Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Длинная версия






Конец XVI и начало XVII в. в истории Руси ознаменовались бурными историческими событиями («Смута», тяжелое положение крестьянства, экономический кризис).

Со второй половины XVII в. в русской литературе появляются светские жанры и распространяются – историческая и бытовая повесть, сатира, возникает театр, зарождается русская драматургия. В читательский обиход входит западная повествовательная литература, рыцарский роман с любовной тематикой, забавная новелла, шуточный рассказ (анекдот).

Широкий доступ получает народная поэзия. Возникают первые записи произведений устно-поэтического творчества. Создаются песни, в которых сказывается оппозиционное отношение крестьянских масс к господствующим классам.

В области исторической литературы в первые же годы XVII в. мы наблюдаем очень существенный сдвиг. На смену Хронографа 1512 г. является новая, вторая редакция Хронографа, относящаяся к 1617 г. Третья редакция «Хронографа» - 1620 г. Новый «Хронограф» пополнен сведениями из западно-европейской истории.

Один из наиболее популярных литературных жанров Московской Руси XV-XVI вв. – житийный. В стиле традиционного «добрословия» и абстрактного панегирика, пишутся жития в продолжение всего XVII в. Чем дальше шло время в глубь 17 в., тем чаще житие наполнялось конкретным, реальным биографическим материалом – отказ от шаблонных норм, проявление внимания к индивидуальным особенностям жизни.

В отдельных русских житиях мы наблюдаем характерные особенности повествовательного жанра и семейной хроники (житие Юлиании Лазаревской) или превращение их в автобиографию, изложенную живым разговорным языком и заключавшую в себе реальные подробности в описании судьбы героя жития и окружающего его быта (житие протопопа Аввакума).

Русский литературный язык XVII в. характеризуется сложным и противоречивым процессом своего развития, обусловленным взаимодействием и борьбой социальных сил, принимавших активное участие в языковом строительстве в ту пору. Консервативные церковные круги и часть боярской знати продолжали культивировать разукрашенный витийственным «добрословием» торжественный стиль, опиравшийся на архаические церковно-славянские нормы. В русский язык проникала западноевропейская, латинская и польская лексика, частично обогащая словарный состав русского языка.

Русский литературный язык идет навстречу решительному сближению с живым народным языком, с просторечием и деловым приказным языком.

Своеобразное соединение старой церковно-славянской традиции с живым просторечием мы наблюдаем в произведениях старообрядческой литературы, особенно в сочинениях протопопа Аввакума. Эти произведения адресовались к самой широкой и самой пестрой в культурном отношении аудитории приверженцев «старой веры» и старого обряда.

 

Из Кускова:

 

В XVII в. Формируется новый демократический читатель и отвечающий его запросам писатель. В литературе трансформируются, демократизируются традиционные жанры исторической повести, жития. Они «обмирщаются». В них усиливается занимательность, появляется интерес к быту, к частной личной жизни человека. В них появляется новый герой, вступающий в активную борьбу за свои убеждения – веру, стремящийся строить свою жизнь по своей воле, пытающийся утвердить свое право на свободу чувств.

Появляется демократическая сатира, осмеивающая существенные стороны жизни: социальное неравенство, продажность, взяточничество и крючкотворство судей, ханжество и лицемерие монахов и духовенства, государственную систему спаивания народа в «царевых кабаках».

Изменяется характер переводной литературы, ориентирующейся теперь на Запад (литературу позднего Средневековья и раннего Возрождения).

Во второй половине XVII века возникает придворный и школьный театры, виршевая поэзия, культивирующая стиль барокко, который становится характерным направлением русской придворной культуры и литературы.

34. Эволюция жанра жития «Житие Юлиании Лазаревской»

В числе житий XVII в., отступающих от шаблонов и стремящихся заполнить изложения реальными биографическими фактами, наиболее значительное место принадлежит житию Юлиании Лазаревской (умерла в 1604), написанному в 20-30-х годах 17 в. ее сыном, Муромским городовым дворянином Калистратом Осорьяном.

Это не столько житие, сколько повесть, даже своего рода семейная хроника, вышедшая из-под пера светского автора. Житие не лишено обычных традиционных элементов: в качестве активно действующей силы в нем выступает бес, насылающий на семью Юлиании тяжкие бедствия: по его попустительству погибают двое ее сыновей, он дважды преследует и пугает саму Юлианию и отступает лишь благодаря вмешательству и помощи святого Николы. Элементы чуда также имеют место в житии.

Идеал жизни Юлиании – аскеза, которой она особенно предается после смерти сыновей. Она отказывается от физической близости с мужем, усиливает пост, увеличивает пребывание в молитве и труде, спит на острых поленьях, кладет в сапоги ореховую скорлупу (это не аскеза, а мазохизм какой-то, - прим. авт.), наконец перестает ходить в баню (а это – водобоязнь! – прим. авт.). Жизнь свою проводит в непрерывном труде. Довела себя до полной нищеты. Отличается необычайной кротостью, смирением и деликатностью, отказывается от обычных услуг, какими пользуется в своем доме госпожа со стороны слуг. Ведет благочестивую жизнь.

Традиционная биография святого, с детства попадающего под исключительное влияние церкви, не характерна для Юлиании: на первых порах, до замужества, она из-за отдаленности церкви не бывала там, жила вне ее прямого воздействия. После гибели сыновей пыталась уговорить мужа разрешить ей придти в монастырь. Даже перед смертью не принимает она монашества (как сделали это Петр и Феврония).

Главная мысль жития – возможно достичь спасения и даже святости, не затворяясь в монастыре, а благочестиво, в труде и самоотречении, любви к людям.

Не похоже на обычное житие. Автор старается следовать канонам — типичные признаки святого, но с другой стороны слишком много деталей, из-за чего начинает напоминать семейную хронику(родственники и отношения с ними). Достижением автора является тонкий психологизм — на протижении всего произведения мы видим общественно и дховное возрастание героини. Много бытовыз зарисово, раскрывающих ее характер. Яесть много рассказов о ее подвигах — постах, молитвах, усмирении плоти. Здесь они подлежат широкому описанию, т.к. Являются результатом духовных поисков героини — прибывание в миру не помешало ее святости.хоть автор и знаком с агиографической литературой, но его идеал ближе к домострою — она умеет житьпо смете.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.