Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спецсообщение начальника управления НКГБ СССР по Пензенской области секретарю Пензенского обкома вкп(б) о настроениях верующих






28 июня 1943 г.

 

За последнее время среди верующих слоев населения области широко распространились настроения за открытие церквей.

В мае с< его> /г< ода> бродячий епископ Филарет (Волокитин X. Т.) установил связь с активными церковниками в гор. Пензе и районах области, распространил слух, что он направлен в Пензу митрополитом Сергием, от которого, якобы, имеет полномочия на открытие церквей. Собрал более 1000 подписей верующих и возбудил ходатайство об открытии церкви в Пензе.

Бывший председатель церковного совета Митрофановской церкви гор< ода> Пензы Никифоров в мае с< его> /г< ода> возбудил ходатайство перед Горисполкомом об открытии в Пензе 2-й церкви. Свое ходатайство обосновал тем, что к нему обращались более 300 человек верующих, которые желают открыть церковь.

В селе Ершово, Поимского района, б< ывший> /дьякон Литкин организовал сбор подписей среди верующих граждан, оформив это соответствующим заявлением и возбудил ходатайство об открытии церкви.

В Шемышейском районе б< ывшая> /монашка Шофина 12 июня с< его> /года обходила граждан села Ст. Норка, спрашивая их, верующие они или нет и желают ли открыть церковь.

В Сердобском районе группа верующих в количестве 50-60 человек дважды приходили организованно к зданию райисполкома с коллективной просьбой открыть церковь. Там же активный церковник Титов работу ведет среди верующих села Студенки об открытии церкви.

Верующие из села Евлашево и Комаровки Кузнецкого района также возбуждали ходатайство об открытии церквей.

30 мая с< его> /г< ода> в селе Н. Азясь, Мокшанского района, группа церковников после моления на квартире у Колчиной, направились к церкви с целью осмотреть, пригодна ли она для исполнения церковных обрядов.

Наряду с ходатайствами об открытии церквей в области существуют нелегальные и полуофициальные группы церковно-сектантского элемента, которые, собираясь на частных квартирах, осуществляют моления.

В Лопатинском районе активная церковница Воинова систематически устраивает сборища церковников у себя на квартире, на которых читаются церковные стихи и молятся.

В Б. Демьяновском районе в селах Монастырское, Красный Восток, Дубровка и др. существуют нелегальные сектантские группы, которые, собираясь на квартирах для моления, вовлекают других лиц в свои религиозные секты.

Аналогичные группы церковников и сектантов, собирающиеся на нелегальные моления, имеются в Даниловском, Башмаковском, Сосновоборском, Городищенском, Каменском, Н. Пестравском, Вадинском, Бековском районах и гор. Кузнецке. Всего по районам области зафиксировано более 20 таких групп.

Установлено ряд случаев, когда верующие организуют групповые выходы на молебствия с просьбой о ниспослании дождя, урожая и т.д. Например:

В начале мая месяца в селе Огоревка, Даниловского района, группа женщин в количестве 13-15 человек, ночью с иконами и религиозными песнями ходили вокруг села, молясь о дожде и урожае.

В Шемышейском районе у источника, называемого «семь ключей» (по преданию верующих является «святым» источником), находящегося в поле у села Дубровка, верующими преимущественно женщинами, организовывали< сь> религиозные сборища в апреле и мае месяцах, на которых собирались до 100 и более человек. 13 июня у этого источника собралось около 800 человек верующих из села Шемышейского, Даниловского и Лопатинского районов. Эти сборища приурочиваются к религиозным праздникам.

В мае месяце с< его> /г< ода> имел место случай, когда массовое религиозное сборище использовал антисоветский элемент. 30 мая с< его> / г< ода> в < селе> Николо-Азясь, Мокшанского района, группа церковников в количестве 30 человек, после моления на дому организовали шествие по селу с иконами, церковным песнопением и, проходя по селу, собрали толпу свыше 100 человек. Во время шествия и моления, кликуша Потапова якобы в припадке религиозного экстаза, начала производить антисоветские выкрики, направленные против колхозов.

Наличие фактов активизации верующих слоев населения говорит прежде всего об отсутствии мас< с> овой партийно-воспитательной работы среди населения, < связанном с> прекращением работы радиоузлов в ряде районов области, запоздалым и редким доставлением газет в колхозы и бригады.

Этим пользуется бродячий элемент, который под видом больных, юродивых, странников выдает себя за «святых» и прозорливых людей, призывает к молению и открытию церквей, распространяет всевозможные слухи. Особое влияние на религиозно-настроенную массу оказывают бродячие попы, монахи, появившиеся за последнее время в области после отбытия сроков наказания и высланные из режимных городов. Например:

Волокитин X. Т., быв< ший> священник, в прошлом судим за контрреволюционное преступление, бежал из лагеря, проживал в Москве, откуда выслан в 1941 году, в Пензенской области вел бродячий образ жизни.

Калинин И. В., быв< ший> дьякон, дважды судим за антисоветскую деятельность, проживает в Кондольском районе, систематически у себя на квартире принимает верующих, которым дает «наставления» по религиозным вопросам. Его посещают граждане из Терновского, Телегинского, Даниловского и Шемышейского районов.

Марушин А. Г., быв< ший> священник, ведет бродячий образ жизни, распространяет слухи о якобы состоявшемся решении Советского правительства об открытии церквей.

Действующие в области две церкви, которые в основном оказывают полезное влияние на верующее население, возбуждая патриотические чувства и призывает < так в тексте. - А. Б.> трудиться каждого в любой работе с целью победы над врагом, в то же время используется вышеуказанными проходимцами для агитации за массовое открытие церквей. Распространяются такие настроения через верующих, прибывающих в Пензенскую область из далеких деревень области за 100 и более километров. П/п. Начальник УНКГБ по Пензенской области полковник государственной безопасности Николаев Верно: Чевамия < автограф>

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Лл. 10, 10 об., 11. Заверенная машинописная копия. Датируется по штампу Пензенского обкома ВКП(б).

Частично опубликовано: Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002. С. 323-324.

 

4 Сообщение о высылке из Рязанской, Воронежской и Орловской областей в восточные районы страны участников движения «Истинно-православные христиане»

 

7 июля 1944 г.

Копия

Совершенно секретно экз. № 3

707/6

7июля< 19> 44 < г.>

ГОКО товарищу Сталину И. В.

НКГБ СССР выявлена антисоветская сектантская организация «Истинно-православных христиан», состоящая в основном из бывших кулаков и ранее судимых за антисоветскую деятельность. Группы этой организации имеются в некоторых районах Рязанской, Воронежской и Орловской областей.

Активные участники организации находятся на нелегальном положении, а рядовые участники живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак, но в своей среде ведут распутный образ жизни.

Сектанты ведут паразитический образ жизни и проводят антисоветскую работу: налогов не платят, от выполнения государственных обязательств и от службы в Красной Армии уклоняются, на вызовы в советские органы не являются, советских документов не принимают.

Из-за боязни советского влияния на детей участники организации не пускают их в школу и воспитывают в духе враждебности к советской власти.

Аресты активных участников не оказывают должного воздействия на членов организации в силу существующего у них поверия: «Кто арестован и сидит в тюрьме, тот избран богом, находится на кресте, и ему обеспечено царство небесное».

Учитывая разлагающее влияние этой организации на колхозы ряда районов Рязанской, Воронежской и Орловской областей, НКВД СССР принял решение - участников организации «Истинно-//православных христиан» вместе с членами их семей переселить в Омскую, Новосибирскую области, Алтайский и Красноярский края, рассредоточив их там в нескольких спецпоселениях, где они будут находиться под наблюдением НКВД.

Переселению подлежат:

Из 62 населенных пунктов десяти районов Рязанской области - 416 хозяйств - 1323 человека; из 18 населенных пунктов пяти районов Воронежской области - 99 хозяйств - 274 человека; из 7 населенных пунктов двух районов Орловской области - 22 хозяйства - 76 человек. Всего - 1673 человека.

Переселение будет проведено 15.УП-1944 г. по персональным спискам, составленным УН КГБ Рязанской, Воронежской и Орловской областей, на основании проверенных данных, подтверждающих принадлежность переселяемых к организации.

Прошу Вашего согласия.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

СоюзаССР (Л. Берия)

<...> Осн: докладная записка НКГБ СССР т. Меркулова № 1723/м от 1.У-44 г. <...>

ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 65. Лл. 305-306. Копия.

Опубликовано: Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 262-263.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.