Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество продукции, показатели и методы оценки его уровня






Министерство образования и науки Украины

Донбасская государственная машиностроительная академия

Кафедра подъемно-транспортных машин

КАЧЕСТВО МАШИН

Конспект лекций

Для студентов специальности 6.090214

Краматорск 2016

Содержание

 

1 Качество продукции, показатели и методы оценки его уровня………….…...1

1.1 Качество продукции: основные понятия, термины определения…....1

1.2 Классификация показателей качества промышленной продукции…..3

1.3 Стадии формирования качества………………………………………...7

1.4 Методы определения значений показателей качества продукции..…8

1.5 Методы оценки уровня качества продукции………………………....10

1.6 Этапы оценки технического уровня продукции……………………..13

1.7 Карта технического уровня и качества продукции…….…………....14

1.8 Системный подход к управлению качеством продукции……….…..16

2 Качество конструирования. Задачи конструирования……………………….18

2.1 Экономические основы конструирования……………………………19

2.2 Долговечность…………………………………………………………..20

2.3 Эксплуатационная надежность………………………………………..37

2.4 Доводка машин в эксплуатации……………………………………….41

2.5 Стоимость машины…………………………………………………….42

2.6 Унификация…………………………………………………………….43

2.7 Нормализация…………………………………………………………..45

2.8 Секционирование………………………………………………………46

2.9 Метод изменения линейных размеров………………………………..47

2.10 Метод базового агрегата……………………………………….……..47

2.11 Конвертирование……………………………………………….…..…47

2.12 Компаундирование……………………………………………….…..48

2.13 Модификация………………………………………………….……...49

2.14 Агрегатирование……………………………………………….……..49

2.15 Комплексная нормализация…………………………………….……50

2.16 Унифицированные ряды……………………………………….…….50

2.17 Уменьшение номенклатуры объемов производства………….……54

2.18 Размерно-подобные ряды……………………………………………54

2.19 Универсализация машин…………………………………………….56

2.20 Последовательное развитие машин…………………………………57

2.21 Общие правила конструирования…………………………………...58

2.22 Методика конструирования………………………………………….62

2.23 Конструктивная преемственность…………………………….……..63

2.24 Изучение сферы применения машин………………………….…….65

2.25 Выбор конструкции…………………………………………………..66

2.26 Разработка вариантов………………………………………………...67

3 Качество обработки поверхности. Технологичность конструкции

машин и деталей…………………………………………………………...71

3.1 Общий обзор применяемых видов обработки деталей машин……..71

3.2 Основные факторы, влияющие на характер технологического

процесса механической обработки……………………………….…..74

3.3 Технологичность конструкции изделий и деталей………………….75

3.4 Базирование деталей. Установка деталей при обработке

на станках………………………………………………………….……78

3.5 Точность обработки деталей…………………………………….……88

3.6 Основные сведения о размерных цепях………………………….…..95

3.7 Качество поверхностей деталей машин после механической

обработки………………………………………………………….……97

4 Средства контроля качества промышленной продукции……………….…..103

4.1 Методы неразрушающего контроля качества продукции…….……105

4.2 Общая характеристика методов неразрушающего контроля.……...112

4.3 Оптические методы контроля………………………………….……..115

4.4 Капиллярные методы контроля…………..……………………….….119

4.5 Магнитные методы контроля………………………………………...125

4.6 Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля…………..126

4.7 Акустические методы контроля…………………………….………..129

4.8 Радиационные методы контроля……………………….…………….136

4.9 Контроль течеисканием………………………………………….……138

5 Обеспечение качества в соответствии с ИСО 9001………………………… 140

5.1 Причины разработки новых стандартов серии ИСО 9000…….……140

5.2 Модель процесса управления качеством………………………….…140

5.3 Модель системы управления качеством………………………….….143

5.4 Ответственность руководства………………………………….……..143

5.5 Политика в области качества………………………………….….…..143

5.6 Контроль документации……………………………………..….…….145

5.7 Управление ресурсами на практике………………………..….……..145

5.8 Управление процессами……………………………………..….…….146

5.9 Разработка и проектирование……………………………….….…….148

5.10 Процессы производства и обслуживания…………………..………148

5.11 Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка,

консервация и поставка…………………………………….….…….149

5.12 Управление несоответствующей продукцией………………..…….149

5.13 Контроль, анализ и усовершенствование………………….…....….149

6 Качество и конкурентоспособность продукции……………………….….….151


Качество продукции, показатели и методы оценки его уровня

 

1.1 Качество продукции: основные понятия, термины и определения

 

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402-94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».

Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установлен­ные и предполагаемые потребности.

Объект - это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса.

Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устройства, пищевые продукты и т.д.) и неовеществленными (энергия, информация). Термины и понятия, рассматриваемые ниже, относятся только к овеществленным результатам труда.

Учитывая, что свойство продукции является исходной характеристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.

Свойство продукции - это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изде­лия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами - безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний. К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки технических устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический). Качественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, наличие или отсутствие дефектов. В швейных изделиях использование взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армированных, лавсановых или капроновых - многовариантный качественный признак.

Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического параметра) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).

Рассмотренные понятия «признак», «параметр», «показатель качества продукции» позволяют определить взаимосвязи между ними, что и показано на рис. 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 - Взаимосвязь признаков, параметров

и показателей качества продукции

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.