Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая налоговая нагрузка

Социальные взносы

До выплаты заработной платы работодатель перечисляет в различные фонды 30% выплачиваемых работнику средств.

 

 

 

Налог на доходы физических лиц

С заработной платы сотрудника изымаются 13% в пользу государства (НДФЛ)

 

 

Общая налоговая нагрузка

 

18% (НДС) + 43, 2 (трудовой налог) = 61, 2 % от своей заработной платы отдаем государству.

В основе налоговой системы России лежит классическая либеральная теория налогообложения. Согласно этой теории, уменьшение налоговых ставок приводит к увеличению налоговых поступлений. Что и произошло. В 1997 году в России существовала трёхуровневая система налогов, которая включала около 40 различных сборов и налогов. НДФЛ был прогрессивным, как у нынешних американцев и европейцев. Вот ставки на ноябрь 1999 года:

Размер облагаемого совокупного дохода полученного в календарном году, руб. Ставка налога
до 50.000 12%
от 50.000 до 150.000 руб. 6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50.000 руб.
от 150.000 руб. и выше 26.000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150.000 руб.

 

Система была громоздкой и непрозрачной. Ставки постоянно менялись. Вести нормальный бизнес в постсоветской России было затруднительно. Постоянная угроза очередного изменения налоговых ставок исключала даже краткосрочное планирование. Рост поборов вынуждал бизнесменов (да и простых граждан) выдумывать новые и новые способы ухода от налогов. Грозного и всесильного департамента по сбору налогов вроде могущественного IRS в России не существовало. Результат такой налоговой политики весьма печален: разрослась теневая экономика, а бизнесмены в массовом порядке выводили заработанные денежки заграницу.

 

В 2000-х Путин решился на масштабную и кардинальную налоговую реформу. Целью было не собрать больше денег, а сделать систему более простой, прозрачной и справедливой для налогоплательщиков. Это удалось. Количество налогов сократилось в три раза — с 54 до 15. Налог с продаж и оборотные налоги были отменены. Введён чёткий и понятный комплекс налоговых вычетов: стандартных, социальных, имущественных и профессиональных. Установили новый порядок предоставления налоговых деклараций. И самое главное, прогрессивный подоходный налог был заменён единой плоской ставкой в 13%. Налог на прибыль был снижен до рекордной ставки в 24%. Результаты не заставили себя ждать. Уже в 2002 году бизнесмены начали выходить из тени, и налоговые поступления в бюджет возросли.

Налоговая система совершенствовалась и развивалась и все пришло к тому, что существующую систему необходимо серьезно реформировать. т.к. не обеспечивается оптимальное функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.

4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1: 25, а в ставках налогообложения всего лишь 1: 3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. " черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

7. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд " нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.

8. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.

10. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным.

 

 

https://www.eg.ru/daily/melochi/45170/

https://pikabu.ru/story/podokhodnyiy_nalog_v_evrope_i_rossii_3477659

https://www.investment-in-russia.com/site/page? view=SRAVNIVAEM-NALOGI-V-ROSSII-I-DRUGIH-STRANAH

https://history-of-taxes.narod.ru/8.html

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статистика системы поощрения «Звездопад» с 6 апреля по 19 февраля 2015. | Оценка уровня качества




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.