Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из доклада члена Комиссии по делам религиозных культов ЦИК СССР Е. Муравьева о «деятельности религиозников» в Куйбышевском крае






 

< 2 декабря 1936 г.>

Сов< ершенно> секретно

. Оживление деятельности религиозников в крае.

В связи с ошибками и перегибами, допущенными в крае при закрытии церквей, слабостью антирелигиозной работы, неудовлетворительным руководством и климатическими особенностями нынешнего года (засуха в ряде районов) - в Куйбышевском крае наблюдается значительное оживление деятельности религиозников, принимающей во многих местах контрреволюционный характер.

В ряде сельских районов (Сергиевский, Мордовия, Байтугановский и др.) и городов (Куйбышев, Пенза, Сызрань, Ульяновск и др.) увеличилось посещение церквей. В крае имеется 48 районов и городов, где особенно распространена деятельность церковников <...>, 27 районов и городов, где существуют сектантские группы <...>. За 1936 год ликвидировано уже 19 контрреволюционных группировок религиозников (привлечено к ответственности 125 чел< овек>) и находятся в процессе ликвидации или в ближайшее время будут ликвидированы еще 14 группировок.

На территории края действует контрреволюционное подполье, возглавляемое верхушкой контрреволюционного духовенства, имеющее связи с церковниками в других областях Союза, и определенный план борьбы против советской власти. Ряд активных церковников ориентируется на фашистскую интервенцию против СССР и вооруженное восстание в тылу, террор и диверсию. <...>

Основными кадрами контрреволюционных церковных группировок являются возвращающиеся из ссылки попы, бывшие монахи и монашки, религиозные фанатики, различные «юродивые», «блаженные», «святые», «прозорливые», «болящие» и т.п. религиозные шарлатаны, около которых организуются религиозные очаги. Эти очаги представляют собой замаскированные контрреволюционные ячейки церковников, около них группируются различные деклассированные элементы (бродячие попы, б< ывшие> монахи и монашки, // странники, странницы, кликуши), которые, вместе с различными мракобесными слухами о «чудесах», о «предсказаниях» и т.п., разносят контрреволюционные провокационные слухи о «восстаниях в связи с недородом», о «неизбежной гибели советской власти», с приведением в доказательство этого религиозных текстов (из «священного писания»). В качестве примера можно привести два дела, находящихся в производстве краевого суда.

. Дело Ромашева и других (обв< инительное> закл< ючение> от 31/ УП-36 г.).

Б< ывшим> иеромонахом Ромашевым была организована контрреволюционная группа в с< еле> Баз. Мордовские Юрткули Старо-Майнского района, которая устраивала нелегальные сборища, проводя контрреволюционную агитацию.

Ромашев и другие участники контрреволюционной группы распускали слухи о скорой войне и изменении существующего строя, призывали не вступать в колхозы, называя их делом антихриста, и заявляли колхозникам: «Когда погибнет советская власть, тогда мы вас раскулачивать будем»; уговаривали колхозников не брать паспортов, так как на них стоит печать антихриста. <...>

В селах, где закрыты церкви, продолжают жить попы, которые ведут религиозную агитацию среди населения (напр< имер>, с< ело> Выша Керенского р< айо> на) и добиваются открытия церквей вновь.

Широко практикуются поповские разъезды для совершения религиозных обрядов. В с< еле> Шалах Темниковского р< айо> на, аферист Атаманзин (организатор кулацкого восстания в 1918 г.), выдавая себя за попа, за несколько дней окрестил 150 детей. Обнаружен целый ряд подпольных молитвенных домов, церквей и т.п. - в домах активных религиозников, в лесу, в землянках, в пещерах (на окраине Пензы и в Пензенском р< айо> не). В самом Куйбышеве имелись две подпольных церкви (подготовлялось открытие третьей), в которых проводились контрреволюционные собрания и распространялись антисоветские документы. <...> В Мелекессе вместо закрытых церквей функционируют две домовых церкви. В крае имеется еще 11 таких церквей (по далеко неполным сведениям), подано два заявления об открытии молитвенных домов в г< ороде> Куйбышеве.

Имея главной своей базой в городах неорганизованное население, религиозники усиливают свою агитацию среди отсталых слоев рабочих и советских служащих. В сельских районах религиозники в первую очередь опираются на единоличников, наиболее высока религиозность и больше всего развернута работа церковников и сектантов там, где наиболее низок процент коллективизации. Ведется агитация, что вступающие в колхозы продаются антихристу, колхозникам на лбы будут ставиться печати, они будут гореть в аду и т.п. До сих пор продолжаются отдельные случаи выхода из колхозов в связи с этой агитацией (с< ело> М. Якушка Ново-Малыклинского р< айо> на).

Свой основной актив церковники вербуют среди женщин и старых людей, которые выдвигаются ими в церковные «двадцатки», вовлекаются в молебствия, подпольную агитацию и т.п.; действуют через письмоносцев и других лиц, занимающих «мелкие должности», но постоянно связанных с массой (Ново-Малыклинский, Богатовский р< айо> ны). <...> // <...>

Особенно опасными являются попытки религиозников развернуть религиозную работу среди молодежи и детей. Так, например, в Сызрани организована группа служащей и учащейся молодежи из религиозных семей. Руководителями церковников группа обрабатывается в антисоветском духе. <...>

Используя засуху, церковники летом с< его> года почти повсеместно устраивали крестные ходы и молебны о дожде, имевшие антиколхозный характер (Ново-Спасский, Лунинский, Шемышейский, Кузнецкий, Керенский, В.-Сызранский, Мокшанский, Свищевский, Башмаковский, Бессоновский, Ново-Малыклинский, Темниковский и др. районы); сейчас они обясняют неурожай закрытием церквей, внушают колхозникам, что скоро должны притти японцы, которые не трогают верующих и строят церкви (Сергиевский р< айо> н), или ожидают Гитлера (баптисты и меннониты немецких колхозников Кошкинского р< айо> на) и т.п. В связи с затмением солнца религиозники распространяли слухи (в Ново-Спасском р< айо> не) о предстоящем падении планеты, которая сожжет весь район. В с< еле> Томышево колхозники 19 июня не выходили на работу, ожидая «конца света». Такие же слухи о «светопредставлении» были пущены и в других районах (Сергиевском и Ктевском), целью их был срыв колхозной работы. Успех этой агитации среди отсталой части населения и ее безнаказанность и привели к тому, что она сейчас распространилась и на ряд других районов (В. Глушицкий, Пестравский и др.).

В связи с всенародным обсуждением Сталинской Конституции, религиозники провели агитацию, нагло извращающую смысл Сталинской Конституции, особенно ее статей 124 и 136.

Разясняя ст. 124 Конституции (говорящую об отделении церкви от государства и свободе отправления религиозных культов) в таком духе, что раз имеется свобода верований (Башмаковский р< айо> н) или же раз церковь отделена от государства (Пестравский р< айо> н), то теперь ранее закрывавшиеся церкви должны быть открыты, религиозники ведут кампанию среди отсталых масс за открытие церквей. Ст. 136, говорящую о том, что пользование избирательным правом устанавливается «независимо от... вероисповедания..., социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности», разясняется < так в тексте. - А. Б.> таким образом, что советская власть «исправляет свою ошибку», делая попов трудящимися и «активными строителями социалистического общества». Обновленцы в своих декларациях, поданных в Краевой Исполнительный Комитет, заявляют о своей «тесной идеологической связи» с советской властью». Эта агитация до сих пор не получает должного отпора.

Наряду с высказываниями активных церковников о проекте Конституции в таком духе, что новая Конституция - это обман, так как ею коммунисты стараются только привлечь к себе народ, - имеются и факты о том, что на Конституцию возлагаются большие надежды в деле улучшения работы религиозных общин, имеются высказывания о желательности издания религиозной литературы, журналов. <...>

. Ошибки и перегибы, допущенные в крае при закрытии церквей.

Одной из серьезных причин, создавших условия для активизации религиозников, является практиковавшееся в крае голое администрирование при закрытии церквей, вызвавшее сильное недовольство и раздражение верующих, а в отдельных местах даже и массовые выступления, руководимые религиозниками-активистами и используемые контрреволюционными элементами в своих целях. <...> // <...>

Таким образом, общее количество церквей и других молитвенных зданий, используемых незаконно или неиспользуемых - 1264 <...>, т< о> е< сть> больше половины всех церквей и молитвенных зданий, бывших на территории края до революции. <...>

Все эти 1264 здания могут быть, а некоторые и сейчас уже являются предметами повседневных споров верующих с местными органами власти. Только за 2 1Л месяца (2-я половина июля - август - сентябрь 1936 г.) в комиссию по делам культов Крайисполкома поступили заявления с просьбой об открытии 60 церквей. Такие же заявления, еще не дошедшие до Крайисполкома, имеются в РИКах и горсоветах (напр< имер>, по Ставропольскому р< айо> ну - 5 заявлений, в г< ороде> Сызрани в горсовет приходило несколько делегаций). Приток заявлений об открытии церквей увеличился, особенно за последнее время.

В крае имеется (по материалам комиссии по делам культов) 19 районов, где закрыты все церкви <...>. Что закрытие церквей было произведено там в большинстве случаев без массовой разяснительной работы, показывает тот факт, что за 2, 5 последних месяца из 12 этих районов поступили заявления с просьбой об открытии там 15 церквей. В некоторых из этих районов, безусловно, сильны еще религиозные настроения, что свидетельствует о факте слишком поспешного закрытия там всех церквей, в порядке голого администрирования, без проведения соответствующей массовой работы, что приносит только вред, так как заставляет активных религиозников уходить в подполье, организуя около себя верующих трудящихся. Так, в Свищевском р< айо> не за последнее время наблюдалась активность религиозников, устраивались крестные ходы, имеются случаи подпольного совершения религиозных треб, причем религиозная активность перерастает в активность антисоветскую. Крестные ходы с молебствиями о дожде были в районах: Башмаковском и Бессоновском. Подпольная деятельность церковников наблюдается в районах Мокшанском и Чембирском. В Кутузовском районе детей крестят в банях, в домах. В Болше-Глушицком районе (где осталась одна церковь) верующие и в тех селах, где нет церквей, собираются по праздникам и выполняют религиозные обряды. В Ардатовском районе МАССР, хотя там и нет ни одной церкви, выполнение религиозных обрядов все еще имеет значительное распространение среди населения (есть даже случаи выполнения религиозных обрядов комсомольцами).

Перегибы при закрытии церквей дают возможность активным религиозникам выступать под флагом защиты советского законодательства и действовать, опираясь на советские законы, нарушаемые перегибщиками. Факты перегибов используются враждебными нам контрреволюционными элементами; активные религиозники связываются с антисоветскими элементами, получая от них инструкции, как действовать по вопросу об открытии церкви (Александровский и Пестравский районы).

Церковники пытаются провоцировать отсталые группы верующих на активные требования об открытии церквей, вербуя специально для этого кадры «ходоков» из числа религиозных фанатиков, организуют сбор подписей, дают установки на организацию массовых выступлений. Руководителями церковного подполья в Пензе в несколько районов (Наровчатский, Лунинский, Н< ижне-> Ломовский, Башмаковский) посланы попы в села, где бездействуют церкви, с установкой: жить в селе, но не совершать религиозных треб, чтобы этим заставить верующих требовать открытия церквей. Контрреволюционной церковной группировкой в Ульяновске давались прямые указания сельским контрреволюционным церковным группировкам об организации массовых выступлений за открытие церквей, причем обосновывалось это таким образом, что жалобы религиозных общин об открытии церквей остаются без удовлетворения. Давались указания, что колхозники, требуя открытия церкви, не должны выходить на работу, пока их просьба не будет удовлетворена. <...>

 

1940-е годы

Активизация церковного подполья

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.