Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие финансов. Финансовая система РФ.






 

1. Понятие финансов.

2. Финансовая система РФ.

 

 

Термин «финансы» происходит от латинского слова «финаре», что означает окончание, урегулирование денежного спора. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений связанных с доходами и расходами государства. Современная наука рассматривает финансы в нескольких аспектах. Финансы необходимо рассматривать как – экономическую категорию, по материальному содержанию и с правовых позиций.

Как экономическая категория – финансы представляют собой совокупность стоимостных денежных отношений, посредством которых происходит распределение и перераспределение денежной форм национального дохода страны и становится возможным образование, распределение и использование всех видов денежных фондов.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой совокупность различных денежных фондов объединяющих в себе все финансовые ресурсы государства. В фондах концентрируются централизованные на общие нужды и отдельные цели общественно-территориальных образований бюджетные средства, целевые внебюджетные затраты, децентрализованные финансы отдельных хозяйств.

С правовой позиции финансы проявляются через систему законодательства и сопутствующее ему нормотворчество отражающее финансовую политику государства. Стороны денежных отношений по образованию, распределению и использованию финансовых фондов наделяются юридическими правами и обязанностями, а финансы и финансовая деятельность подпадают под жесткое правовое регулирование. Для того чтобы разобраться в понятии «финансы» необходимо сказать и о том как это понятие определяют различные ученые.

В трудах по экономике «финансы» определяются в широком смысле – как система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в сферах: публичных финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений. И в узком смысле – финансы представляют собой – систему отношений по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций (публичные финансы). Данная путаница возникла после распада Советского Союза, когда понятие «финансы» и «государственные финансы» означали одно и то же.

Экономисты и некоторые юристы, финансисты склоняются к мысли, что финансы нельзя понимать как отношения, их необходимо понимать как «денежные средства» по повод, которых и возникают финансовые правоотношения. (Тедеев А.А., Парыгин В.А.)

В юридической литературе под финансами понимаются только публичные финансы, наиболее распространенное определение следующее: финансы – это экономические отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта (Химичева Н.И).

Юристы определяют финансы как отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств, а не сами денежные средства. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном направлении.

Финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения, денежная форма является обязательным условием существования финансов. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность.

Не все денежные отношения являются финансовыми, так денежные отношения возникающие в процессе купли-продажи (гражданские), административных штрафов (административные) – эти отношения хоть и возникают по поводу денег, но не являются финансовыми. Следовательно, содержание «денежных отношений» больше по объему, чем содержание финансовых отношений.

Можно дать еще одно определение финансов.

Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений, посредством которой формируются, распределяются и расходуются государственные и муниципальные, бюджетные и внебюджетные, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, необходимых для решения задач и выполнения функций государства и его общественно-территориальных образований (Зуев В.М.).

Роль финансов проявляется, прежде всего, через выполняемые ими функции, их цель обеспечение режима экономии. Основными функциями финансов являются две: распределительная и контрольная, кроме них можно выделить – регулирующую и стабилизационную.

Распределительная функция – позволяет осуществить перераспределение денежной формы национального дохода и через звенья финансово-кредитной системы аккумулировать фонды накопления и фонды потребления, а также обеспечить условия их рационального использования. Фонды накопления – служат для реализации государством инвестиционной и инновационной политики, обеспечение резервов для покрытия непредвиденных расходов и т.д.(долгосрочные кредиты).

Фонды потребления – создают гарантии нормального, ежедневного функционирования экономики, государственного аппарата, национальной обороны, социально-культурной сферы, международного сотрудничества.

Контрольная функция – проявляется на всех стадиях распределительного процесса, она направлена на определение пропорций между участниками общественного производства, полноту и своевременность формирования денежных фондов. Рациональное и целевое использование денежных средств при соблюдении финансовой дисциплины и режима экономии.

Регулирующая функция – так как распределительная функция осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, совокупность нормативных актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизирующая функция – заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования денежных фондов, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

 

2 .Финансовая система РФ.

 

Система – это всегда совокупность звеньев, подразделений, институтов, все составные части, которой взаимосвязаны и представляют собой целостный единый организм.

 

Под финансовой системой РФ понимают:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Зуев В.М. характеризует финансовую систему как совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет однородные экономические отношения по формированию, распределению и расходованию государственных и муниципальных фондов денежных средств, имеет специфические формы и методы функционирования и свое целевое направление.

Финансовая система РФ объединяет в себе экономические отношения в сфере государственных финансов, муниципальных финансов, в том числе финансов предприятий, учреждений и организаций, кредитных и страховых фондов.

Государственные финансы России представляют разветвленную систему денежных отношений, складывающихся по поводу централизованных на уровне самой Федерации, ее субъектов, фондов: бюджетов, внебюджетных и специальных фондов, а также децентрализованных финансов государственных, казенных предприятий и организаций.

Местные финансы по современному законодательству отделены от государственных средств и включены в состав муниципальной собственности. Местные финансы это особое звено в финансовой системе. Это часть экономических отношений складывается по поводу образования, распределения и расходования местных бюджетов, внебюджетных, валютных и иных специальных фондов муниципального значения, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, средств, мобилизируемых на этом уровне денежных средств.

Ведущим институтом финансовой системы и ее отдельных звеньев является институт бюджетов, оказывающий воздействие на все иные финансы. В системе финансов России бюджетная система как совокупность государственных и муниципальных бюджетов имеет свое самостоятельное значение. Закон РСФСР от 10 октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» внес существенные изменения в бюджетную систему, придав каждому бюджету автономность функционирования. В систему бюджетов России входят: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также местные бюджеты, как самостоятельные фонды муниципальных образований. К бюджетам субъектов относятся: республиканские бюджеты, краевые, областные, окружные бюджеты, областной бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Подобное построение финансовой системы применимо и для института внебюджетных фондов, представляющего собой совокупность экономических отношений по аккумуляции, распределению и расходованию специальных целевых фондов, создаваемых наряду и независимо от бюджетов. Объединение этих отношений на различных уровнях государственного устройства может составить внебюджетную систему России, ее регионов, муниципалитетов.

Институт децентрализованных финансов есть совокупность экономических отношений по созданию фондов предприятий, организаций всех форм собственности, внебюджетных средств бюджетных учреждений и их использованию на собственные, хозяйственные, социальные, инвестиционные нужды и иные потребности трудового коллектива. Данный вид финансов составляет первичное звено и основу финансовой системы от состояния и эффективности которых зависит финансовое положение отдельных территорий и государства в целом.

Институт кредитования, объединяющий экономические отношения по привлечению и использованию временно свободных денежных средств различных экономических субъектов и населения в зависимости от заемщиков и кредиторов подразделяется на банковский и государственный кредит.

Банковский кредит – это совокупность экономических отношений по аккумуляции кредитными организациями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и использование их на возмездной и возвратной основе на определенные цели.

Государственный кредит (муниципальный) – это форма кредитных отношений между государством в лице его органов или органов местного самоуправления, выступающих в качестве заемщиков денежных средств, и юридическими и физическими лицами, как кредиторами. Этот институт используется для формирования доходной части различных государственных и муниципальных фондов на добровольных началах в форме займов, вкладов, лотерей различных видов и назначений.

Институт страхования – это совокупность денежных отношений по обязательному или добровольному привлечению финансовых ресурсов в страховые фонды, используемые для возмещения ущерба от наступивших страховых случаев.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.