Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симеон Полоцкий, «Комедия притчи о блудном сыне».






«Комедия притчи о блудном сыне» состоит из пролога, 6 действий («частей») и эпилога.

Пролог - обращение к зрителям, в котором сообщается о теме пьесы. Первое действие начинается с монолога отца, он делит свое имение между двумя сыновьями и дает им наставления (советует надеяться на бога, руководствоваться в жизни правилами благочестия, хранить христианские добродетели). В ответ на обращение отца сыновья выступают совершенно по-разному. Старший сын – олицетворение пассивности и неподвижности, представитель традиционного консерватизма, покорный раб своего отца, хочет остаться при нем до конца его дней. Отец принимает решение старшего сына, подчеркивает его смирение и оставляет при себе.

Младший сын также почтительно относится к своему отцу, благодарит его за его намерение дать ему часть имения, но он хочет поскорее выйти на широкую дорогу, чтобы добыть славу себе и своему дому. Свое желание он аргументирует соображениями, предвосхищающими идею свободного индивидуального выбора и самоопределения человека.

Он обещает вернуться в родительский дом, обогатившись опытом и знаниями, доставить отцу славу и радость. Отец пробует убедить сына повременить с отъездом, приобрести необходимый житейский опыт, но его увещания безуспешны. Сын ссылается на укоренившуюся практику посылки за границу молодых людей с образовательными целями. Отец соглашается и отпускает его.

Вырвавшись на волю, «блудный сын» окунается с головой в разгульную жизнь. У него много денег, он сорит ими вовсю, пьянствует, играет в азартные игры и ограбленный своими же собутыльниками, разоряется и доходит до полной нищеты.

Четвертое действие рисует нам «блудного сына» голодным, продающим последнюю одежду и одетым в рубище. Он ищет службы и поступает к господину, который посылает его пасти свиней.

И вот юноша, с гордыми перспективами покидавший родительский дом, обещая принести ему славу, после роскошной жизни и пьяного разгула становиться простым свинопасом. Но однажды он загубил свинью, его бьют, он вспоминает родительский дом. Он, как и евангельский «блудный сын», надеется на то, что отец примет его в качестве слуги. Но отец устраивает пир в его честь, велит заколоть для него тельца. И дальше, как и в евангельской притче, следует ропот старшего сына на то, что для него никогда не нарушившего отцовской воли, не был заколот даже козленок, и объяснение отца, почему он так радостно встретил своего заблудшего сына: старший сын всегда был с отцом и все отцовское принадлежало ему, а младший пропал и теперь нашелся.

В эпилоге поясняется смысл пьесы. Молодежь не должна самонадеянно полагаться на свой разум, а старики должны хорошо наставлять юных, оказывая им милость и снисхождение в тех случаях, когда они, покаявшись, возвращаются на правильный жизненный путь.

Пьеса оказалась актуальной. Старый библейский сюжет приспособляется в ней к злободневным вопросам действительности, которые вращались вокруг отношений старшего и младшего поколений в переломную пору накануне петровских реформ.

Пьеса проникнута гуманизмом. Победа традиции, торжество отцов имеют здесь место не вследствие принуждения и пользования родительскими правами, а в результате личного горестного опыта, через который проходит молодое поколение, свернувшее с пути отцов. Эта победа достается ввиду преимуществ тех моральных и практических жизненных основ, на которых зиждется старина. Отец – умеренный, гуманный консерватор, не склонный пользоваться своим авторитетом для того, чтобы принуждать сына поступать так, как этого хочет отец, признает свободу для молодежи и не препятствует сыну пользоваться этой свободой, хотя и пытается удержать его от поспешных и необдуманных действий. Он радостно идет к сыну навстречу, когда тот, осознав свою ошибку, возвращается домой.

Симеон Полоцкий не считает, что стремление молодежи к знанию и к обогащению жизненным опытом является запретным. Тяга к науке ему очень симпатична, наряду с защитой традиции отцов в пьесе присутствует защита науки. Если «блудный сын» оказывается дискредитированным, то не потому, что он прельстился культурной новизной, а потому, что он подменил ее физическими наслаждениями, которые сразу же сделали его своим пленником и едва не загубили его жизнь.

«Комедия притчи о блудном сыне» отличается своей простотой, отсутствием аллегорического элемента, близостью к реальной обстановке жизни и типичностью своих персонажей.

Сведений о постановке пьесы нет, но через 5 лет после смерти Симеона Полоцкого, в 1685 г. она была напечатана с множеством иллюстраций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.