей и на скальных рельефах.

Материал рассчитан на учащихся 2-4 года обучения (13-17 лет).

Для эффективного использования в педагогической практике предлагаемого материала необходимо соблюдение следующих условий:

педагог должен обладать достаточной квалификацией,

учащиеся должны иметь опыт передвижения под землей, начальную туристскую и спелеоподготовку.

Обучение с помощью данного материала позволит учащимся приобрести знания о возможных объективных и субъективных опасностях, об основных факторах, приводящих к аварийным ситуациям, и действиям группы в них, знание основ безопасного передвижения под землей.

 

Данные материалы используются в спелеообъединениях Дома детского творчества Красносельского района.

 


Опасности в пещерах. Меры обеспечения безопасности

 

Опасностью в спелеологии следует считать возможность полной, частичной или временной утраты здоровья или нарушения режима работы, ведущие к тем же последствиям.

Опасности, встречающиеся в карстовых полостях подразделяются на две группы:

I. Объективные опасности

1. Опасности, связанные с морфогенетическими особенностями пещер

2. Обводненность

3. Воздействие подземного климата

4. Обледенение

5. Загазованность

6. Воздействие темноты

II. Субъективные опасности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.