Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ одной из новелл П.Мериме.






Мериме родился в Париже в семье художника и искусствоведа Лернара Мериме и художниц Анны Моро.В 1823 окончил юридический факультет Парижского университета. С 1834 в течении 20 лет занимал должность главного инспектора исторических памятников Франции. В 1844 стал членом фр.Академии.Лит.деятельность начал как драматург, 1825- «театр Клары Гасуль»(6 пьесс).В след.издание включил еще 2 пьессы.Автором пьес сделал испанскую актрису Клару Гасуль, которой вовсе не существовало.1828- историческая пьеса «Жакерия».В ней идет речь о восстании французских крестьян, проиcшедшем в XIV.1827- «Гузла».В романе «Хроника царствования Карла IX (1829) автор воспроизвел события, связанные с религиозными войнами во Франции между католиками и гугенотами в XVI.В центре повествоания-описание страшной резни, учиненной католиками над гугенотами в ночь Святого варфаломея-25 августа 1572.В конце 30х создал свои знаменитые новеллы.В отличае от Бальзака и Стендаля Мериме не ставит больших политических и социальных проблем.Показывает частную жизнь героев, сосредотачивая внимание на анализе их внутреннего мира.Первая новелла «Матеро Фальконе» Мериме опубликовал в журнале «ревю де Пари» в 1829.

Новеллы делит на 2 типа:

1. Экзотические («Кармен»)

2. Социально-психологические («Этрусская ваза»).

Сюжет как нарастающий конфликт, усложняется, подробно описывается внутренний мир и психологическое состояние героя. Углубил изображение внутреннего мира, не вдаваясь в пространные описания эмоций. Через жесты и поступки показывает состояние. У новелл продуманная композиция. Влияние на послед. писателей: Флобер, Мопассан, Франс.

Стремление Мериме изображать людей с сильными и яркими характерами, живущих в условиях»нецивилизованного» общества, наиболее ярко проявилось в лучшей его новелле «Кармен». В ней представлена Испания без романтических прикрас. Именно в такой реальной Испании и происходит трагедия цыганки Кармен-фабричной работницы и ее возлюбленного Хосе, ставшего контрабандистом.Они олицетворяют испанских отверженных, бесправных и нищих, но в то же время сохранивших чувство человеческого достоинства и проявивших мужество и свободолюбие.Писатель далек от мысли идеализировать их. Кармен-лжива, коварна, не всегда придерживается общепринятых моральных принципов, но превыше всего она цени свободу и свою независимость. Узнав, что Кармен полюбила другого человека, Хосе не хочет считаться с ее чувствами.Кармен же предпочитает умереть, чем изменить себе.

Написанная в 1845-м году новелла «Кармен» получила мировую известность благодаря одноимённой опере Жоржа Бизе. Страстная история любви гордого баска дона Хосе Наварро и свободолюбивой испанской цыганки Кармен предстаёт перед глазами читателя опосредованно – через повествование автора-рассказчика, археолога по профессии, путешествующего по Испании с целью установления местонахождения древнего города Мунды, известного ещё со времён Юлия Цезаря.Состоящая из четырёх частей новелла предваряется цитатой позднегреческого поэта Паллада Александрийского, объясняющего злую суть женщины, становящейся лучше только в двух жизненных ситуациях – любви и смерти. Кармен как наиболее яркая представительница женского рода на примере своей судьбы подтверждает высказанную много веков назад литературную мудрость: завзятая мошенница и блудница, подстрекающая своих любовников и мужей на преступления, она ведёт себя благородно в любви и не отступает от своих представлений даже под страхом смерти. До последнего преданная своему роми, готовая ради него на всё (подкуп, продажу своего тела, воровство и убийство) цыганка способно самоотверженно ухаживать за раненым, когда ему нужна помощь, и без труда бросить его при любом ограничении её свободной воли.Главная трагедия Кармен в её сильно развитой чувственности. Как представительница кочевого племени, лишённого корней, привязанностей и даже веры, цыганка живёт сиюминутными порывами: если она любит, то любит сейчас; если она чего-то не хочет, то не захочет никогда. Кармен не привыкла ни в чём себя ограничивать и любой, кто пытается подогнать её жизнь под строго установленные рамки, становится ей врагом. Смерть девушки трагична, но естественна в понимании самой Кармен: она покорно отдаётся на волю мужа, имеющего право убить её, но не соглашается идти против своей внутренней сути.Трагическая история любви обрамляется обыденным повествованием о рядовом исследовательском путешествии по Испании, во время которого рассказчик в начале знакомится с контрабандистом-разбойником доном Хосе (первая глава) и прекрасной цыганкой-мошенницей Кармен (вторая глава) и только потом уже узнаёт о том, как свела судьба этих героев и чем всё закончилось (третья глава). Последняя, четвёртая часть новеллы представляет собой культурно-этнографическую справку о происхождении, особенностях характера и жизни испанских цыган, их языковой общности и отличиях от кочевых народов других стран Европы. Поставленная в центр неспешного повествования история любви дона Хосе и Кармен приобретает дополнительную яркость: она оттеняется спокойной, лишённой страстей жизнью человека, занятого законопослушным исследовательским делом.Относящаяся к жанру психологических новелл «Кармен» лишена подробных описаний эмоций или пространных диалогов героев. Внутренние переживания персонажей автор передаёт за счёт внешней экспрессивности (во внешности, одежде, жестах и поведении) и сюжетных действий, которые говорят сами за себя: нападение Кармен на работницу севильской табачной фабрики, многочисленные романы цыганки с целью грабежа богачей, убийство доном Хосе поручика, его стычки с кавалеристами, «дуэль» между доном Хосе и мужем Кармен – Гарсией Кривым, убийство Кармен доном Хосе.Художественный образ Кармен строится на принципе контраста: девушка красива за счёт причудливого сочетания прекрасного и уродливого; при всей своей бедности она носит неизменно яркую, бросающуюся в глаза одежду; в её характере сочетаются как низменные, так и прекрасные черты. В отличие от статичного, сложившегося задолго до начала повествования, образа Кармен образ дона Хосе рисуется в динамике: в начале читатель узнаёт о честной кавалерийской жизни героя, затем знакомится с процессом его постепенного морального падения, вызванного страстной любовью к цыганке. Внешние неблаговидные поступки контрабандиста сочетаются с его внутренним благородством: дон Хосе умеет быть признательным за помощь (автору-рассказчику), готов помочь раненому товарищу (в отличие от Кривого, убивающего «обузу» без лишних раздумий), не считает себя вправе стрелять в спину даже самому отъявленному бандиту и сопернику в любовных делах (мужу Кармен).Социальное падение дона Хосе не меняет его натуры и происходит в силу непреодолимых жизненных обстоятельств: стремления быть рядом с любимой женщиной и невозможности продолжать прежний образ жизни. Излишняя горячность, толкнувшая героя на убийство из ревности, не оставила ему другого выбора, кроме как стать контрабандистом. При этом до самого конца дон Хосе верил и надеялся на то, что всё ещё можно исправить: он несколько раз призывал Кармен бросить всё и уехать в Новый свет с тем, чтобы зажить там честной жизнью, но его мечте не суждено было сбыться. Выросшая среди разбойников цыганка не представляла себе иной жизни, кроме как той, которую она вела в Испании, и не хотела связывать себя обязательствами с нелюбимым человеком. Реалистическое начало новеллы проявляется в её социальной направленности, объясняющей появление в Испании контрабандистов, разбойников и убийц. Социальное расслоение общества Мериме показывает, не уточняя, его причин, но по тому, что высшие военные должности занимают богатые люди, говорить о последних и не требуется – читатель сам может всё понять, без объяснений. По этой же причине автор избегает и оценочных суждений, даже по самому драматичному вопросу новеллы – убийству Кармен. Он намеренно закрывает своё произведение рассказом о том, кто такие цыгане, потому что переживать за судьбу конкретной цыганки читатель должен сам, в силу своих личных представлений о случившемся. Достаточно и того, что в новелле даётся просьба убийцы отслужить обедню за его душу и душу убитой им женщины, а также передать его серебряный образок матери.Новелла Мериме лишена живописных описаний природы и бытовых подробностей. Художественное время её действия располагается в двух пластах: настоящем (встреча рассказчика с доном Хосе и Кармен) и прошлом (рассказ дона Хосе о своей жизни и случившемся после первой встречи с рассказчиком). Основное место действия произведения – Кордова, дополнительное – Гибралтар. Вневременным является рассказ о цыганах, неизвестно когда появившихся в Испании и расселившихся по всей Европе.

29 Замысел и композиция «Человеческой комедии» О.де Бальзака.

Около 1832 г. Оноре де Бальзак задумал создать грандиозный цикл, в который войдут лучшие из уже написанных и все новые произведения. Это произошло в период окончания работы над романом «Шагреневая кожа» (1831).

отображает различные стороны жизни фр общества. 137[1] произведений и включающий романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815—1848). (др вариант: 144 из них написано 96)

Через 10 лет, в 1841 г. цикл обрел свою законченную структуру и название «Человеческая комедия» — как своего рода параллель и одновременно оппозиция «Божественной комедии» Данте с точки зрения современного (реалистического) понимания действительности

Однако не случайно, разделив «Человеческую комедию» на три части, подобно «Божественной комедии» Данте, писатель, тем не менее, не сделал их равными. Три части " Чел. комедии", которые он назвал этюдами, - " этюды о нравах", " философские этюды" и " аналитические этюды". Это своего рода пирамида, основанием которой служит непосредственное описание общества — «Этюды о нравах», над этим уровнем располагаются немногочисленные «Философские этюды», а вершину пирамиды составляют «Аналитические этюды». В «Аналитических этюдах» он написал только 2 из 5 задуманных произведений («Физиология брака», 1829; «Мелкие невзгоды супружеской жизни», 1845–1846). В «Философских этюдах» написано 22 из 27 задуманных произведений Зато в «Этюдах нравов» написано 71 из 111 произведений.

" этюды о нравах" на шесть сцен:

1) сцены частной жизни (" Гобсек", " Полковник Шабер")

2) сцены провинциальной жизни (" евгения гранде", " музей древности", " утраченные иллюзии")

3) сцены парижской жизни (" история величия и падения цезаря бирото", " блеск и нищета куртизанок")

4) сцены военной жизни (" Шуаны")

5) сцены полит жизни (" темное дело")

6) сцены деревенской жизни (" сельский священник", " лилия долины")

" философские этюды" - шагреневая кожа, неведомый шедевр, поиски абсолюта.

В 1842 Б. написал предисловие к чел комедии к котором изложил замысел эпопеи и сформулировал основные принципы своей эстетики.

идея чел комедии родилась по словам бальзака из сравнения человечества с животным миром. по его мнению общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их свществует в животном мире.

В «Человеческой комедии» единство художественного мира осуществ-ляется в первую очередь за счет персонажей, переходящих из произведения в произведение.

напр. образ растиньяка встречается в 22ух произведения чел комедии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.