Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






б) Мы пришли а вокзал рано, а они пришли поздно.






 

1. Мне трудно было выполнить это поручение. а) Я его выполнил. б) Я его не выполнил. в) Ему легко было это сделать.
2. Он давно занимается русским языком. а) В его речи есть ошибки. б) В его речи нет ошибок. в) Я начал изучать русский язык недавно.
3. Тучи покрыли небо. а) Дождя не было. б) Пошёл дождь.
4. Светило солнце. а) Было холодно. б) Было тепло.
5. Та задача была лёгкая. а) Эта задача трудная. б) Он решил её. в) Он не решил её.
6. Дверь открылась. а) Никто не вошёл. б) Вошёл незнакомый человек

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнение - 1

Расставьте знаки препинания. Укажите сложносочиненное пред­ложение, в котором одно предложение имеет грамматическую ос­нову с двумя главными членами, а другое — с одним главным членом. Сделайте синтаксический разбор этого предложения. 1с Ночью поднялся сильный ветер и море разбушева­лось (В. Арсеньев). 2. Издалека лишь дуновенье ветер ка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река (М. Лермонтов). 3. Гус­той туман спустился в долину и начало моросить

Было тихо светло и чуть примораживало (В. Белов). Листья падали с деревьев и медленно кру­жась в воздухе ложились на землю. 6. Опять запыли­ла по земле и деревьям зелень пролились первые дож­ди прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни за­квакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки (В. Распутин)

 

 

Упражнение - 2

Расставьте знаки препинания. Укажите сложносочиненное пред­ложение, в котором одно предложение имеет грамматическую ос­нову с двумя главными членами, а другое — с одним главным членом. Сделайте синтаксический разбор этого предложения. 1с Ночью поднялся сильный ветер и море разбушева­лось (В. Арсеньев). 2. Издалека лишь дуновенье ветер ка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река (М. Лермонтов). 3. Гус­той туман спустился в долину и начало моросить

Было тихо светло и чуть примораживало (В. Белов). Листья падали с деревьев и медленно кру­жась в воздухе ложились на землю. 6. Опять запыли­ла по земле и деревьям зелень пролились первые дож­ди прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни за­квакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки (В. Распутин)

 

Упражнение 13. Образуйте из данных предложений сложные предложения, употребляя подходящий по смыслу союз (и, а или но).

Образец: Эта книга интересная. У меня нет времени её прочитать.

Эта книга интересная, но у меня нет времени её прочитать.

 

1. Небо начинало темнеть. Загорались звёзды.

2. Солнце зашло за горы. Было ещё темно.

3. Стало холодно. Мы поспешили домой.

4. Днём было жарко. Ночью был мороз.

5. На улице шёл дождь и было холодно. В доме было тепло и уютно.

6. Шёл дождь, дул неприятный сырой ветер. Мне не хотелось выходить их дома.

7. Наступил вечер. Было очень жарко.

8. Погода была плохая. Мы решили отложить лыжные соревнования.

9. На другой день погода была хорошая. Лыжные соревнования опят не состоялись.

10. Друг пригласил меня с собой за город. Я был занят и отказался.

11. Мой товарищ живет в центре города. Я живу на окраине

12. Мой брат студент. Моя сестра ещё школьница.

13. Мне хотелось читать. Все книги были прочитаны. Мне было скучно.

14. Было поздно. Работа продолжалась.

15. Я устал. Нужно было продолжать работу.

16. Все очень устали, Пришлось устроить перерыв.

17. Все отдыхали. Он продолжал работать.

18. Этот дом большой и новый. Тот дом старый и маленький.

19. Мы долго стучали. Никто не открыл нам дверь.

20. Он повернул налево. Я пошел прямо.

21. Студент много работал над докладом. Доклад получился интересный.

22. Я сказал ему об этом. Он забыл.

23. Он преодолел первые трудности. Теперь ему легко работать.

24. Друзья были уже готовы. Он всё ещё собирался.

25. Справа был лес. Слева была река

.

Упражнение 14. Прочитайте предложения, объясните значение сочи­нительных союзов.

1. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, по поля ещё блестели росой. (Тург.) 2.Плывём долго. Глаз жадно ищет огонька, однако каждый поворот реки обманывает паши надежды. (Кор.) 3.В комнату ворвался сильный ветер, и бумаги полетели со стола. (Чех.) 4. Много других примеров мне в го­лову приходит, да всего не перескажешь. (Тург.) 5. Глаза его читали, по мысли были далеко. (П.) 6. Прежде в грустные ми-путы он успокаивал себя всякими рассуждениями, теперь же ему было не до рассуждений. (Чех.) 7. Окна открыты, и на свет свечи залетают серые бабочки. (Пауст.) 8. Гости сидели тесным кружком у стола, а Наташа, с книжкой в руках, поместилась в углу, под лампой. (М. Г.) 9. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. (Посл.) 10. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (Посл.)

Упражнение 15. Составьте сложносочинённые предложения с союза­ми и, нини, а, но, однако, же, тото, или, либо, не тоне то.

Упражнение 16. Спишите предложения, ставя перед союзом и, где нужно, запятые. Подчеркните главные члены предложения.

1. С каждой минутой становилось всё светлее и вдруг яркие солнечные лучи

снопом вырвались из-за гор и озарили весь лес. 2. Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвига­лись со стороны леса.3. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен.4. Между тем лупа начала одеваться тучами и на море поднялся туман.5. За Дне­пром синеют леса и мелькает прояснившееся ночное небо.6. Прошло около часа. Зелёный огонь погас и не стало видно теней. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчётливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. Я вышел из сада и не спеша побрёл домой.

Упражнение 17. Прочитайте предложения. Объясните употребление союза и, укажите, в каких случаях действия предложения, соединяемых союзом и, происходят одновременно, а в каких – последовательно и в каких случаях соединяемые предложения обозначают причину и следствия.

1. Мне нужна попутная машина, и я не свожу глаз с дороги.2. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. 3.Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. Мочь
уже ложилась па горы, и туман начинал бродить но ущельям. 4.Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились. 5. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне последний след.6. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (П.)

 

Задание на дом:

1. Провести диспут по проблемам экологии. Написать сочинение на тему «Человек и природа» (об охране природы)

2. Расскажите об экологических проблемах вашего края, используя данные слова и словосочетания: природа, загрязнение, смог, вырубка лесополоса, заводы, фабрики, выхлопные трубы, территория, охрана, животные, сайгаки, земноводные.

 

3. Напишите рассказ на тему: «Поход в горы(лес, на речку)», используя данные словосочетания: не кричать, не шуметь в лесу, не ломать ветки, не пугать, не обижать зверей и птиц, не забывать, немножкоморкови, капустных листьев, сухарей для друзей, не разрушать муравейников, не топтать траву, не ловить стрекоз и бабочек, не оставлять после себя мусор.

4.Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:

Заповедники Республики Казахстан. Курортные зоны Казахстана.

5.Напишите статьи на темы: Животное просит помощи. Человек пришел вовремя.

6. Составьте предложения со значением условия, уступ­ки и цели.

Для сохранения редких животных, в целях сохранения лесов для восстановления пастбищ, ради сохранения орлов, с целью охраны редких птиц, ради сохранения окружающей среды, вопреки приня­тым мерам, для освоения пустынь, при нарушении экологического баланса, при использовании орошаемого земледелия, несмотря на большую работу, в случае загрязнения водоемов, без вдумчивого от­ношения к природе, с использованием органических удобрений, хотя много делается для сохранения животных; ради повышения урожай­ности, изучать в целях восстановления, использовать для определе­ния, кольцевать птиц в целях изучения, наблюдать с целью изучения.

6. Прочитайте описание обелиска в одноименной повести В.Быкова. Какое на­значение имеют скульптурные произведения подобного типа?

Это был приземистый бетонный обелиск в ограде из штакетника, просто и без лишней затейливости сооруженный руками каких-то местных умельцев. Выглядел он более чем скромно... Правда, при всей его незатейливости он был тщательно досмотрен и прибран, с подметенной и посыпанной чистым песком площадкой, с небольшой клумбой, на которой теперь пестрело что-то из ярких поздних цветов.

Этот чуть выше человеческого роста обелиск за какие-нибудь десять лет несколько раз менял свою окраску: был то белоснеж­ный, беленный перед праздником известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования. Однажды я видел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым и, пожалуй, из всех прочих цветов этот цвет наиболее соот­ветствовал его облику. Обелиск часто менял свой вид, но черная металлическая табличка с пятью именами и красная звездочка ос­тавались неизменными.

По образцу опишите скульптурные произведения, монументы, памятники своего города.

 

7.Подготовьте обзор сообщений " Окружающий мир за неделю " по темам: Внутренняя жизнь Республики Казахстан и его природа;

 

8. Если бы вы были председателем студенческого совета общежития, какой план культурно-массовых мероприятий составили бы вы на семестр?

9.Ваш друг из Москвы узнал, что вы студент-первокурсник. Он интересуется вашими занятиями в вузе, жилищными условиями. Напишите ему подробно об этом.

10.Напишите сочинение на тему " Какой я представляю природу Респуб­лики Казахстан в будущем ".

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.