Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №5






Пиррон (360—270 до н.э.) из Элиды является родоначальником такого философского учения как скептицизм. Он считал философом того, кто стремится к счастью, однако метод достижения искомого у Пиррона своеобразный, через скепсис.

Что такое скепсис? Это сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины. Скептики сформулировали три основных вопроса:

1) какова природа вещей (мы совершенно ничего не знаем ни о каких вещах);

2) как мы должны к вещам относиться (мы должны воздерживаться от всякого суждения о чём бы то ни было как чисто субъективного свидетельства);

 

3) что должно проистекать для нас из отношения к вещам (нужно пребывать в полной духовной независимости от всего окружающего (невозмутимость — атараксия, полное «бесстрастие» — апатия).

Основатель эпикуреизма Эпикур (341—271 гг. до н.э.) родился на о. Самос, но основную часть жизни прожил в Афинах, где основал в саду свою школу, на воротах которого была надпись «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие — высшее благо». Он много писал, однако сохранилось лишь три письма и афоризмы.

Онтология Эпикура. Эпикур был последователем Демокрита, хотя сам называл себя самоучкой. Он признавал существование атомов, но ввел понятие случайного в движении атомов.

Этика Эпикура. Главное в философии Эпикура — этика как учение о достижения счастья. Целью Эпикура было не чистое умозрение, а просвещение человека. Если у Демокрита господствует необходимость, то Эпикур обосновывает случай и свободу индивида. Главный обширный труд Эпикура назывался «О природе», известны также названия других его работ, однако до нас они не дошли. Сохранилось лишь три письма Эпикура: «Эпикур приветствует Геродота» (изложение атомистической физики), «Эпикур приветствует Пифокла» (астрономия) и «Эпикур приветствует Менекея» (этическое учение).

Эпикуру приписывается множество выражений: «Там где есть мы, нет смерти, там где есть смерть, нет нас», «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения», «Мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится жизни», «Живи незаметно!», «Всякое удовольствие по естественному родству с нами есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать».

Из удовольствий Эпикур советует избирать разумные и избегать вредные, т.е. те, которые вредят душе или телу. Такое понимание они называют благоразумие (как источник всех добродетелей), которое ценится ими выше самой философии и приводят к безмятежности духа (атараксии)

Гносеология Эпикура. Теория познания у Эпикура называлась «каноникой». Источником знания он признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений или их предвосхищения.

Позднее эпикуреизм также получил распространение в Риме, в высших слоях общества он был вульгализирован до гедонизма (псевдоэпикуреизм), однако возникали и серьезные последователи, одним из которых является Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.).

Стоицизм.Первый период стоицизма (III—II вв. до н. э.) — т. н. Древняя Стоя. Его основатели — Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Эта форма стоицизма отличалась крайней жёсткостью и ригоризмом (строгостью, бескомпромиссностью) этического учения. Поздняя Стоя, высший взлет которой приходится на I—II вв. н.э., представлена такими философами, как Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Люций Анней Сенека (4—65) — крупнейший из стоиков Древнего Рима, происходил из высшего сенаторского сословия, но, будучи обвиненным Нероном в государственной измене, покончил жизнь самоубийством. Философскую славу ему принесли моралистические сочинения («Письма к Луцилию»), представляющие собой лучший образец стоицизма.

Бог для него есть неумолимая судьба, рок. «Закон судьбы совершает свое право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы».

Другим знаменитым римским стоиком был Марк Аврелий Антонин (121—180) — римский император, оставивший замечательное сочинение «Наедине с собой».

Стоики призывали к терпению. Мудрый для них тот, кто знает о своем роке и терпит его. Тот, кто не понимает, что он зависит от судьбы, преследуем волнениями и терзаниями, потому что он любит не свою судьбу, а себя самого.Стоики первыми ввели термин «логика», которую понимали как науку о словесном выражении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.