Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по профильному обучению






На ступени основного общего образования

Деятельностью учителя по ориентации учащихся на поступление и получение профессионального образования в соответствующих образовательных учреждениях характеризуется введением в содержание учебного программного материала дополнительных тем и разделов, отдельных новых знаний и форм учебной деятельности, позволяющих учащимся углубить своё образование и удовлетворить познавательные интересы в области физической культуры, повысить уровень физической подготовленности и укрепить здоровье, подготовиться к последующей (после окончания школы) активной творческой деятельности.

Данная подготовка характеризуется не только освоением учащимися соответствующего учебного содержания, определяемого требованиям вузов избираемого профиля, но и развитием физических способностей школьников в соответствии с выбранной в будущем профессиональной деятельностью. Для школьников старших классов уроки физической культуры должны строиться с преобладанием профессионально-прикладной физической подготовки. Средства физической культуры и нагрузка должны быть определены с учётом основных (ведущих) мышечных групп для данной (конкретной) профессии. Занятия рекомендуется строить по принципу «спортивной тренировки».

Важной задачей учителей в организации подготовки школьников на данный момент должна стать разработка программ и проведение курсов по выбору. Содержание и тематика элективных курсов определяется социальным заказом школьников и их родителей с учетом информационной и материальной базы данного образовательного учреждения. Элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

 

 

Методические рекомендации по организации занятий физической культурой

С учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

 

I. Организация и методика проведения занятий специальной медицинской группы (СМГ) в общеобразовательных учреждениях:

Кадровое обеспечение занятий физической культурой с учащимися спецмедгруппы.

Для проведения занятий с обучающимися, отнесёнными к специальной медицинской группе, привлекаются учителя физической культуры, имеющие специальное физкультурное образование и прошедшие краткосрочные курсы повышения квалификации по данной проблеме.

Оплата труда учителей физической культуры, ведущих занятия в специальной медицинской группе, производится в соответствии с их тарификацией за счёт средств, предусмотренных в смете расходов общеобразовательного учреждения на текущий год. Учителю устанавливается доплата 20% за работу с детьми, по состоянию здоровья отнесенных к специальным медицинским группам по физкультуре.

Методика организации и проведения занятий в СМГ:

§ занятия могут быть организованы как на базе общеобразовательного учреждения, в котором обучается ребёнок, так и на базе образовательного учреждения, определённого для решения данных задач органом управления образованием;

§ на основании справок в общеобразовательном учреждении формируются специальные медицинские группы для занятий физической культурой. Состав группы, время и место проведения занятий, Ф.И.О. учителя утверждаются приказом директора общеобразовательного учреждения;

§ при отсутствии условий формирования групп обучающихся с одинаковыми заболеваниями можно объединить обучающихся, имеющих разный характер и тяжесть заболевания, осуществляя внутригрупповое деление на подгруппы «А» и «Б»;

§ по возможности следует выделять возрастные группы: 7-9, 10-12, 13-14 и 15-16 лет. Если число обучающихся недостаточно для комплектования специальной медицинской группы по возрастному признаку, то создаются разновозрастные группы. Наполняемость групп до 12 человек;

§ в отдельных случаях (особенно в сельских школах) занятия физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе, могут проводиться совместно с обучающимися подготовительной и основной групп при условии дифференцированного подхода к организации учебного процесса. Наполняемость групп до 12 человек;

§ занятия с обучающимися проводятся в соответствии с расписанием до или после уроков, при этом возможно отсутствие обучающегося на уроке физической культуры на основании письменного заявления родителей;

§ нулевые уроки (в 1-й смене) и сдвоенные уроки в таких группах не допускаются. Рекомендуется большинство занятий проводить на свежем воздухе. Особенно это важно при наличии в группе обучающихся с хронической пневмонией, бронхиальной астмой, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Вместе с тем во время занятий на открытом воздухе обучающиеся нередко подвергаются переохлаждению, ведущему к рецидивам заболеваний, поэтому учитель должен строго следить за соответствием одежды обучающихся температуре воздуха;

§ проводя занятия на открытом воздухе, особое внимание следует уделять сочетанию движений с дыханием, не допускать длительных остановок. Начало и конец урока в прохладную погоду можно проводить в помещении;

§ посещение занятий обучающимися является обязательным. Ответственность за их посещение возлагается на родителей. Контроль осуществляется учителем физической культуры, ведущим эти занятия, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, медицинским работником общеобразовательного учреждения, в котором проводятся эти занятия, а также заместителем директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения, в контингенте которого постоянно находится обучающийся;

§ особое внимание следует уделять планированию учебной работы с обучающимися. Основным документом для планирования является календарно-тематический план на полугодие для каждой группы.

При организации и проведении занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе необходимо также учесть следующие особенности.

Занятия фиксируются в отдельном журнале учёта, отражающем общие сведения (Ф.И.О., год рождения, класс, диагноз заболевания, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями). Итоговые отметки из отдельного журнала переносятся в итоговую ведомость классного журнала;

При отсутствии возможности проведения организованных занятий для подгруппы «Б» обучающиеся должны посещать уроки физкультуры, избирательно выполнять общеразвивающие, дыхательные упражнения, участвовать в малоподвижных играх, выполнять домашние задания по освоению комплекса упражнений утренней гимнастики, комплекса дыхательных упражнений, корригирующей гимнастики.

В случае присутствия обучающегося на всех уроках, выполнения всех указанных выше требований учитель физической культуры вправе аттестовать обучающегося на отметки «хорошо» и «отлично».

Возможные формы контроля занятий обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в общеобразовательных учреждениях:

· собеседование по теоретическим вопросам;

· устное сообщение по теоретическим вопросам;

· реферат, как правило, на тему по профилю заболевания;

· практическое выполнение лечебных упражнений по профилю заболевания.

 

II. Организация и проведение занятий с обучающимися специальной медицинской группы в общеобразовательных учреждениях, определяемых муниципальными органами управления образованием:

Приказом муниципального органа управления образованием определяется общеобразовательное учреждение, в котором организуются занятия для детей специальной медицинской группы из общеобразовательных учреждений муниципального района;

На основании приказа муниципального органа управления образованием, заявлений родителей издаётся приказ директора общеобразовательного учреждения, определённого муниципальным органом управления образованием, о создании группы с указанием фамилии, имени, отчества и места основного обучения детей;

- устанавливается и утверждается график проведения занятий (после основного учебного времени);

- разрабатывается и утверждается перечень обязанностей ответственного за жизнь и здоровье обучающихся при посещении занятий;

- проведение занятий фиксируется в отдельном журнале с выставлением отметок;

- по окончании каждой четверти обучающимся выдаётся справка о текущих отметках и результате промежуточной аттестации;

- в классном журнале учреждения, в контингенте которого находятся обучающиеся, на странице предмета физкультуры напротив фамилии указывается, в каком учреждении проходил занятия обучающийся, и переносятся четвертная (полугодовая) и годовая отметки, а справка, указанная выше, прилагается.

2) для оценивания знаний и практических умений (по рекомендации учителя, проводящего аттестацию) учащиеся могут подготовить 1-2 реферата, составить из изученных упражнений и продемонстрировать комплекс упражнений по профилю своего заболевания.

Если обучающийся, занимающийся в поликлинике (диспансере), демонстрирует знание комплекса упражнений по своему заболеванию, выполняет его качественно, самостоятельно, но стандарт посещений кабинета ЛФК не выполнен по уважительной причине, обучающийся может претендовать только на отметку «хорошо».

Разъяснение по вопросам освобождения обучающихся от занятий по физической культуре, организации занятий и аттестации обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой.

Освобождение обучающихся от занятий физической культурой после перенесённого ими острого заболевания может быть только временным – от 1 недели до 1месяца. В этих случаях лечащим врачом обучающемуся выдаётся справка, в которой указывается, с какого времени он не посещал занятия в школе и на какой период рекомендовано освобождение от занятий физической культурой.

При наличии вышеуказанной справки обучающийся обязан посещать уроки физической культуры, при этом выполнение физических упражнений не обязательно.

При наличии письменного заявления родителей возможно отсутствие обучающегося на уроке (если урок первый или последний в расписании).

Обучающимся с хроническими заболеваниями, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программам для основной группы, лечебным учреждением выдаётся справка с указанием отнесения их для занятий физической культурой к подготовительной или специальной медицинской группе «А» или «Б». В справке, выдаваемой лечебным учреждением, указывается период, на который определяется специальная медицинская группа, даются рекомендации по месту посещения занятий (поликлиника, физкультурный диспансер, общеобразовательное учреждение). Справка заверяется подписями педиатра, заведующего поликлиникой и печатью.

Занятия в общеобразовательном учреждении организуются для основной, подготовительной и специальной «А» группы, в исключительных случаях занятия с данной категорией детей организуются в поликлинике или физкультурном диспансере.

 

Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения на секциях августовских конференций и заседаниях методических объединений учителей физической культуры:

Ø Приоритетные цели обучения физической культуре в соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования нового поколения.

Ø Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни.

Ø Задачи физического воспитания учащихся в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.

Ø Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования по предмету «Физическая культура».

Ø Современные требования к профессиональной компетентности учителя

Ø физической культуры и тренера.

Ø Компетентностный подход в образовании - основа мастерства учителя.

Ø Развитие профессионально значимых качеств личности учителя.

Ø Ценностные ориентации и практическая значимость образования в области физической культуры.

Ø Формирование у учащихся разного возраста культуры здоровья, устойчивой мотивации для занятий физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни.

Ø Современный опыт работы по обучению здоровью, организации тренингов саморегуляции и самокоррекции состояния здоровья естественными средствами оздоровления учащихся.

Ø Возможности использования современных информационных технологий и Интернет-ресурсов для обучения здоровью.

Ø Формирование навыков самодиагоностики и самоконтроля учащихся на уроках на уроках физической культуры и спортивных тренировках.

Ø Современные проблемы и опыт реализации здоровьеформирующего подхода в общеобразовательной школе.

Ø Задачи учителя физической культуры во внедрении новых технологий и методик здоровьесбережения в систему работы школы.

Ø Современные подходы к формированию навыков использования учащимися приобретенных знаний и умений по предмету «Физическая культура» в практической деятельности и повседневной жизни.

Ø Проблемы и опыт школ Ставропольского края в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Ø Возможности использования оздоровительных и развивающих возможностей физической культуры для учащихся в условиях инклюзивного образования.

Ø Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры.

Ø Опыт организации работы по физической культуре со спортивно одарёнными детьми на уроках физической культуры и во внеклассной работе.

Ø Пути совершенствования программно-методического обеспечения учебного процесса по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе.

Ø Оценочно-аналитический компонент учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

Ø Урок по предмету «Физическая культура» как инструмент управления качеством оздоровительного и воспитательного процессов в общеобразовательной школе.

Ø Современные гигиенические требования к занятиям физическими упражнениями и спортом в общеобразовательной школе в свете требований СанПиН и ФГОС.

Ø Обеспечение безопасности занятий по физической культуре.

Ø Личностно-ориентированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках физкультуры.

Ø Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

 

Рекомендуемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования/М - во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

2. Образовательные программы по дисциплине «Физическая культура» рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и допущенные департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования Российской Федерации.

3. Анащенкова С.В., Бойкина М.В., Виноградская Л.А., Матвеев А.П.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение 2012

4. С.П. Казачкова, М.С. Умнова Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2012г

5. М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю Торочкова «Физическая культура. Методические рекомендации 5-7классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений»- М.: Просвещение 2013

6. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре». - М.: Дрофа 2010.

7. Г.И. Погадаев. «Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения» Методическое пособие. - М.: Дрофа 2005.

8. Лапытов И.К. «Физическая культура. Профильное обучение 10-11 класс Программы элективных курсов Сборник 1» Дрофа 2011

9. Колоднецкий Г.А. Кузнецов В.С. «Физическая культура. 8 класс: Планирование и организация занятий» Дрофа 2010

10. В.С. Родиченко «Твой олимпийский учебник» Учебное пособие. – М.: «Физкультура и спорт»2004.

11. Авт-сост. Каинов А.Н. «Физическая культура. 9-11 классы: организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания» Учитель 2012

12. Авт.-сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов. «Контрольно-измерительные материалы. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы. 1–4 классы»– М.: ВАКО, 2011

13. Бекетов Н.С. Семенов А.Г. «Педагогика физической культуры» - Кнорус 2012

14. Винер И.А. Горбулина Н.И. «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики: Методическое пособие: 1-4 класс» - М.: Просвещение 2012

15. Полянская Н.В., Копылов Ю.А «Система физического воспитания в образовательных учреждениях. Методические рекомендации.» - Мнемозина 2011.

16. Полянская Н.В., Копылов Ю.А. «Физическая культура и здоровья школьника: от А до Я. Советы родителям» Мнемозина 2011

17. Лях В.И. «Физическая культура 10-11 класс. Тестовый контроль. Для учителей общеобразовательных учреждений» Просвещение 2012

18. В.И. Лях «Физическая культура 5-9 классы. Тестовый контроль» Просвещение 2011

19. А.П. Матвеев «Уроки физической культуры 1-4 кл» Просвещение 2012.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.