Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва 2013

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКА ДПС ПРИ ОФОРМЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Москва 2013

УДК 625.13.8

 

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом - ФКУ НИЦ БДД МВД России

 

 

Порядок действий сотрудника ДПС при оформлении материалов дорожно-транспортного происшествия: Методические рекомендации / В.Е. Приходько, Е.Б. Стригин М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2013. - 28 С.

Методические рекомендации предназначены для сотрудников Госавтоинспекции.

 

УДК 625.13.8

 

© ФКУ Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России, 2013


Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях формирования оптимального подхода к организации деятельности должностных лиц, подразделений ДПС при выявлении нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекших дорожно-транспортное происшествие (ДТП), объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого ДТП, причин и условий, способствовавших его совершению, а также минимизации времени ограничения дорожного движения, обеспечения безопасности лиц, участвующих в осмотре места происшествия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Приведенное выше определение позволяет выделить основные признаки дорожно-транспортного происшествия, отличающие его от других происшествий:

· дорожно-транспортное происшествие возможно только при участии транспортного средства;

· в момент дорожно-транспортного происшествия транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;

· дорожно-транспортное происшествие всегда имеет вредные последствия.

Под оформлением материалов ДТП понимается осуществляемый в соответствии с нормами права комплекс мероприятий по сбору, систематизации, оценке сведений, полученных в результате работы на месте происшествия, а также принятию на их основе соответствующих решений.

 


* * *

 

Одна из особенностей работы на месте дорожно-транспортного происшествия состоит в том, что движение на данном участке дороги или улицы, как правило, полностью на все время проведения осмотра не перекрывается, а зона осмотра может занимать достаточно протяженные участки (до нескольких сот метров в длину), что вызывает необходимость перемещения участников осмотра, в том числе и по проезжей части. Обусловлено это значительной скоростью движения транспортных средств, поэтому их детали и предметы, находившиеся па них или у участников дорожного движения, при столкновениях и наездах могут быть отброшены на значительное расстояние.

Первоначально необходимо предпринять следующие меры по обеспечению личной безопасности сотрудников полиции и участников дорожного движения, предотвращению вторичного ДТП, сохранению следов на месте происшествия:

· перекрыть движение полностью;

· включить специальные световые сигналы на патрульном
транспортном средстве или аварийную сигнализацию на других транспортных средствах, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки с целью своевременного предупреждения водителей движущихся транспортных средств об опасности (в населенных пунктах не менее 15 м, а за их пределами – 30 м от стоящих транспортных средств). При Дневном освещении лучше использовать красные мигающие фонари, а в темное время суток - синие, так как они контрастируют с габаритными огнями транспортных средств;

· при наличии пострадавших оказать первую помощь, организовать оказание медицинской помощи

· определить границы участки дороги, где необходимо произвести осмотр;

· удалить с проезжей участников ДТП, свидетелей, очевидцев, иных лиц, принять иные необходимые меры для обеспечения их безопасности;

· оградить место ДТП. Установка ограждающих конусов и дорожных знаков должна производиться так, чтобы обеспечивать плавную траекторию объезда места ДТП. В случае отсутствия специальных устройств для обозначения места происшествия можно также использовать подручные материалы (ветви деревьев, всевозможные деревянные щиты, легкие предметы светлых тонов, соляровые факелы и т.п.);

· организовать движение транспорта в объезд места ДТП, при необходимости регулировать движение в ручном режиме.

После выполнения названных мероприятий об обстановке на месте ДТП осуществляется доклад в дежурную часть подразделения.

Перед продолжением работы па месте происшествия необходимо определить круг участников и свидетелей ДТП, при возможности собрать у них документы на право управления и распоряжения транспортным средством, регистрационные документы на транспортное средство, страховые полисы и др.

При оформлении ДТП, в зависимости от его обстоятельств сотруднику ДПС необходимо учитывать требования ст.ст. 73, 140-149 УПК РФ[1], 26.1, 28.1-28.9 КоАП РФ[2], п. 35, 36, 102-119, 207-226 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185 и п. 11.5, 145-149 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 186дсп.

По факту нарушения правил дорожного движения, повлекшего ДТП, может составляться: протокол осмотра места ДТП (места совершения административного правонарушения), схема места ДТП, протокол осмотра транспортного средства, справка по дорожно-транспортному происшествию, также производится опрос участников ДТП и свидетелей. При этом возможно использование технических средств, в том числе фото-, видеосъемки, аудиозаписи. В случае необходимости дополнительные сведения излагаются сотрудником ДПС в рапорте.

По итогам проведенных на месте ДТП действий может составляться протокол об административном правонарушении, возбуждаться административное расследование, приниматься иное требуемое процессуальное решение.

Осмотр места происшествия является узловым действием, от качества проведения которого зависит обоснованность принимаемых решений, поскольку позволяет получить широкий круг доказательственной информации, определить пути поиска сведений из других источников, а также обеспечить проверку их объективности.

Главная задача осмотра места происшествия заключается в комплексном выявлении обстоятельств, характеризующих механизм происшествия в целом.

В процессе осмотра, наряду с фиксацией материальных объектов и следов, необходимо получить предварительную устную информацию от участников и очевидцев ДТП, которая позволит действовать более целенаправленно, сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму ДТП, определить территорию осмотра и его тактику.

Осмотр места происшествия производится совместно с понятыми и участниками ДТП. До начала осмотра инспектор обязан разъяснить участвующим в нем лицам их право делать замечания по существу осмотра, которые подлежат занесению в протокол.

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в деле граждане. При этом нужно учитывать не только их заинтересованность, но также и возможность выполнять эти обязанности. В этой связи не должны приглашаться в качестве понятых при осмотре места ДТП: водители, причастные к данному ДТП, пострадавшие, знакомые и родственники участников ДТП, сотрудники ОВД. Нежелательно также приглашать в качестве понятых лиц, проживающих в другом городе или отдаленном районе, случайно оказавшихся на месте ДТП, а также представителей автотранспортных предприятий, водители которых участвовали в ДТП.

Начинать осмотр рекомендуется с определения постоянного ориентира, к которому можно «привязать» все другие объекты осмотра. В качестве ориентиров нельзя выбирать временные сооружения и предметы, которые впоследствии могут быть перемещены или уничтожены. Ориентиром может быть километровый столб, мачта освещения, крайняя точка стационарного сооружения и аналогичные ориентиры. Задача заключается в том, чтобы записи в протоколе при необходимости позволили точно определить, где именно располагались обнаруженные при осмотре объекты.

Если место ДТП находится в населенном пункте - указывается название улицы, помер дома и расстояние от определенного угла здания, если вне населенных пунктов - наименование шоссе (дороги), километр и ориентир. Географические координаты места ДТП могут определяться при помощи ГЛОНАСС (GРS)-приемников или иных электронных устройств с возможностью позиционирования. Неточная увязка места или недостаточные сведения о предмете, который взят за основной ориентир, может впоследствии негативно повлиять на доказательственную ценность зафиксированной в протоколе информации.

Для того чтобы изучить механизм развития дорожно-транспортной ситуации, осмотр следует производить исходя из направления движения транспортного средства предполагаемого виновника ДТП. Направление движения в населенном пункте определяется и записывается в протоколе по расположению улиц, площадей и т. п., а за городом - по населенным пунктам.

Все элементы дорожного участка (проезжая часть, обочина, кювет, пешеходные дорожки) измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Измерения, как правило, производятся при помощи рулетки, дорожного курвиметра или лазерного дальномера, для определения углов наклона может использоваться эклиметр или отвес и транспортир, строительный уровень и линейка. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие разметки и ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их вид.

В протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия отражаются сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии, наличии продольного или поперечного наклона дороги и его величине.

В ходе осмотра в первую очередь должны быть произведены измерения таких параметров. которые подвержены быстрым изменениям. Что же касается крутизны спуска или подъема, радиуса закругления и др., то все эти данные могут быть зафиксированы или установлены позже.

Указание в протоколе условий осмотра (атмосферные явления, видимость, освещенность и т. п.) важно для уяснения механизма ДТП. Однако следует иметь в виду, что непосредственно в момент происшествия эти условия могли бытъ иными. В любом случае они должны находить закрепление в других доказательствах (показания свидетелей, подтверждение метеостанции).

Существенным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия. Поэтому должно быть определено и качество дорожного покрытия, И его фактическое состояние (мокрое, заметенное, обледенелое и т. п.).

Освещенность участка дороги также является важной характеристикой дорожных условий. В зависимости от нее водитель выбирает скорость, с тем чтобы в случае необходимости успеть остановить транспортное средство, а также определяет с учетом видимости, какой свет ему включить.

На расстояние видимости влияет множество других факторов: размер и цвет различных объектов, фон, на котором эти объекты выступают, чистота ветрового стекла, состояние погоды, наличие встречного транспорта и т.д. Одни из них фиксируются при осмотре, другие – выясняются при опросе свидетелей.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, в том числе находящиеся за границами зоны осмотра, действие которых распространяется на место ДТП, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направление выходов, их расстояние от места происшествия, т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся дома, деревья и кустарники, километровые знаки, электроосветительные мачты, арки, подъезды, остановки трамвая, троллейбуса или автобуса. Нужно также определять удаленность этих объектов от места происшествия.

В случае обнаружения недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС, проводящий осмотр места происшествия, с привлечением понятых и участников ДТП составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения[3]. При необходимости к участию в осмотре привлекаются представители организаций, ответственных за содержание дороги и средств регулирования дорожного движения.

Недостатки улично-дорожной сети выявляются в соответствии с требованиями ГОСТ-Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В частности, к ним следует относить:

· наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству дорог, выбоины и просадки и т.п. размером более 15 см - по длине, 60 см - по ширине, 5 см - по глубине;

· отсутствие крышки смотрового люка или решетки дождеприемника;

· отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более чем на 2, 0 см;

· отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более чем на 3, 0 см: отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более чем на 2, 0 см, на железнодорожных переездах возвышение межрельсового настила над верхом рельсов более 3, 0 см, неровности в покрытии (настиле) межрельсового пространства более 4, 0 см; занижение уровня обочины по отношению к прилетающей кромке проезжей части более 4, 0 см, возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра;

· наличие неразличимой дорожной разметки;

· видимые повреждения и разрушения на элементах конструкции и крепления светофоров, трещины и сколы на рассеивателе;

· видимые повреждения и разрушения на сигнальных столбиках и маяках;

· наличие более 5% неработающих светильников, расположение неработающих светильников подряд один за другим (в темное время суток).

При проведении осмотра места происшествия могут быть обнаружены динамические или статические следы колес транспортного средства, следы осыпей грунта с частей транспортного средства при его столкновении, следы крови и другие следы биологического происхождения, частицы стекол и лакокрасочных покрытий и т.п.

В ходе осмотра следов и мелких объектов измеряется расстояние от этих объектов до элементов дороги, крупных объектов - узлов места происшествия.

Значение следов жидкостей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколков стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывание их причастности к происшествию.

С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и беговой дорожки, база автомобиля.

Изучение следов колес транспортных средств позволяет решить и иную задачу на месте происшествия - установить направление движения транспортного средства в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия.

Следы колес можно различать следующим образом.

Следы качения возникают при свободном качении колеса или при неполном его торможении в виде несколько смазанных и растянутых отпечатков беговой дорожки, в случае неполного его торможения на вязких и пластичных поверхностях эти следы объемны, на ровной поверхности асфальтобетона или бетона они появляются при выезде транспортного средства с обочины, грунтовой дороги или переезде через загрязненные участки в виде наслоения грязи или пыли, при переезде через лужи - в виде быстро исчезающих мокрых отпечатков, при движении по травянистому покрову - остаются прямые полосы без взрыхления грунта.

Следы юза возникают при перемещении заблокированного (не вращающегося) колеса, когда водитель применил торможение или колесо было заблокировано деформированными при столкновении частями транспортного средства.

На гладкой поверхности асфальтобетона следы юза представляют собой темные полосы, иногда с продольными темными трассами, образованными выступающим рисунком протектора, на бетоне, асфальтобетоне с поверхностной обработкой щебенкой они малозаметны или вовсе не образуются, на короткое время по линии движения колеса остается лишь быстро исчезающая резиновая пыль. На грунте, травянистом грунте заснеженной дороге следы юза сохраняются в виде борозд со следами скольжения на пластичных или влажных грунтах.

Следы заноса - это следы, оставленные незаблокированным колесом при его скольжении под углом к плоскости вращения. Следы заноса менее заметны, чем следы юза, особенно в начале скольжения, когда угол заноса невелик, или на мокром асфальте. При движении транспортного средства в процессе заноса с разворотом на угол близкий к 90 градусам следы заноса переходят в следы юза, когда оставляющие след колеса перестают
вращаться.

Пробуксовывающее колесо оставляет на твердой поверхности веерообразные трассы с узкими концами в направлении движения, на вертикальной стенке глубокой колеи боковые части шины оставляют дугообразные следы, направление незавершенной части которых совпадает с направлением движения.

Изучение следов колес - необходимое условие для установления следов торможения транспортного средства, являющихся исходным пунктом для прояснения ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др.

Описание следов колес представляет известную сложность. Прежде всего, следы должны быть сориентированы («привязаны» к неподвижным объектам: границам перекрестка, пешеходному переходу, перпендикуляру, проведенному от угла расположенного поблизости дома и др.). Длина каждого следа (левых и правых колес) замеряется отдельно, если следы различной длины. Когда длина одинакова, достаточно измерить один след, отразив в протоколе его протяженность. Фиксации подлежат перерывы в следах с указанием их размера и расположения от начала следов колес.

Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия, получение их изображений при помощи технических средств, изготовление слепков.

Следы, свидетельствующие о факте столкновения транспортных средств, обнаруживаются при визуальном осмотре. Это могут быть следы колес транспортных средств, осыпь грунта, грязи, снега с частей транспортного средства при его столкновении, осыпь стекол и лакокрасочных покрытий, сыпучих грузов и т.д.

В ходе осмотра этих следов и мелких объектов измеряются расстояния от этих объектов до элементов дороги и других узлов места происшествия. Осыпи грунта, стекол и других веществ, наблюдаемые при столкновениях транспортных средств, по своей площади располагаются неравномерно. Осыпи описываются в протоколе осмотра и наносятся на схему места происшествия. На схеме следует обозначить как всю площадь, занимаемую осыпью, так и те участки, где осыпавшееся вещество располагается более сконцентрировано. Правильное обозначение осыпей на схеме является одним из обстоятельств, способствующих успешному решению вопроса о месте и механизме столкновения в ходе последующей экспертизы.

Отделившиеся детали, груз или его части при падении на дорогу не останавливаются мгновенно, а перемещаются по ней, оставляя своеобразные следы (царапины, вмятины и т.п.). Эти следы тоже должны быть тщательно описаны в протоколе, измерены и нанесены на схему. В некоторых случаях возникает необходимость отображения на схеме криволинейных следов, имеющих большую протяженность (так называемых следов сложной конфигурации). Несмотря на сложность и трудоемкость, данная работа должна быть проделана, так как по следам, оставленными частями транспортного средства или груза, специалист (эксперт) может определить некоторые параметры движения транспортного средства в момент столкновения и после него.

Осмотр транспортного средства. При нахождении транспортных средств на месте происшествия их осмотр является составной частью осмотра места ДТП.

Осмотр транспортных средств начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим транспортным средствам и осматриваемым объектам. Тщательно описываются повреждения автомобиля.

В протоколе осмотра отражаются сведения о транспортном средстве: его тип (вид), модель, регистрационный номер, цвет, характер груза, его количество и т. д., где находится транспортное средство (на проезжей части, на тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке, пешеходном переходе и т.д.).

Осмотр транспортного средства состоит из двух этапов: наружного и технического осмотра.

Наружный осмотр производится с целью фиксации механических повреждений, следов наслоения и отслоения, выявления иных сведений, имеющих значение для уяснения механизма ДТП.

Наружный осмотр рекомендуется производить от передней части транспортного средства и снизу вверх. При этом обращается внимание на целостность внешних световых приборов (фар, подфарников), переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля.

Необходимо фиксировать форму и положение обнаруженных следов на частях автомобиля, указывать их размеры и высоту над уровнем земли. Также тщательно обследуются задняя часть, боковые стороны, кабина и кузов. Следует осматривать транспортные средства и снизу, т.к. нередко следы происшествия, в особенности обрывки одежды, находятся на выступающих частях переднего и заднего мостов, элементах подвески, картере двигателя.

Если на месте происшествия полный осмотр транспорта произвести невозможно, то его следует продолжить в приспособленном месте, отразив это в протоколе. В необходимых случаях производится дополнительный осмотр с составлением нового протокола.

Среди приоритетных целей осмотра транспортного средства - определение его технического состояния и выявление неисправностей, которые могли явиться причиной ДТП или в какой-то мере изменить его динамические свойства.

Окончательный вывод о причинах неэффективности работы систем и механизмов автомобиля или выхода их из строя может последовать и позднее, когда его в стационарных условиях исследует специалист.

Тем не менее на месте происшествия, если имеется техническая возможность и в осмотре участвует лицо, обладающие необходимыми навыками и знаниями, по окончании наружного осмотра можно протестировать некоторые системы транспортного средства. При этом следует учитывать, что повторный или дополнительный осмотр после этого может быть затруднен или невозможен.

При проверке рабочей тормозной системы используется метод ходового испытания. Первоначально осуществляется внешний осмотр тормозной системы, проверяют уровень тормозной жидкости или давления воздуха в ней. Затем разгоняют автомобиль до скорости в 40 км/ч (мотоцикл - до 30 км/ч) и, достигнув определенного заранее ориентира, производят экстренное торможение (без удара по педали) с выключенным сцеплением. После остановки измеряют длину тормозного пути, отмечая признаки заноса и ширину занятой полосы движения. Для получения белее точного результата производят несколько торможений и вписывают в протокол среднее арифметическое значение этого расстояния.

При проверке механической стояночной тормозной системы первоначально тестируется устройство фиксации рычага ручного тормоза. Для определения эффективности стояночной тормозной системы транспортное средство затормаживают на уклоне с помощью рабочей тормозной системы. Затем выключают сцепление и затягивают рычаг ручного тормоза. После этого рабочую тормозную систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижности транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне в 16%.

Осмотр рулевого управления начинается с оценки кинематической связи между элементами его механизма, надежности крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, затем проверяется целостность и наличие фиксирующих приспособлений на резьбовых соединениях, отсутствие проскальзывания оплетки рулевого колеса. Для этого покачивают рулевую колонку в вертикальной и горизонтальной плоскостях, поворачивают рулевое колесо в обе стороны на 50-60 градусов и наблюдают за перемещением узлов.

При наличии гидроусилителя руля проверяют соответствие норме натяжение его приводного ремня, уровня жидкости в гидросистеме, после этого запускают двигатель и на повышенных оборотах коленчатого вала контролируют удержание рулевого колеса в различных положениях.

Тип, модель и размер каждой из шин транспортного средства определяют по надписям на их боковинах. Если боковины повреждены или надписи не прочитываются, то в протоколе осмотра указывается тип шины, рисунок ее протектора (обыкновенный, комбинированный, повышенной проходимости, ошипованный) и ширина беговой дорожки. Осматривая поочередно каждую шину, фиксируют:

· давление воздуха в ней;

· исправность золотника;

· тип протектора и модель;

· высоту протектора в наиболее изношенной ее части;

· наличие в ней проколов, пробоин, порезов, разрывов, расслоений каркаса, отслоений протектора и индикаторов износа;

· характер износа протектора (периферийный, центральный, боковой внутренний, боковой наружный).

Давление воздуха в шинах измеряется без разборки золотников и после того как шины остынут. Высота протектора определяется с помощью штангенциркуля с точностью до 0, 1 мм.

При осмотре колес проверяют:

· количество и затяжку гаек;

· наличие трещин и других повреждений на дисках, ободах и
стопорных кольцах.

В процесс технического осмотра определяются: количество, тип, цвет, расположение и режим работы всех внешних световых приборов, а также сигнализаторов их включения, установленных в кабинах и салонах, единообразие системы светораспределения фар и их соответствие типу и модели транспортного средства. Затем описывают дефекты световых приборов: загрязнение, разрушение или отсутствие ламп, рассеивателей, рефлекторов, омывателей фар, отсутствие контакта в электрических соединениях и т.д. После завершения проверки комплектности и состояния световых приборов осуществляется контроль их работоспособности.

Если ДТП произошло в период выпадения атмосферных осадков, на загрязненной проезжей части или при наличии в воздухе множества насекомых, то необходимо проверить наличие и исправность стеклоочистителей и стеклоомывателей, предусмотренных конструкцией. Для этого следует:

· оценить состояние очищаемых поверхностей;

· оценить состояние механизмов обдува и обогрева стекол;

· зафиксировать наличие жидкости в бочках омывателей и возможность ее подачи к очищаемым поверхностям в достаточном количестве;

· полить водой очищаемые стекла;

· измерить частоту двойных ходов щеток стеклоочистителей при работе двигателя на холостом ходу;

· оценить качество очистки стекла и общую ширину очищаемых полос.

Среди других элементов конструкции транспортного средства в зависимости от обстоятельств ДТП первостепенное значение уделяется оценке состояния и работоспособности:

· дополнительных зеркал заднего вида;

· противосолнечных козырьков (в ясную погоду);

· шторок, жалюзи и пленок на стеклах;

· тягово-сцепного устройства;

· заднего защитного устройства (бампера) грузовых автомобилей при попутных столкновениях;

· поручней и креплений в автобусах, ремней безопасности, детских удерживающих устройств;

· грязезащитных щитков и фартуков;

· аварийных выходов, механизмов привода открытия дверей (в автобусах);

· дуг безопасности, рукояток (ремней) на сиденьи пассажира (у мотоциклов);

· других элементов конструкции транспортного средства, могущих повлиять на развитие аварийной ситуации.

Если транспортное средство оборудовано тахографом, видеорегистратором, средством позиционирования, принимаются меры для фиксации их показаний, для чего может использоваться порядок, предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ, с составлением соответствующего протокола. При этом в протоколе следует указывать имена копируемых файлов, на какой носитель копировалась информация с прибора, а также его серийный номер, марку, модель, данные специалиста, производившего получение информации, и понятых.

Транспортное средство должно являться объектом осмотра места происшествия в том случае, когда оно находится на незначительном расстоянии от места происшествия и связано с ним системой следов. Если же оно скрылось с места происшествия, то момент окончания осмотра места ДТП не должен быть связан с его обнаружением. В этом случае найденное транспортное средство должно осматриваться отдельно как предмет, и об этом составляется отдельный протокол.

Осматривая такой транспорт, необходимо учитывать, что существует немало фактов, когда заинтересованные лица с целью сокрытия истинной причины ДТП повреждают отдельные детали или агрегаты автомобиля.

в целом при работе на месте происшествия инспектору желательно не допускать контактов водителя и других участников и очевидцев ДТП между собой, чтобы исключить возможность искажения ими информации об обстоятельствах происшествия.

Возможности выявления доказательственной информации при осмотре места дорожно-транспортного происшествия значительно возрастают в случае исп6льзования технических средств.

Осмотр завершается составлением необходимых протоколов и схем, заверяемых в установленном порядке причастными к этому действию лицами.

Одним из важнейших способов фиксации всей обстановки места ДТП в целом и каждого вещественного доказательства в отдельности является использование возможностей фотосъемки.

Сотрудник или специалист-криминалист проводит ориентирующую, обзорную, узловую и детальную фотосъемку.

Ориентирующая фотосъемка осуществляется методом панорамной съемки, охватывает место происшествия и окружающие его объекты, отображая расположение зоны осмотра на участке местности.

Обзорная фотосъемка охватывает всю зону осмотра или отдельные ее секторы, создавая о ней (них) целостное представление.

При узловой фотосъемке на снимках отображается несколько элементов осмотра, связанных между собой конструктивно или системой следов.

Применяя детальную фотосъемку, в крупном масштабе фиксируют отдельный след или элемент осмотра, как правило, с использованием масштабной линейки.

Цифровые снимки обеспечивают высокую информативность и наглядность материалов при изучении обстановки. Отсутствие необходимости проявления фотопленки существенно ускоряет процесс оформления материалов о ДТП. Снимки быстро переносятся в компьютер, надежно сохраняются на жестком диске, удобно просматриваются па мониторе компьютера.

Фотосъемка места дорожно-транспортного происшествия должна обеспечивать идентификацию и полноту фиксации обстановки места происшествия. С целью систематизации запечатленного на фотоснимках материала и раскрытия его содержания в логической последовательности фотографирование производится от общего к частному.

Как уже отмечалось, для этого выполняют четыре вида фотосъемки места дорожно-транспортного происшествия методом последовательного приближения: ориентирующую, обзорную, узловую и детальную.

Ориентирующие, обзорные снимки и снимки наиболее важных участков места происшествия (узловые) целесообразно сделать на начальной стадии осмотра, пока не нарушена обстановка, частные же особенности лучше фиксировать при детальном осмотре. Не следует включать в кадр понятых и других участников осмотра, т.к. никакого доказательственного значения это не имеет и лишь мешает восприятию.

Для фотографирования участка следов большой протяженности (следы колес) применяется метод линейной панорамы, при котором с высоты 1 м делается несколько снимков, каждый из которых на 1/3 перекрывает предыдущий. Если след по контрастности мало отличается от следовоспринимающего объекта, для съемки применяются светофильтры.

При фотосъемке фотоаппарат располагают на центральной оси объекта съемки или на высоте повреждений, при этом задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта. Желательно все повреждения сфотографировать с применением масштабной линейки, которая также используется при проведении детальной съемки.

Фотосъемку рекомендуется производить с различных расстояний до объекта. Если объект съемки не входит в кадр, допускается изменение ориентации кадра с горизонтального на вертикальное и наоборот.

При осмотре места ДТП возможно также использование видеосъемки, которая позволяет:

· в более полном объеме, чем при фотосъемке, показать положение места происшествия по отношению к окружающей обстановке и обстановку;

· с различных точек показать расположение на месте происшествия имеющихся объектов, в том числе ТС, следов, вещественных доказательств;

· проследить действия участников осмотра места происшествия по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств на месте происшествия и транспортных средствах.

В схеме места дорожно-транспортного происшествия рекомендуется указывать:

· место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

· ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

· дефекты дорожного покрытия;

· ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

· положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с транспортных средств и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

· место (места) столкновения транспортных средств (наезда) по мнению каждого из участников ДТП;

· направление движения участников ДТП до момента его наступления.

Опросы участников и свидетелей ДТП на месте происшествия имеют важное доказательственное значение, т.к. позволяют получить фактические данные (информацию об обстоятельствах происшествия) субъективного характера.

Определяющее значение имеет своевременность проведения опроса. Практика показывает, что зрительная информация, воспринятая опрашиваемыми, нередко искажается как по объективным, так и по субъективным причинам. В числе объективных причин основное значение имеет быстротечность события ДТП. Субъективные же причины связаны с разными обстоятельствами личного характера: воздействие родственников виновника, общих с ним знакомых, материальная заинтересованность опрашиваемого и др. В этой связи важно опросы очевидцев и участников ДТП произнести немедленно после осмотра места ДТП либо в процессе осмотра, если имеется такая возможность.

Выяснению подлежит обстановка, предшествовавшая ДТП, в момент происшествия и после него. В том числе обстоятельства, характеризующие механизм ДТП. В объяснении необходимо отразить:

· установочные данные опрашиваемого;

· дату и время совершения ДТП;

· марку, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства;

· место совершения ДТП (__ км шоссе (автодороги); улица напротив дома № __; перекресток улицы и проспекта и т.д.);

· техническое состояние транспортного средства (в случае наличия неисправности указать, в чем она выражена, когда обнаружена и какие меры приняты для ее устранения);

· направление движения (от населенного пункта __ в направлении города __; от улицы __ в направлении проспекта ______).

· скорость движения в км/час;

· расположение транспортного средства на проезжей части (при наличии разметки - в какой полосе; при ее отсутствии или невозможности видеть - в метрах от правого (левого) края проезжей части (мнимой осевой линии»;

· время суток (темное, светлое), видимость в метрах (при условии темного времени суток либо ограниченной видимости указать, какие световые приборы были включены на транспортном средстве);

· наличие и состояние приборов искусственного освещения дороги (улицы);

· метеорологические условия на момент происшествия и состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, гололедица, снежный накат и т.п.);

· в зоне действия каких дорожных знаков проезжал водитель и произошло ДТП;

· если движение регулировалось, то какие были для водителя сигналы светофора (регулировщика), была ли их смена; указать в связи с этим соответствующие расстояния (в метрах) от транспортного средства до пересекаемой проезжей части (стоп-линии, железнодорожного шлагбаума, светофора и т.д.);

· расположение пассажиров и груза в транспортном средстве;

· использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств;

· наличие попутного и встречного транспорта, других участников дорожного движения;

· когда, на каком расстоянии водитель обнаружил препятствие (пешеход, транспортное средство, столб и т.п.);

· какие действия предприняли водители для предотвращения происшествия (подача звукового и светового сигналов, торможение, изменение направления движения и т.п.);

· какие действия производились на месте ДТП после его совершения (убиралось ли транспортное средство с места ДТП ит.п.);

· нуждаются ли участники ДТП в медицинской помощи;

· имеется ли необходимость освидетельствования на состояние опьянения других участников происшествия;

· присутствовали ли очевидцы происшествия, если да, то указать их данные.

При опросе водителя транспортного средства в случае наезда на пешехода дополнительно рекомендуется отражать в первоначальных объяснениях следующие обстоятельства в отношении его действий: какое до пешехода было расстояние в момент обнаружения опасности со стороны его действий; пересекал ли он проезжую часть на пешеходном переходе, если да, то каком (регулируемом, нерегулируемом), направление его движения (например: слева направо (справа налево) под прямым углом к проезжей части, справа налево (слева направо) под углом во встречном (попутном) направлении и т.д.), характер (шаг, бег) и темп передвижения (медленный, нормальный, быстрый), имелись ли какие-либо препятствия (автомобиль, павильон остановки общественного транспорта, зеленые насаждения и т.д.), ограничивающие водителю видимость пешехода, расстояние и интервал до них в момент возникновения опасности, действия водителя по предотвращению наезда.

При опросе свидетеля очень важно с самого начала выяснить, в каком месте он находился и в какой момент обратил внимание на сложившуюся на дороге ситуацию. Необходимо учитывать, как на восприятие события свидетелем повлияли такие обстоятельства, как освещение транспортного средства и улицы, степень видимости и обзорности пути, погодные условия.

Следует также выяснить отношение свидетеля к участникам ДТП и его осведомленность в технических вопросах, связанных с автомобилем.

Необходимо строго разделять и указывать в объяснении то, что свидетель видел лично и то, что он узнал о случившемся и от кого.

При опросе свидетелей, не являвшихся очевидцами происшествия, также выясняются обстоятельства, которые по предположению опрашивающего могут быть им известны и иметь значение для правильной квалификации произошедшего. Такими свидетелями могут быть работники лечебных учреждений, автопредприятий, дорожных служб. Содержание опроса зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному происшествию.

Опрос пострадавших необходимо производить немедленно после ДТП, если состояние их здоровья позволяет это сделать. В то же время следует учитывать, что первые показания, данные сразу же после ДТП, могут быть наиболее полными и точно отражать событие происшествия и, напротив, показания, данные но истечении определенного времени, могут содержать существенные ошибки.

П ри проведении опросов инспектор должен опираться на результаты других действий, соотносить сведения, сообщаемые опрашиваемым, с фактическими данными, полученными в ходе осмотра места ДТП. Все возможные обстоятельства, влияющие на качество и полноту проверки по ДТП, должны быть отражены в объяснениях участников и свидетелей ДТП.

В целом информация, собранная на месте ДТП, должна обеспечить обоснованное принятие соответствующих процессуальных решений и качественное заполнение корточки учета ДТП действующего образца с учетом ее использования в автоматизированной системе учета ДТП (АСУДТП).

На месте происшествия участникам ДТП и потерпевшим, не являющимся участниками ДТП, может выдаваться справка. Форма справки о дорожно-транспортном происшествии и приложения к ней, которое заполняется при наличии пострадавших, утверждена приказом МВД России от 1 апреля 2011 г. № 154.

Методические рекомендации по заполнению данной справки направлены в органы управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации с сопроводительным письмом ГУОБДД МВД России от 07.03.2012 г. № 13/12-73.

 


План Издательской
деятельности ФКУ НИЦ БДД
МВД России на 2013, п. 2

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет суточной производительности комплекса | Структура работы. Кафедра управления социально-экономическими системами




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.