Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивизм в Новосибирске






У каждого города есть своя визитная карточка, без которой представить его попросту невозможно. В случае с Новосибирском это здания, построенные в стиле конструктивизма тридцатых годов. В моем сознании подобная архитектура ассоциируется с стихотворениями Маяковского и неким вызовом. Этим и интересна.

Сибирский конструктивизм характеризуется лаконичностью форм и внешнего облика. Знакомство с конструктивизмом начинается уже с железнодорожного вокзала. В свое время для его проектирования был объявлен всесоюзный конкурс. Вокзал был сдан в эксплуатацию в 1939 году, тогда это был самый большой в СССР вокзал. Архитектурный облик Новосибирска. Возникновение в 20-е годы архитектуры нового типа стало интернациональным явлением. Строительство зданий нового стиля захватило города не только Западной Европы, США, но и далекой Сибири в СССР. Естественнонаучный подход и рационализм, рожденные эпохой Нового времени, стали основой инженерного отношения к миру, веры в безграничный прогресс и переустройство жизни на разумных началах. Рационалистическое мироощущение архитекторов, как детей " инженерной" эпохи, усиленное в СССР государственной идеологией переделывания действительности и строительства " Нового мира", стало той почвой, на которой бурно проросли новые формообразующие идеи. Краткий по времени, но мощный по своим воплощенным результатам, период экспансии идей " современного движения" имел свое продолжение в молодом городе Новосибирске, возникшем в 1893. Новая архитектура вторглась именно в то время, когда начали формироваться его столичные функции. Все это обусловило уникальную концентрацию объектов архитектуры " современного движения" на территории исторического центра Новосибирска, несмотря на то, что уже в 1930-е годы поиски и эксперименты были свернуты официальным руководством страны. Но именно такое стечение обстоятельств, скоротечность и вместе с тем сила потока " современного движения" захватившего Новосибирск, обусловили неповторимость и уникальность архитектурного облика города. Чисто конструктивистские принципы и приемы новой архитектуры проявились на сибирской почве значительно позже, чем в Западной Европе, Москве и Ленинграде. Но их внедрение было подготовлено в 1926-1927 годах работами лидера местной архитектурной школы А.Д. Крячкова в стилях неоклассицизма и рационалистического модерна. Эти направления в архитектуре базировались на рациональном отношении к действительности. Построенные А.Д. Крячковым в этот период здания Государственных учреждений Сибири (Сибирское подворье), Сибревкома, Текстильсиндиката и Сибкрайсоюза как талантливая провинциальная реплика в ответ на освоение новых для того времени каркасных железобетонных конструкций остались в архитектуре Новосибирска как " подступы" к формам конструктивизма. Вместе с тем, идеи " современного движения" в условиях нового сибирского центра, трансформировались и воплощались в различных формах. Вновь формируемые столичные функции Новосибирска создавали условия для реализации здесь идей функционального подхода. Наиболее выразительными примерами являются " Деловой дом" (арх. Д.Ф. Фридман, 1926-1928гг), здание " Госэлектросиндиката" (1928-1929гг), Госбанк (арх. А.Д. Крячков, 1930г).

Не менее интересен жилой Дом с часами. Кажущиеся древними часы в свое время выглядели более, чем современно и исправно отсчитывали часы, минуты и секунды до наступления коммунизма.

" Под часами" часто назначали встречи, свидания.

Фасад здания Сибревкома украшен установленными на крыше фигурами рабочего и крестьянина.

В нескольких сотнях метров от него можно встретить сибирскую версию Рабочего и колхозницы.

Здание Госбанка выделяет ярко-красный цвет и огромный стеклянный ступенчатый витраж. Витражи и огромные окна, кстати, - одна из " фишек" конструктивизма.

А здание штаба Сибирского Военного Округа выглядит деталью другого не менее известного здания - Стоквартирного дома, построенного для работников Крайисполкома.

Андрей Крячков, архитектор стоквартирного дома (и большинства новосибирских зданий, построенных в стиле конструктивизма) опирался на французские мотивы, называя получившийся стиль " французским неоклассицизмом". На Международной выставке искусств и техники в Париже проект дома был удостоен золотой медали, правда сам Крячков этой медали никогда не увидел. По аналогии с гостиницей " Москва" в Москве существует байка, что на рассмотрение Сталину были представлены три проекта, и он одобрил их все. На самом деле подобное архитектурное решение характерно для зданий конструктивизма.

Даже испорченное современной рекламой, достаточно невзрачное здание бывшего Сибкрайсоюза остается одной из доминант главной площади города.

Вторая доминанта площади Ленина - здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, крупнейшего театра России. Театр строили как " наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма", в противовес камерным буржуазным театрам. В 1937 году проект здания получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а во время войны в здании хранились экспонаты из Эрмитажа и Третьяковки.

Новаторская эпоха конструктивизма и постконстуктивизма сменилась сталинским неоклассицизмом, на смену прямым углам и аскетичным формам пришли дворцы в советском стиле. Конструктивисты оказались в опале. Вспомнили о них лишь в шестидесятых, во время начавшейся борьбы с излишествами, впрочем, это уже совсем другая история.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.