Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внедрение в строительство железобетонных конструкций (А. Лолейт, А. Кузнецов и др.)






Выше отмечалось, что металлические решетчатые конструкции, широко использовавшиеся в России в инженерных сооружениях, в промышленном и гражданском строительстве стилистически мало влияли на архитектуру. На раннем этапе конструктивизма формы этих конструкций осваивались прежде всего художниками, создававшими пространственные конструкции. Архитекторы же не видели в них формообразующих возможностей, видимо, еще и потому, что новейшими эти конструкции считать было нельзя. В первой трети XX в. металлические решетчатые конструкции воспринимались уже как традиционные.

Другое дело - железобетонные конструкции. В начале XX в. они не только интенсивно внедрялись в строительство, но и претерпевали существенные изменения. Велись поиски новых конструктивных систем, влиявших на объемно-пространственную структуру и внешний облик сооружений. Архитекторы не могли не замечать всего этого. Здесь, в области железобетонных конструкций, оказались наиболее " горячие точки" формообразующих процессов в архитектуре. За этими процессами внимательно следили архитекторы, но в своем большинстве наблюдала их, так сказать, со стороны. Они использовали железобетонные конструкции в своих проектах, но весьма робко выявляли в художественном облике зданий их потенциальные формообразующие и стилеобразующие возможности. И все же знание архитекторами всего того, что происходило в инженерной сфере с железобетонными конструкциями, сказалось и в том, что архитекторы - сторонники новаторских течений в 20-е годы - успешно сотрудничали с теми инженерами, которые в начале XX в. много сделали для внедрения железобетона в строительство.

Среди российских инженеров, которые внесли значительный вклад в освоение возможностей железобетона в строительстве, в развитие его теории и практики, можно назвать такие имена, как А. Лолейт, А. Белелюбский, А. Кузнецов, Н. Лахтин и др. Для нашей темы наибольший интерес представляет творчество А. Лолейта и А. Кузнецова, так как, во-первых, их интересы оказались сосредоточенными на тех областях, которые были тесно связаны с формообразующими процессами, а, во-вторых, именно они тесно сотрудничали в 20-е годы с архитекторами.



А. Лолейт еще в конце XIX в. участвовал в проектировании и строительстве ряда крупных железобетонных сооружений. Среди них мостовой переход пролетом 45 м над трамвайными путями на Нижегородской выставке 1896 г. В 1905 г. он теоретически разработал, а затем осуществил в натуре безбалочные железобетонные перекрытия (четырехэтажный склад молочных продуктов в Москве, 1908-1910). По мнению М. Козловской, безбалочные перекрытия "...в России... были созданы несколько раньше, чем в Швейцарии Р. Майяром и в Америке Г. Турнером, которые на Западе считаются авторами этом конструции. Лолейтом же был предложен и свой метод расчета перекрытий на основе исследований а области теории упругости" 1.

Инженеры Н. Пятницкий и А. Барышников. Железобетонный маяк в г. Николаеве. 1904. Фасад; разрез

 

А. Кузнецов. Здание мастерских Строгановского училища в Москве. 1913-1914 А. Кузнецов и А. Лолейт. Веерное железобетонное покрытие цеха Богогородско-Гпуховской мануфактуры. 1903-1908

Безбалочные перекрытие это новая конструктивная система, в котором гладкая плита перекрытия опирается на колонны с уширенной капителью. Такая система меняла как характер интерьера, так и тектонику фасада. Колонны могли располагаться на некотором расстоянии от фасадной плоскости здания, что позволяло устраивать ленточные горизонтальные окна.

А. Лолейт создал и первые в России пространственные железобетонные конструкции в виде сводом (оболочек) двоякой кривизны (перекрытия церкви в Москве, 1903). В 1907 г. он на практике применил веерные своды на сетке 9.1 х 9.1 с фонарями диаметром 6 м (трехгорный пивоваренный завод, 1907).

В отличие от многих других инженеров Лолейт видел не только инженерно- конструктивные достоинства железобетона, но и его формообразующие архитектурно-композиционные возможности.

Еще в 1895 г. на втором съезде русских зодчих в Москве Лолейт говорил в своем докладе, что железобетон " впервые дает зодчему возможность подчинить природу материалов своей воле, заставив работать бетон на сжатие, а железо на растяжение... борьба с мертвыми массами в сооружении есть нравственный долг зодчего, ведь его задача строить не только прочно и дешево" 2.

Через несколько лет Лолейт писал, что " чрезвычайная пластичность железобетона дает полный простор фантазии художника, не стесняя его в создании самых причудливых форм" 3.

А. Лолейт. Мостовой железо6етонный переход над трамвайными путями на Нижегородской выставке. 1896

Лолейт уже в начале XX в. сотрудничает с архитекторами и гражданскими инженерами при разработке проектов с использованием железобетонных конструкций. Особенно его привлекало сотрудничество с теми, кто сам увлеченно осмысливал конструктивные и формообразующие возможности железобетона Таким был гражданский инженер А. Кузнецов (он на шесть лет моложе Лолейта).

А. Кузнецов уже в молодости увлекается новым строительным материалом - железобетоном. В 1899 г. он публикует в журнале " Зодчий" статью " Расчет горизонтальных покрытий и сводов железобетонной конструкции". В дальнейшем он активно пропагандирует и широко использует на практике конструктивные и формообразующие возможности железобетона. В своих проектах он применяет плоские кровли, безбалочные перекрытия, широкие и ленточныеоконные проемы. Среди наиболее интересных проектов и построек А. Кузнецова, созданных в сотрудничестве с А. Лолейтом. в которых использованы железобетонные конструкции, можно назвать одноэтажные корпуса Богородско-Глуховской мануфактуры с пологими веерными сводами и стеклянными фонарями (1903-1908); кузнечную мастерскую завода АМО с перекрытиями на железобетонных рамах большого пролёта (1915); четырехэтажное складское здание в Москве с четко выявленным в структуре железобетонным каркасом (1915). А. Кузнецов использовал железобетонные конструкции и в ряде гражданских объектов. Наиболее интересные среди них - это торговый дом Жаркова в Москве (1913), на фасадах которого выявлен железобетонный каркас, и корпус мастерских Строгановского училища с безбалочными перекрытиями и ленточными окнами (1913-1914). Позднее этот корпус был одним из зданий ВХУТЕМАСа. На примере его фасадов и интерьеров студенты архитектурного и производственных факультетов зримо убеждались в больших формообразующих возможностях новейших для того времени систем железобетонных конструкций.

В докладе " Архитектура и железобетон" на пятом съезде русских зодчих в 1913 г. А. Кузнецов говорил: " В железобетоне мы имеем не только новый материал, но, что еще важнее, - новые конструкции и новый метод проектирования зданий. Поэтому, пользуясь им, нужно отрешиться от старых традиций и заняться разрешением новых задач" 4.

Именно такое отношение к железобетону прививал А. Кузнецов уже в первые годы Советской власти своим ученикам по архитектурно-строительному факультету МВТУ, первые выпускники которого стали ядром советской промышленной архитектуры и в своем большинстве - сторонниками архитектурного конструктивизма.

1. Козловский М. А. Указ. соч. - С. 38.
2. Цит. по кн.: Лопато А. Артур Фердинандович Лолейт. - М.. 1969. - С.44.
3. Лолейт А. Система Монье. - СПб., 1903. - С.З.
4. Зодчий. - 1915. - № 19. - С. 198.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.