Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии и структура философского знания.






Билет №1

При более широком подходе могут быть выделены три основные проблемы философского сознания:

1. Проблема мира. Прежде всего, философия стремилась осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем.

2. Проблема человека. Она особенно актуальна в переломные моменты истории, когда рушатся привычные формы общественной жизни, выдвигаются новые цели, обостряются социальные противоречия. Одной из важных граней мировоззренческого осмысления темы человека выступает совокупность проблем, суммарно обозначаемых термином философия техники, в которой неизбежно возникают не только научные и технические, но и нравственные, психологические, политические проблемы, требующие философского осмысления. Новые социальные реалии со всей определенностью обнаруживают ущербность чисто технократического мировоззрения. Технократическое сознание исключает категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Технократическому мышлению свойственен взгляд на человека только как на объект разнообразных манипуляций.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира. Отношение " человек-мир" исторически воспроизводилось философским сознанием по-разному. Но при всех оттенках трактовки системы " человек-мир" в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения соотношения сознания и материи.

Выделяются две стороны основного вопроса философии:

1) что первично: мышление или бытие?

2) познаваем ли мир?

Устанавливаются два возможных противоположных решения первого вопроса:

Материалисты исходят из первичности материи, бытия. Они обосновывают вечность и несотворимость природы, независимость ее существования от сознания. А сам человек предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи.

Идеалисты же настаивают на первичности духовного начала. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и др.). А мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания, называются субъективными идеалистами.

При этом, в зависимости от того, сколько начал принимается в качестве основы мира, в философии различают также:

монизм – философское учение, полагающее, что основу мира образует одна субстанция – духовная или материальная. Поэтому к монической позиции относится как материализм, так и идеализм.

дуализм – философское учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными и независимыми друг от друга началами мира. Они ничем не связаны друг с другом и существуют вечно параллельно друг другу (Рене Декарт)

плюрализм – философская теория, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал (Г.В. Лейбниц).

Следует отметить, что преобладающую роль в философии играют монистические направления – материализм и идеализм.

Что же касается второго вопроса, то большинство философов здесь придерживается положительного ответа. Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание. Мыслители, которые сомневаются в возможности познания сущности мира и считают, что этот вопрос окончательно не может быть решен, называются агностиками.

Философское знание образует своеобразный «философский квадрат», состоящий из четырех частей:

Онтология (онтологическая или мировоззренческая функция) философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека

Гносеология (гносеологическая или логико-методологическая функция) теория познания, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины

Аксиология (аксиологическая или ценностно-регулятивная функция) философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни Праксиология (праксиологическая или социально-критическая функция) философия социального (человеческого) действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений.
Термин «постмодернизм» в одинаковой степени используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века. Среди наиболее ярких фигур, благородя которым постмодернизм в философии получил свое оформление, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Сам термин за явлением закрепился благодаря работам Ж. Лиотара.

Постмодернизм – философия, проповедующая отказ от прежних идеалов, но при этом не создающая новых, а, наоборот, призывающая отказаться от них в принципе, как от идей, отвлекающих от настоящей жизни. Ее идеологи стремятся создать принципиально новую, радикально отличающую от всего известного доныне, «жизнетворческую культуру», в которой человек должен обрести абсолютно полную, ничем не ограниченную (в том числе и рамками разумности и совести) свободу. Порядок в культуре они хотят заменить хаосом, чтобы культур стало великое множество, аналогичным же образом должны стать разнообразными политические системы, между которыми так же не должно остаться граней.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.