Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попытки романтической архаизации архитектурного образа (А. Белогруд, Н. Исцеленов, В. Фидман, С. Домбровский)






Как уже отмечалось выше, в самые первые годы Советской власти новый художественный образ искали, используя классические формы. Причем отбирали из них наиболее " героические" (такова в своей основе " Красная дорика" И. Фомина). Влияние неоклассики на поиски нового образа особенно заметно на конкурсах. Однако, оставаясь для архитекторов неким эталоном профессионального мастерства, неоклассика уже и в первые послереволюционные годы воспринималась многими как такая стилевая система, которая вызывает слишком явные ассоциации с творческой направленностью предреволюционной архитектуры. При этом большинство архитекторов тогда еще не считало необходимым противопоставлять классике непременно новые формы. Они были за использование традиций, но обязательно других, не похожих на неоклассику. Таким образом сосуществовали как бы два ориентировавшиеся на освоение наследия направления. Оба они искали в прошлой архитектуре формы и композиционные приемы для создания " героического" архитектурного образа нового здания, но одно из них осваивало классику, а другое как раз принципиально ее отвергало. Столкновение этих двух тенденций архаизации архитектурного образа произошло на крупных конкурсах 1919-1920 гг.- на проекты Дворца рабочих и районных терм в Петрограде и крематориев в Москве и Петрограде. Интересные композиции были созданы как неоклассиками (например, И. Фоминым), так и приверженцами других стилей.

Архитекторы, избегавшие в это время откровенно применять классические ордерные формы, обращаясь к наследию прошлого, использовали такие формы и образы, с которыми по ассоциации связывались романтико-героические представления - средневековые замки, крепостные сооружения т.д.

А. Белогруд. Конкурсный проект Дворца рабочих в Петрограде. 1919. Перспектива А. Белогруд. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. 1922-1923. Перспектива; план; интерьер зала на 6 тыс. человек

 

А. Белогруд. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. 1922-1923. Перспектива; план; интерьер зала на 6 тыс. человек

 

А. Гегелло. Проект крематория в Петрограде. 1919. Фасад С. Торопов и А. Кузнецов. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. 1922-1923. Фасад

 

Д. Бурышкин, Т. Кацеленбоген, М. Рейзман. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. 1922-1923; конкурсный проект здания " Аркос" в Москве. 1924

 

Н. Исцеленов. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскупьптарх. 1919. Эскизы

Чтобы подчеркнуть величие нового " Дворца рабочих" (Дворца труда, Дворца культуры и т. д.), ему придавались формы традиционного дворца, а для выражения мощи и неприступности завоеваний революции в проекте использовались крепостные формы и т. д.

Характерны в этом отношении проекты А. Белогруда, который, интерпретируя по-своему романский стиль, создает грандиозные " дворцово-замковые" композиции (конкурсные проекты Дворца рабочих в Петрограде, 1919 г. и Дворца труда в Москве, 1922-1923 гг.).

Н. Исцеленов. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскизы

 

Н. Исцеленов. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскизы

 

Н. Исцеленов. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскизы

 

Н. Исцеленов. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскизы

Особенно показателен первый проект, поданный на конкурс под девизом " Крепость рабочих". Здание решено в виде грандиозного сооружения, мощь внешних форм которого должна была выражать твердость духа революционных масс страны, находящейся во вражеском окружении. Оригинальная и удачная по пропорциям общая объемно-пространственная композиция включает в себя различные элементы и формы, навеянные средневековыми постройками: рустованная кладка " крепостных" стен, машикули, башни. Создается монументальный образ неприступной крепости.

Такая архаическая романтика была характерна в те годы для творческих поисков и некоторых других архитекторов (Д. Бурышкина, И. Лангбарда, А. Гегелло и др.).

Через этап архаизации нового архитектурного образа прошли и некоторые члены Живскульптарха. В эскизах Н. Исцеленова заметно стремление создать новый (непохожий на традиционный) облик здания. В то же время наглядно видно, что новых форм в распоряжении автора эскизов еще не было. Стремясь уйти от образных стереотипов, Исцеленов был вынужден обращаться к формам прошлого. Он много и упорно экспериментирует с готическими формами, в которых его привлекают динамическая устремленность вверх, композиционная усложненность, угловатость и " колючесть" стрельчатых элементов. Исцеленов создает сложные в плане и в объеме " готические" композиции, в разной степени очищая формы от декора.

В. Фидман. Экспериментальные проекты. 1919. Эскизы

 

В. Фидман. Экспериментальные проекты. 1919. Эскизы

 

В. Фидман. Экспериментальные проекты. 1919. Эскизы В. Фидман. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскиз

 

С. Домбровский. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскизы

 

С. Домбровский. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскизы

Однако во всех " готических" эскизах Исцеленова при всем стремлении автора трансформировать и оголить традиционные формы явно просвечивает стилистический адрес. Видимо, понимая это, Исцеленов пытается создавать некие сложные стилистические гибриды, объединяя готику с классикой или оба эти " стиля" (порознь или вместе) то с современными металлическими решетчатыми конструкциями, то с какими-то формами, напоминающими кубистическую скульптуру, то с элементами, навеянными древней архитектурой (что-то вроде египетских пирамид).

" Готическая" основа явно просвечивает и во многих выполненных в Живскульптархе эскизах B. Фидмана, хотя в некоторых из них готические формы предельно упрощены и превращены в элементы кубистической композиции или даже сближаются с растительными формами (что-то вроде фантастического цветка). Особенно много экспериментирует Фидман с аркадами, состоящими из стрельчатых полуарок - он создает из них сложные распластанные по горизонтали и многоярусные композиции. Фидман пытается создать и новые по построению башенные композиции, усложняя их планы (сочлененные или врезанные друг в друга цилиндры и полуцилиндры, срезанный по спирали цилиндр и т. д.) и прорезая их ярусы стрельчатыми полуарками.

В. Фидман. Экспериментальный проект Храма общения народа. Живскульптарх. 1919. Эскиз В. Фидман. Экспериментальные проекты. 1919. Эскизы

В выполненных в Живскульптархе эскизах C. Домбровского также видно, что автор вдохновлялся средневековыми прототипами (замки, крепости). Однако он, как правило, предельно упрощает архитектурные формы, сближая их с природными формами (что-то, напоминающее горы и скалы)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.