Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужчинам) Не принуждал ли ты женщин к абортам, не убеждал ли их в правильности этого преступного решения?






Не позволил ли себе когда-либо жестоко обращаться с домашними животными? Не морил ли их голодом и не бил ли их когда без милосердия? Не услаждался ли когда мучением животных?

Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством, наркоманией, блудом, излишними трудами и заботами?

Не куришь ли табак?

Насколько ты радеешь о деле своего спасения?

Не считаешь ли грехом лечиться?

Грехи против шестой заповеди

Убийство по приказу, угрозе, принуждению и научению со стороны другого. «Авессалом же приказал отроком своим... убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам» (Цар. 13, 28). Вышеперечисленные виды убийств также относятся к разряду преднамеренных убийств, но вина ложится не только на непосредственного убийцу, но еще в большей степени на того, кто отдал приказ. Убийство за деньги показывает особую низость души и подлость убийцы.

Косвенное соучастие в убийстве. «Я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его» (Деян. 22, 20). К этому греху относится несение стражи во время совершения убийства, укрытие убийц и предоставление им убежища. Стоящий на страже во время совершения страшного злодеяния сам руки в крови не обагрял, но на сердце его есть кровь неповинной жертвы. Перед Богом убивающий и одобряющий это убийство, а тем более способствующий страшному греху, - равно виновны. Вина притонодержателей, где прячутся убийцы, также несказанно велика. И как порок опаснее и преступнее одной вины, так и скопище убийц, а, следовательно, и укрывательство их - преступнее одного случая убийства.

Самоубийство. Иуда «пошел и удавился» (Мф. 27, 5). Самоубийство, совершенное не в сумасшествии, а в сознании, предварительно продуманное и подготовленное, греховнее всех других человеческих преступлений. Жизнь - это дар Божий, которым никто не может распорядиться по своему произволу, от которого никто не может отказаться ни на одну минуту прежде того времени, когда Сам Творец вселенной не призовет человека из этого мира. Недаром в каждую живую тварь заложен инстинкт самосохранения. И преодолевая его, отказываясь от материального бытия, человек демонстрирует полный упадок веры, отступление от Бога, вплоть до отрицания в Господе милости, всеведения и всемогущества, которое могло бы отвратить от человека беду. Поэтому телесному самоубийству, как правило, предшествует полное самоубийство души. Самоубийца есть тварь, возмутившаяся против Творца. Это изменник обществу, государству и безжалостный враг своих родных. Например, детей, которых он бросает сиротами, накладывая черное пятно наследственного греха на всю их жизнь. Недаром церковные законы крайне строго относятся к самоубийцам. Их запрещено отпевать, поминать в церкви и даже хоронить на православном кладбище. И никакие причины, никакие побуждения к самоубийству не извиняют этого страшного греха. Да, сегодня, допустим, жить тяжело, завтра же всемогущий Бог может дать и ослабу (Ис. 26, 6). А главное, земная жизнь - это не место развлечений и удовольствий, а место испытаний, очищения и формирования внутреннего человека, будущего гражданина Царства Небесного, воздаяние которого «на небесах» (Мф. 10, 22). Страдания, которые надеется прекратить самоубийца отказом от жизни, не только не прекращаются после смерти, но еще более усугубляются. К ужасному психическому состоянию, в котором душа переходит в иной мир, прибавляются муки от прямого воздействия нечистых духов и безумная тоска от понимания безысходности и неизменности настоящих страданий. Церковная молитва за самоубийц отсутствует, никто не подает им руку помощи в этом океане бесконечных страданий.

Попытка самоубийства, которая не привела к смерти. «Темничный же страж... извлек меч и хотел умертвить себя» (Деян. 16, 27). Подобные покушения на свою жизнь, когда, например, принимают отраву, но в силу ряда причин она оказалась несмертельной, и искусство врачей предотвратило опасность для жизни, следует считать грехом реального самоубийства. Самоубийца вполне «был мертв и ожил» (Лк. 15, 32), не по своему намерению, а по одной лишь чрезвычайной милости Божией. Без сомнения, еще тяжелей, ужасней вина того человека, который, чудом оставшись жив, еще раз повторяет покушение на свою жизнь. Преступно тут то, что грешник не вразумляется чудесами промысла Божия, спасающего его жизнь, что не боится ужасов смерти насильственной, не дорожит вечностью, в которой у него уже не будет возможности снова уничтожать себя. Не удавшийся самоубийца все оставшиеся годы своей жизни должен нести особый подвиг покаяния. Помнить, что милость Божия вырвала его из самой пасти ада, дала время на покаяние и исправление.

Мысли о самоубийстве - данные греховные мысли всегда имеют своим источником родоначальника всего сущего зла - диавола. Поэтому даже одно только приятие их, пусть даже на короткое время, открывает душу для демонического воздействия, помрачает ум и сердце, удаляет от человека помощь ангела хранителя. Принятие мыслей о самоубийстве является серьезным грехом и требует немедленного покаяния на исповеди Эпитимией за подобное согрешение может быть, например, служение в течении нескольких лет покаянных молебнов, именно в тот день года, когда подобные мысли были приняты в душу. Грех также высказывать одно намерение или пугать других своим возможным самоубийством, даже если на самом деле такого намерения нет. Пусть это будут одни пустые слова, но враг-диавол подслушав их, может и на самом деле развить в говорящем желание исполнить злую мысль. Кроме того, подобные желания, высказанные в слух, вызывают немалую скорбь и переживание у ближних.

Подстрекательство к убийству или самоубийству - является смертным грехом. Так дочь Иродиады потребовала в награду от Ирода головы Иоанна Крестителя, и по ее настоянию царь совершил убийство, которое вначале и не думал совершать (Мк. 6, 22-26). Подстрекатель к убийству или самоубийству является главным виновником этих грехов. В некотором смысле он бывает виновнее самого убийцы, потому что, насилуя чужую волю и совесть, вовлекает другого в страшный грех. Так, например, подстрекают иного к совершению убийства, призывая к отмщению и называя трусом в случае отказа, или же представляют в глазах оскорбленного нанесенную ему обиду столь страшной, что ее будто бы можно смыть только ценою крови обидчика. Дьявол, соблазнивший наших прародителей ко греху, в котором заключается и вина самоубийства и человекоубийства (Господь предупреждал: в случае нарушения заповеди «смертию умрете»), - согрешил и был и будет наказан гораздо тяжелее, чем Адам и Ева. К числу подстрекателей к убийству и самоубийству принадлежат и те, кто предоставляет сведения о потенциальной жертве, а также дает советы и рекомендации для лучшего исполнения преступления. И те, кто поощряет задуманное дело или просит другого совершить этот смертный грех. Сюда же относятся те, кто защищает убийц и самоубийц в частных разговорах или в средствах массовой информации, оправдывает преступника и хулит убитого. Особенно грешат оправдывающие самоубийц, находя в мотивах совершенного ими смертного греха «нечто благородное». Подобной защитой и подстрекают будущих убийц и самоубийц к совершению страшного злодеяния.

Любовь к просмотру кровавых зрелищ типа боев без правил, боевиков изобилующих убийствами и драками, собачьих боев и прочих. Подобные зрелища являются прототипами гладиаторских боев, когда на потеху толпе люди убивали друг друга. Здесь также можно говорить о соучастии в убийстве, причем убийстве ради развлечения, ради острых ощущений. Сострадание и любовь к ближнему, заповеданные Богом, не развиваются в душах любителей кровавых зрелищ, но холодная дьявольская жестокость, равнодушие и агрессия возрастают в сердцах, любящих чужие страдания. При подобных увеселениях человек развращает себя, открывает душу для дьявольского воздействия, удаляется от Бога.

Злая и нескрываемая ненависть. «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). От чего бы не происходила эта ненависть, - от затаенной ли зависти к ближнему, от нанесенных им обид, от врожденного или приобретенного характера, от сложившегося убеждения - в любом случае она греховна и убийственна. Ненависть и злоба - дьявольские свойства, поэтому, кто предается им, тот становится рабом нечистого духа. Кроме того, тот, к кому ненависть обращена и явно обнаруживается, не может быть спокойным. Сознание, что тебя ненавидят, обычно тревожит и сокрушает человеческий дух.

Жестокость - это черта характера, для которой свойственно стремление доказывать свою собственную значимость, власть и силу при полном равнодушии к страданиям ближних. Специфических проявлений в поведении человека при этом может не наблюдаться, но идет постоянный поиск признания своих заслуг, дарований, значимости своей роли в тех или иных происходящих событиях. Это также может выражаться в мимике и сопровождаться тем, что человек держит себя «набычившись», постоянно стремится доказать свою правоту и заставить окружающих подчиняться принятым решениям. Это качество может быть неспецифично и узко направлено. Так, например, для одного человека его значимость и сила могут проявляться только в интимных отношениях, для другого - в том, что без него не могут обойтись на работе. Для третьего - что он собрал такую коллекцию спичечных этикеток, какой нет больше ни у кого. Во внутреннем мире жестокость часто сопровождается ощущением враждебности окружающего, ощущением того, что не оценен по достоинству. Часто жестокость проистекает от гордости, самоуверенности, самонадеянности. Жестокостью также порождается задорность, фанатизм, обидчивость, упрямство, напористость. У окружающих жестокий человек невольно формирует желание обличить его за личную несостоятельность, обнаружить свое недовольство тем или иным его поведением, хоть в чем-нибудь, но упрекнуть его. Жестокость приводит, будучи неудовлетворенной (или неудовлетворяемой), к ишемической болезни сердца в разной степени ее выраженности. Поэтому ранние инфаркты возникали у людей в том возрасте, когда они, добившись чего-то в жизни, начинали сдавать свои позиции, но пытались их удержать. В последнее время инфаркт «помолодел», поскольку, для ощущения своей значимости и требований признания ее, люди перестали считать необходимыми объективный труд и заслуги; люди стали считать себя имеющими право на признание со стороны окружающих только по факту своего существования, по необоснованному росту притязаний. Сопутствующим качеством (оборотной стороной медали) жестокости можно считать трусость. Оправдывается жестокий обычно тем, что он хочет блага людям, хочет чего-то хорошего. Жестокость преодолевается самоуничижением (признанием собственной худости), послушанием, исполнительностью. Противостоять жестокости в своей душе можно также признанием естественных человеку после грехопадения ограниченности и несовершенства, а также ответственностью за свои слова и поступки, если не перед людьми, то во всяком случае перед Богом.

Риск жизнью ради славы и денег. Жизнь это священный дар, и рисковать им ради мирских благ - безумие. Часто бездумно рискуют своей жизнью каскадеры, канатоходцы, цирковые артисты и прочие. Часто ради денег люди берутся за смертельно опасные предприятия, неоправданно полагая на алтарь мамоны свой бесценный дар - жизнь.

Греховная выдержка - заключается в попытке скрыть свое, чаще всего негативное (греховное), отношение к окружающему. Суть ее в протесте против реальности, против того, что есть в действительности. В протесте, который человек рад был бы обнаружить, но не имеет возможности или не считает правильным это делать сейчас. При этом сокрушение об имеющихся греховных расположениях и желаниях полностью отсутствует, а организм в то же время приводится в состояние готовности к исполнению скрываемых греховных вожделений. В результате возникает выраженное противоречие между функциональной готовностью к конкретным действиям и внешним отсутствием этих самых действий. Это приводит к нарушению сначала функциональному, а потом и органическому тех или иных органов или систем человеческого организма. Как правило, сопровождается мыслями типа: «Э-х, хорошо бы...» (выпить, наорать, убежать...). Это настроение ощущается, воспринимается и усваивается окружающими, особенно детьми, независимо от внешнего поведения человека. Например, у матери, которая хочет объедаться, кричать, бездельничать, ребенок будет все это делать, даже если мать внешне не позволяет этого себе в своем поведении. И именно расположение родителей является основным воспитывающим фактором, а отнюдь не содержание их нравоучений и даже не внешнее поведение родителей. Также отсутствие любви и уважения к детям при создании внешне комфортных условий существования ведет к тому, что у ребенка нет любви и уважения к родителям. Если же родители тяготятся обществом ребенка, то и он будет тяготиться их обществом, если пренебрегают, то и он будет пренебрегать, если снисходительны, то и он будет относиться к ним так же. Греховно выдержанные люди, сами не предпринимая действий по удовлетворению своих страстей часто, в той или иной форме воспитывают их у окружающих или прямо навязывают их им. Так, например, алкоголик будет склонять к выпивке, жадный - к накопительству и тому подобное. Часто такой человек в качестве своей профессиональной деятельности выбирает ту, которая косвенно удовлетворяет его страсть в результате занятия предметом страсти или общением с подобострастными людьми. Так, тщеславный скорее выберет профессию актера, жадный - бухгалтера, страждущий чревоугодием - повара, блудливый - профессию венеролога. Если выдержанный человек питает склонность к настроениям, о вредоносности которых знает, то он старается вести себя не в соответствии с этими настроениями и вызывающими их качествами, хотя внутренне сохраняет склонность к ним. Поэтому весь его труд направлен на удерживание от проявлений недолжного, склонность же к нему сохраняется, хотя и остается неудовлетворенной. Практически все его поведение можно охарактеризовать словами «делаю не то, что хочу». Это естественно и необходимо приводит к расслабленности, пассивности и унынию. Запретные расположения, поскольку нет отказа от них и нет произволения искоренить их, не будучи проявляемы, ищут компенсации через усиление не столь явных грехов (например, запрет на блудливое расположение может повлечь за собой усиление плотолюбия, самонадеянное - лености). Остаются незамеченными и те расположения, для реализации которых просто нет подходящих условий или которые пресекаются окружающими (например, самонадеянность, властолюбие, жестокость, грубость). Фактически при всем огромном затрачиваемом труде отсутствует раскаяние (изменение отношения) к тем качествам, о которых идет речь; им противостоят вынужденно, а не самоохотно; ими услаждались бы, если бы это было можно, а сокрушение о их наличии, негодование по отношению к ним, поиски способов борьбы с ними отсутствуют или носят формальный характер. Противостоять греховной выдержке нужно, сокрушаясь о тех грехах, которые ею скрываются, но для этого сначала необходимо увидеть, а затем и осознать эти грехи, как свои. Можно противостоять греховной выдержке также отказом от тех материальных целей своего существования, ради которых и предпринимаются такие необычные усилия, так как при таком отказе нужда в выдержке отпадает сама собой. Можно также постараться стяжать добродетели (например, терпение, или самоукорение), которые сделают греховную выдержку просто ненужной.

Отказ от доступного лечения - является грехом. Только совершенные святые люди, могли полностью положиться на волю Божию, ожидая исцеления непосредственно от Всевышнего, так как до этого они всегда творили Его святую волю. Нам же людям несовершенным и греховным чаще всего несущим крест болезни за свои прегрешения, правильнее будет прибегать с молитвой к богоустроенным на земле средствам исцеления - врачам и лекарствам. Господь попустил по нашим грехам болезни, но дал и средства, служащие к их исцелению. Если Богу не угодно, то никакие лекарства нам не помогут, в другом же случае, лечение физическое, соединенное с лечением духовным (покаянием, соборованием, причащением, милостынею, пожертвованиями, сугубою молитвою, обетами и тому подобным) может принести исцеление. Кроме того, нужно различать болезни, попущенные Богом (за наши грехи, грехи родителей, для сохранения нас меньшей неприятностью от большей, для явления силы Божией), от болезней, возникающих в результате нарушения нами естественных законов природы (которые, впрочем, также установлены Всевышним). Например, мы легко одетые выскочили на улицу в сильный холод, дождь или ветер, в результате чего сильно простудились. Почему мы заболели в этом случае? Потому что не учли естественный закон Божий, в данном случае, не оделись соответствующим образом. Но, выпив, например, горячего липового чая с малиной, закутавшись в теплую одежду и пропотев, наутро мы встали здоровыми. Таким образом, использовав естественные плоды природы в качестве лекарств, мы получили исцеление. Но если бы мы не стали лечиться, а стали бы ждать, что придет Господь или Божия Матерь и нас исцелит, то, скорее всего, болезнь затянулась бы надолго и вообще не известно, чем кончилась бы. Потому что в данном случае нами бы руководила тайная гордыня и самонадеянность (считать себя достойным особого посещения и милости Божией). Некоторые отказываются от лечения по крайнему легкомыслию, надеясь «авось само пройдет». Такие забывают, что здоровье - это тоже дар Божий, который помогает нам достойно служить Богу и ближним. Другие отказываются от лечения, желая быстрее умереть. Это тоже грех самоубийства. Господь дал нам жизнь, дал нам крест, и мы должны нести его до тех пор, пока Всевышний Сам не призовет нас к Себе. Поэтому прегрешают те, кто сознательно отказывается от лечения, выбирая путь медленного самоубийства.

Лечение у экстрасенсов, колдунов и бабок. Вышеперечисленные категории так называемых «народных целителей» относятся к разряду слуг сатанинских. Большинство их - шарлатаны, выманивающие деньги у доверчивых простаков. Другие же воздействуют на приходящих к ним людей силой демонической. Часто экстрасенсы говорят об излечивающей энергии, которую они черпают якобы из «космоса», но у каждой энергии есть свой источник, место, откуда она исходит. Сила, которой действуют экстрасенсы, колдуны, бабки, -демоническая. И люди, приходящие к ним лечиться, отдают свою душу и тело во власть тьмы. Полного исцеления они никогда не получат. Силы зла способны только разрушать, но видимость исцеления, исчезновение симптомов заболевания на какой-то срок может произойти. Затем болезнь, как правило, возвращается вновь с удвоенной силой, или возникает другое, еще более страшное заболевание. Кроме того, может последовать болезнь или смерть кого-то из близких родственников, на которых была наведена болезнь колдуном «целителем». Кроме всего прочего, человек, «полечившийся» у таких «народных целителей», становится проводником злой демонической воли, что сказывается разрушающим образом на его судьбе и на судьбе его близких. Немало православных христиан ходило или носило своих детей к бабкам для заговоров или наговоров от грыжи, волоса и прочего. А это значит - они носили своих детей на алтарь к нечистой силе. Заговоры или наговоры, так называемое «нейро-лингвистическое программирование», есть заклятье, призывание «благотворных бесов» (см. Номоканон) для исцеления болящих. Кстати, полного выздоровления все равно не происходит. Например, как показала практика, при заговоре пупковой грыжи последняя просто уходит внутрь, а потом все равно приходится делать хирургическую операцию. Зато судьба детей, которых приводили к бабке, часто несет на себе след воздействия злых сил, для которых были открыты дети при наговорах и заговорах. Поэтому все, кто лечился непосредственно у экстрасенсов, колдунов, бабок, должны принести церковное покаяние и пройти чин отречения от занятий оккультизмом. Только в последнем случае нить, протянутая в их душу колдовским воздействием, может прерваться. В некоторых случаях необходимо пройти еще таинство соборования или чин отчитки.

Раздражительность и ярость, которые сокращают дни нашей жизни. «Ревность и гнев сокращают дни» (Сир. 30, 26). Раздражительность, гнев, досада, злопамятство, злоба, вражда - все это несколько разные страсти, хотя и имеющие сродство между собою. Из всех этих видов гнева больше всего вредит здоровью раздражительность. Иначе она может быть названа горячностью, вспыльчивостью, желчностью. Ярость является ее высшей степенью. Ее отличительные признаки - быстрота и кратковременность; которая сопровождается резким выбросом в кровь адреналина и других возбуждающих гормонов, помутнением разума, потерей самоконтроля. В ярости изменяется вся наружность человека. Глаза его наливаются кровью, волосы как бы поднимаются, у одних лицо бледнеет, у других багровеет, дыхание делается тяжелым и громким, ноздри как-то расширяются, зубы иной раз скрежещут, руки и ноги совершают резкие движения. Если человека в этот момент сфотографировать, то он может и не узнать себя. Дикая демоническая образина проглядывает сквозь черты человеческого лица. После такого разгорячения появляется на человеке пот, и страшное утомление разливается по его телу. Разве это не убийство самого себя, не умаление ли дней жизни, хотя и незаметное и никак не намеренное? В раздражительности же есть другая отличительная черта: частота и как бы непрерывность гнева. Еще не успел человек успокоиться от первого приступа гнева, как новый повод повергает его в прежнее греховное состояние, которое можно сравнить с постоянно кипящей в кастрюле водой. Это непрерывное состояние и мешает восстановлению истощенных сил страстного человека. Отсюда раздражительный быстро худеет и часто болеет.

Задиристость - это специфическое поведение человека основанное на желании вызвать ближнего на противодействие себе, на конфликт с собою (душевный, словесный или физический) с целью обнаружить и доказать свое превосходство над соперником (интеллектуальное, физическое и т.д.), в котором задиристый человек уверен заранее. Во внешнем поведении эта страсть может обнаруживаться бескомпромиссной категоричностью высказывания и поведения, которые якобы не учитывают мнения, интересы, цели и возможности (способности) окружающих людей. Задиристый человек может высказывать в оскорбительной форме свое мнение о собеседнике или о его близких, а также и любые другие обидные для ближнего суждения или такие, с какими тот заведомо не согласен, может также быть грубым, может, «не замечая» окружающих, оттолкнуть, встать впереди в очередь и тому подобное, в общем, способен говорить и делать то, что, по его мнению, вызовет активный протест. Формированию задиристости могут служить - гордость - тщеславие (славолюбие) - жестокость - осуждение - злость, от которой поведение человека обращается либо к задиристости, либо к трусости. Задиристость человека, даже если она на данный момент никак не проявляется, вызывает желание у окружающих досадить ему, поставить его «на место» или уклониться от общения с ним. Оборотной стороной задиристости может считаться податливость. Противостоять задиристости удобнее всего скромностью, уважительностью, доброжелательностью. Именно эти качества и вызывают у задиристого наибольший протест.

Напористость - стремление во что бы то ни стало достичь цели, даже путем совершения поступков, которые могут вызвать протест и противодействие окружающих. Этот грех может иметь в своем основании жестокость. Схематично появление напористости в качестве черты характера человека можно представить следующим образом: гордость - самолюбие - самонадеянность - жестокость - напористость. Напористость может сопровождаться такими качествами, как трусость, податливость, которые служат как бы оборотной стороной медали этой страсти. Внутренне она ощущается как постоянный поиск того, что нужно преодолеть. На физическом уровне страсть напористости может сопровождаться ощущением распирания или сдавленности в загрудинном пространстве. Внешне может проявляться тем, что человек ходит, опустив голову, как бы «набычившись», слегка отведя руки в стороны, наклонив все туловище вперед. В те моменты, когда напористый человек преодолевает сопротивление, противодействие людей или предметов, напористость сопровождается не всегда замечаемой человеком задержкой дыхания (задержка выдоха). То же самое происходит тогда, когда человек мечтательно представляет себе чье-либо сопротивление и в мечтах же преодолевает его. В случае отсутствия противодействия напористый человек, как и одержимый любой другой страстью, создает условия для удовлетворения своего излюбленного греха. Своим поведением он провоцирует в ближних протест и желание противодействовать ему, а затем либо преодолевает это противодействие, либо пренебрегает им, но в любом случае действует вопреки желанию окружающих. По мере роста этого греха возрастает и длительность периодов эмоционального состояния, сопровождаемого задержкой выдоха. И в тех случаях, когда данный грех не может быть воплощен в поведении по каким-либо причинам, происходит соматизация греха, выражающаяся в приступах уже непроизвольной задержки (дыхания) выдоха, в формировании заболевания, именуемого бронхиальной астмой. И как всякий грех сладок, а плоды его горьки, так и удовлетворяемая напористость доставляет удовольствие человеку, подверженному этому греху, а проистекающее от нее заболевание тягостно и мучительно. Но напористый человек формирует свою жизнь таким образом, что она наполняется людьми и обстоятельствами, которые он вынужден преодолевать, лицемерно или в заблуждении утверждая, что ему этого и не хочется. Подтверждением вышесказанного может служить отношение напористого человека к предложению уступить или изыскать путь достижения поставленной цели без преодоления чьего-либо противодействия: напористый с раздражением откажется от этого и приведет массу аргументов морального и материального порядка, призванных доказать, что именно его действия единственно правильны и необходимы. Из нескольких путей разрешения новой проблемы, которую вы обсуждаете с напористым человеком, он будет склонен отдать предпочтение тому пути, на котором предвидит или предчувствует наибольшее количество «объективных» трудностей. Для напористого человека важна не внешняя значимость того, что он преодолевает, а постоянная эмоциональная насыщенность греха. Поэтому внешне напористость может как преодолевать противодействие государственных структур, так и удовлетворяться преодолением «плохого» отношения со стороны кого-нибудь из родных и близких. При этом напористый человек ведет себя таким образом, что сам своими же претензиями, размером, формой их предъявления вызывает противодействие окружающих. Поэтому напористости часто сопутствует задиристость, задорность, пренебрежительность и тому подобное. Поскольку любое зло существует только как отрицание добра и всякий грех является отрицанием противоположной добродетели, поэтому наибольшее свое выражение напористость проявляет при столкновении с уступчивостью, покорностью, кротостью. Но именно этими добродетелями ее удобнее всего и искоренять, если человек вступил в борьбу с этой страстью. Если же у него на это не достает сразу сил, то напористости вначале можно противостать целеустремленностью, последовательностью, трудолюбием, самообличением. Естественно, что этому должны предшествовать исповедь, искреннее раскаяние, отсечение даже мысленного услаждения этим грехом.

Нетерпение - протест против реальной действительности (мятежность), выражающийся в мыслях, делах и поступках. Эмоционально ощущается как активное отторжение того, что тебе неприятно, или отторжение различных явлений окружающей тебя жизни. Проявляется в отрицании того, что тебе говорят часто якобы с целью уточнения. Но уточнения настолько незначительны, что можно было бы и не отрицать слышимое. В жизни постоянно изыскиваются факты и события, которые совершенно обоснованно могут вызвать протест, при этом на все хорошее внимание либо вовсе не обращается, либо обращается мельком. В случае получения совета человек ищет возможности его обойти под любым предлогом; тяготится самой необходимостью обращаться как за советом, так и за любыми другими житейскими потребностями во внешний мир (поездки на работу, покупка продуктов, ремонт машины и т.д.). Поскольку мятежность распространяется на все, человек ни в чем не находит утешения, а если и находит, то как бы вынужденно, на непродолжительное время, пока не изыщет причины отвергать то хорошее, чем утешался.Порождается нетерпение самоуверенностью (неверием), часто приводит к унынию и безнадежию. С протестом против окружающего может соседствовать протест против своего состояния, положения, в конце концов, - против собственного существования. При всем том человек не отвергает того, что материально или душевно выгодно или приятно, даже если выгода и приятность проистекает от тех людей, или организаций, или событий, которые им же отторгаются, осуждаются. Эта страсть часто приводит якобы к неспособности понять совершенно элементарные вещи, происходит же это только из-за нежелания их принимать. Вместо обсуждения вопроса в целом, идет многословное оговаривание все новых и новых малозначащих деталей. При этом выигрывается время, в течение которого человек не принимает то, что обсуждается. Как и всякий грех, который охватывает человека целиком, нетерпение не бывает замечаемо нетерпеливыми людьми. По естественной чуткости человека к настроению окружающих людей, нетерпение воспринимается и ощущается всеми, кто сталкивается с нетерпеливыми, как свое собственное чувство. Телесно нетерпение может ощущаться как беспричинное чувство тошноты; как боли в области затылка. Соматически одно из самых известных проявлений нетерпения - морская болезнь. В поведении человека нетерпение может проявляться в том, что он не замечает того, что ему нежелательно или безразлично. Точно так же, как обидчивый находит, на что обидеться, злой - на чем сорвать злость, нетерпеливый - что не потерпеть. Для нетерпения характерно желание сделать поскорее, протест против того, что понятная и посильная работа занимает (отнимает) время и силы. Однако в любом деле необходимо согласие с затратами времени и сил, согласие с тем, что, несмотря на понятность и посильность, непредвиденные обстоятельства могут либо затянуть выполнение данного дела, либо сделать его вовсе невыполнимым; согласие с тем, что неинтересным делом приходится заниматься в ущерб тому, что интересно. Напряжение, которое испытывает человек, страдающий нетерпением, не ускоряет и не облегчает выполнение предлежащей работы, а ведет только к непродуктивному расходу сил. Аналогичное состояние может возникать по любому поводу, например, нетерпеливый знает, что может объяснить непонятное человеку и ответить на заданный вопрос, но - не хочет этого сделать, так как спрашивающий не в состоянии сразу понять ход его мыслей или обладает недостаточными знаниями. В любом случае возникшее напряжение с устремлением к преждевременному завершению дела субъективно дает ощущение того, что твои усилия более эффективны и ускоряют выполнение задачи, а объективно мешают беспристрастно рассмотреть ситуацию и найти оптимальный способ ее разрешения. Сделавшись привычным, мятежно-нетерпеливое состояние распространяется на все сферы деятельности, даже на те, которые не вызывали протеста ранее. Во всех случаях нетерпение мешает целостному восприятию, следовательно, мешает правильной оценке окружающего и, как результат, приводит к неадекватному поведению. Противостоять нетерпению (мятежности), лучше всего развитием в себе таких качеств, как обязательность, ответственность и, естественно, терпение.

Ложная независимость - стремление доказать свою «неподвластность» людям и обстоятельствам. Проявляемое качество может обнаруживаться вызывающим, дерзким или задиристым поведением. Независимый человек в беседе о чем-либо, может вдруг не ответить на вопросы, или заговорить о чем-нибудь другом, или отвлечься на какое-то дело, которое приостановит любую беседу (приятную, неприятную, нужную, деловую). Также он может одеваться, не учитывая реальных погодных условий, или вдруг начать делать что угодно не ко времени и не к месту. Взяв на себя без протеста какие-то обязательства или что-то пообещав, он может не выполнять обещанное, практически демонстративно обнаруживая свое безразличие к тому, что за этим последует. Часто страдающий этой страстью тяготится своей личной привязанностью к кому-либо, а также чьей-либо привязанностью к себе, если это накладывает на него какие-либо обязательства. Как правило, независимыми становятся люди, остро и тонко ощущающие свою связь с окружающими и из-за своей повышенной чувствительности испытавшие ряд неприятных переживаний, хотя это и необязательно. В мимике и жестикуляции независимость может обнаруживаться «отмахивающимися», пренебрежительными жестами и гримасами, подергиванием плеч, рук. Страдающий независимостью практически демонстративно не интересуется жизнью даже близких людей, не принимает в ней участия. В то же время избегает сообщать сведения о себе, даже когда этим интересуются близкие или заведомо дружески относящиеся к нему люди. Свое поведение таковые склонны объяснять вежливостью, деликатностью, нежеланием утомлять разговорами о себе или лезть в чужие дела и души. Как правило, это качество может быть связано с самоуверенностью или мечтательностью. Независимые не хотят заниматься тем, о чем их просят, оправдываясь, что по какой-либо причине не смогут выполнить просьбу. Они могут без видимых причин менять свои планы только потому, что эти планы понравились другим людям, которые изъявили желание принять участие в их выполнении, предложив при совместном участии распределение обязанностей. Часто обнаруживается внутренний протест недугующего этой страстью против следования сложившимся принципам какого-нибудь ремесла, желанием что-то изменить в традициях профессиональной деятельности или желанием под тем или иным предлогом избежать изучения этих традиций и канонов. Это не проявление желания сделать что-то иначе, получить необычный результат, а желание достигнуть обычного результата своими путями и средствами. При желании скрыть независимость человек ставит себя бессознательно в гораздо большую зависимость от окружающих, чем это необходимо, демонстрирует зависимость вплоть до воспитания в себе робости. Противостоять данному греху следует терпением, послушанием, осторожностью, храбростью, обязательностью и ответственностью.

Продажа или даренье в пищу чего-либо вредящего здоровью. Грешат те, кто продает некачественную пищу, например, тухлую замороженную рыбу, испорченное вино или поддельную водку. Особенно, согрешают те, кто приобретает продукты питания с вредными для здоровья консервантами, и травит ею, ради наживы, ничего не подозревающих покупателей. Согрешают и те, кто получают испорченную, просроченную или заведомо вредную гуманитарную помощь, и с видом благодетеля раздают или по дешевке продают ее людям. Кто дарит другим или приносит в церковь продукты, которыми брезгует по их несвежести или испорченности. Здесь получается как в народной пословице: «На тебе, Боже, что нам негоже». Господь заповедовал любить ближнего как самого себя и не делать другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Из этого и надо исходить, когда думаешь подарить кому что-либо негодное.

Крайнее изнурение на работе самого себя. «Бдительность над богатством изнуряет тело» (Сир. 31, 1). Когда человек постоянно напряжен и не дает себе ни малейшего отдыха, отказывает себе в прогулке и сне, плохо и нерегулярно питается, тогда он неизбежно укорачивает свою жизнь. Поэтому неумеренность в служебном рвении, в занятиях ремеслом или торговлей -просто преступна. Это происходит или от честолюбия, или от корысти, а чаще всего от желания жить и содержать семью в роскоши. Нужно помнить, что здоровье -это тоже богатство, данное изначально нам Богом, и, растратив его бездумно, ни за какие уже деньги не приобретешь.

Нарушение чужого сна без крайней на то нужды и по неосторожности. «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11, 12). Хороший сон - признак и условие здоровья. Во сне человек восстанавливает свои силы, получает отдохновение. Поэтому прерывать сон ближнего из эгоизма и по нетерпеливости есть грех. Часто это происходит от эгоизма грешника, который может гулко ходить по квартире, стучать дверьми, петь песни, слушать музыку, даже не думая, что этим тревожит сон своих близких. Еще вреднее разбудить человека неожиданным криком, ударами или толчками. В этом случае иной может и заболеть (особенно ребенок), и даже остаться заикой. Без сомнения, ночной и особенно полуночной сон (в 23-24 часа), как самый полезный для организма, должен быть особенно оберегаем. Крайне бережно нужно относиться ко сну тех, кто тяжело засыпает и, проснувшись, долго не может уснуть.

Усвоение в себе угрюмого характера. «Унылый дух сушит кости» (Притч. 17, 22). Можно быть угрюмым по отношению к пустым развлечениям и вредным удовольствиям, но не к чистым радостям жизни, таким, как, наслаждение природой, общением с достойными людьми, отдых в семейном кругу. Угрюмый характер вредит процветанию жизни, превращает чистый жизненный ручей в стоячее болото. Недаром преп. Серафим Саровский любил говорить: будьте «как солнышки». Пусть вокруг много житейских забот, но по слову Писания «возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает».

Ношение одежды, вредной для здоровья. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3, 21). При сотворении человек не имел одежд. После грехопадения первоначальным назначением одежд было удовлетворение чувства стыдливости, которое требовало прикрыть обнаженные тела и защитить от холодного воздуха и прочих стихий. Но греховность и суетность человека допустили и постоянно допускают в одеждах различные видоизменения сверх естественной необходимости. Погоня за модой, желание выделиться среди окружающих, подчеркнуть свою сексуальность заставляет людей одеваться во вредные для здоровья материи, носить тесную на высоких каблуках обувь. Разумно же носить такие одежды, которые дают телу возможность свободно дышать, двигаться и действовать без всякого затруднения, зимой надежно греют, а летом защищают от жары. Практичность и полезность должны служить критериями при выборе одежды христианином.

Пренебрежение опрятностью, чистоплотностью и другими условиями, необходимыми для здоровья. «Чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23, 26). Насколько вредят люди своему здоровью и долговечности, настолько и прегрешают против своей жизни - Божьего дара, - когда содержат свои жилища в грязи и неопрятности, не соблюдают необходимых правил гигиены, не пользуются доступными средствами для укрепления и закаливания своего тела. Святые отцы душу сравнивали с седоком, а тело человека с ослом, который везет всадника. Если осел будет болен и ослаблен, то не сможет везти всадника по определенному Богом пути. Поэтому человек должен содержать своего осла (тело) в необходимом здравии и крепости.

Чрезмерная изнеженность. «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2 Кор. 6, 4, 5). Кроме того, что чрезмерный покой и довольство не свойственны человеку в его падшем состоянии, они еще и вредны для здоровья и психики человека. Напрасно стараются некоторые люди окружить себя всевозможным комфортом и избавиться от малейших физических нагрузок и забот. Чрезмерная и постоянная изнеженность ослабляет организм, приводит к дистрофии мышечной массы, ожирению, ухудшению работы внутренних органов, отсюда и психическая неуравновешенность, бессонница, вялость, предрасположенность к болезням и прочее. Изнеженность особенно вредна для людей молодых, у которых впереди возможна трудная и нелегкая жизнь; человек должен быть способен и внутренне готов к перенесению различных забот и трудностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.